По гражданскому делу № №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Бородинский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего Акаченок И.Е.,
с участием ст. помощника прокурора <адрес> ФИО3,
представителя КГКУ «ЦЗН <адрес>» по доверенности ФИО4,
представителя ответчика по ордеру ФИО5,
при секретаре ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах субъекта РФ – <адрес> в лице КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» к ФИО1 о взыскании неосновательно сбережённых сумм,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор <адрес> обратился в Бородинский городской суд в интересах субъекта РФ – <адрес> в лице КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» к ФИО1 с иском о взыскании неосновательно сбережённых сумм по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ ответчиком было подано заявлением в КГКУ «ЦЗН <адрес>» на предоставление единовременной финансовой помощи, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ между КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» и ответчиком был заключён договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи гражданину, признанному в установленном порядке безработным. Предметом договора являлось предоставление гражданину единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве юридического лица, индивидуального предпринимателя либо крестьянского (фермерского) хозяйства, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 77240 рублей в соответствии с Порядком, условиями и размером предоставления единовременной финансовой помощи, утверждёнными постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 429-п. В соответствии с п. 2.2.1. данного договора КГКУ «ЦЗН <адрес>» обязалось не позднее 10 календарных дней после предоставления гражданином выписки из ЕГРИП или поступления из Федеральной налоговой службы выписки из ЕГРИН издать приказ о предоставлении единовременной финансовой помощи. По условиям п. 2.1.4. договора гражданин обязался не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на его лицевой счёт представить в Центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи. В силу п. 2.2.2 договора Центр занятости населения <адрес> не позднее 15 календарных дней с момента издания приказа о предоставлении единовременной финансовой помощи обязался перечислить гражданину на лицевой счёт единовременную финансовую помощь за счёт средств краевого бюджета. ДД.ММ.ГГГГ Центр занятости населения <адрес> произвёл перечисление денежных средств на лицевой счёт ФИО1 в размере 76440 рублей, что подтверждается платёжным поручением № 883349. Однако, обязательства по договору о предоставлении отчёта о целевом расходовании единовременной финансовой помощи ответчиком не исполнены.
Обращение прокурора <адрес> в суд с данным исковым заявлением обусловлено тем, что действия ответчика причиняют ущерб интересам субъекта РФ – <адрес>, поскольку финансовое обеспечение мероприятий в области содействия занятости населения, а именно предоставление единовременной финансовой помощи является расходным обязательством <адрес> и осуществляется за счёт средств краевого бюджета.
Прокурор <адрес> просит суд взыскать с ФИО1 в пользу Краевого государственного казённого учреждения «Центр занятости населения <адрес>» (ИНН 2445001919, КПП 244501001, БИК 040407001 УФК по <адрес> (лицевой счёт № № КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», расчётный счёт № к ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>) денежную сумму в размере 76440 рублей.
В судебном заседании ст. пом. прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, дополнительно пояснив, что в августе 2014 года ФИО1 была признана безработной, после обращения в Центр занятости населения <адрес> ей были перечислены денежные средства в размере 77240 рублей, 800 рублей из которых - перечислены за регистрацию ответчика в налоговой инспекции, остальная часть денег - 76440 рублей выдана ей на приобретение товара. В связи с тем, что ответчик не отчиталась об израсходованных денежных средствах в установленный договором срок, она обязана вернуть перечисленные ей денежные средства как не основательно сбереженные.
Представитель КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» ФИО4 исковые требования прокурора <адрес> поддержала, дополнительно пояснив суду, что в сумму исковых требований не входит оплата за регистрацию ответчика в налоговом органе в размере 800 рублей. Обращение истца к прокурору <адрес> было вызвано тем, что ответчик не реагировала на телефонные звонки с предложением представить отчёт о расходовании перечисленных ей денежных средств, впоследствии выяснилось, что ответчик изменила место жительства, о чём КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» не уведомила, тем самым обязательства по договору не исполнила. Просит иск прокурора <адрес> удовлетворить.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была уведомлена надлежащим образом.
Представитель ответчика ФИО5 в судебном заседании пояснил, что ответчик является предпринимателем без образования юридического лица, на предоставленные КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» денежные средства ответчик приобрела мебель, что подтверждается копией чека. В связи с большой загруженностью работой, а также с наличием на иждивении троих несовершеннолетних детей, ответчик не смогла своевременно представить в КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи. Просит в иске отказать.
Свидетель ФИО6 суду пояснила, что работает инспектором в КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», ответчик обратилась Центр занятости населения <адрес> за получением финансовой поддержки, после оформления бизнес-плана и проведения его экспертизы ей была выдана денежная сумма на приобретение товара, указанного в бизнес-плане, о расходовании денежных средств ответчик должна была отчитаться в течение 90 дней после получения денег. С середины ноября 2014 года она звонила ответчику, предлагала ей предоставить подтверждающие документы, ДД.ММ.ГГГГ ответчику было направлено письмо о том, что если она не представит подтверждающие документы, Центр занятости населения <адрес> будет вынужден обратиться в прокуратуру города. Надлежащими платёжными документами являются товарная накладная, счёт-фактура, копия чека или чек.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 6-1930 «О <адрес> и иных органах исполнительной власти <адрес>» агентство края в определенной области (сфере) государственного управления оказывает государственные услуги, управляет и распоряжается государственной собственностью на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес>, а также правовых актов министерства края в случае нахождения в его ведении. <адрес> в случаях, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, может осуществлять нормативное правовое регулирование в определенной области (сфере) государственного управления и (или) осуществлять контроль и (или) надзор в определенной области (сфере) государственного управления.
В силу ст. 30 вышеназванного закона органы исполнительной власти края могут иметь территориальные подразделения. Территориальные подразделения органа исполнительной власти края создаются органом исполнительной власти края в соответствии с положением об органе исполнительной власти края в целях обеспечения доступности оказания государственных услуг в определенной области (сфере) государственного управления и (или) эффективности осуществления контроля и (или) надзора в определенной области (сфере) государственного управления. Территориальное подразделение органа исполнительной власти края осуществляет деятельность в соответствии с положением о нем, утверждаемым органом исполнительной власти края.
Согласно Положению об Агентстве труда и занятости населения <адрес>, утверждённому Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 387-п, п. 1.1. агентство труда и занятости населения <адрес> (далее - Агентство) является органом исполнительной власти <адрес> (далее - край), который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, <адрес>, законов края, правовых актов <адрес> и <адрес> осуществляет: 1) оказание государственных услуг, управление и распоряжение государственной собственностью в областях охраны труда, содействия занятости населения; 2) контроль в области содействия занятости населения. п. 1.4. Агентство реализует компетенцию непосредственно и через свои территориальные подразделения. п. 1.7. Финансирование расходов на содержание Агентства осуществляется за счет средств, предусмотренных в краевом бюджете, в том числе в части реализации переданных Российской Федерацией полномочий - за счет субвенций из федерального бюджета.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В силу ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» обратилась ответчик ФИО1, зарегистрированная в качестве безработной с ДД.ММ.ГГГГ года, с заявлением о предоставлении единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, а также единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации в размере 77240 рублей в соответствии с прилагаемым бизнес-планом.
ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в лице Краевого государственного казенного учреждения «Центр занятости населения <адрес>» и ФИО1 заключили договор № о предоставлении единовременной финансовой помощи гражданину, признанному в установленном порядке безработным, в соответствии с которым ФИО1 была предоставлена единовременная финансовая помощь в размере 77240 рублей (п.1.1.); ФИО1 обязалась в течение 30 дней со дня заключения договора в качестве индивидуального предпринимателя представить в Центр занятости населения выписку из ЕГРИП и документы, подтверждающие производственные расходы на оплату государственной пошлины и на подготовку учредительных документов (п.2.1.1.); ФИО1 обязалась не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи на её лицевой счёт представить в Центр занятости населения <адрес> копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи (п.2.1.4.); центр занятости населения обязался не позднее 10 календарных дней после представления ФИО1 в Центр занятости населения выписки из ЕГРИПа или поступления из Федеральной налоговой службы выписки из ЕГРИПа издать приказ о предоставлении единовременной финансовой помощи, с указанием размера единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и размера единовременной финансовой помощи на подготовку документов для соответствующей государственной регистрации согласно подтверждающим документам (п.п.2.2.1.); ФИО1 обязалась возвратить сумму единовременной финансовой помощи в краевой бюджет в случае невыполнения обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование единовременной финансовой помощи (подп. «б» п. 3.1.).
Во исполнение обязательств по вышеуказанному договору КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» ДД.ММ.ГГГГ перечислило ФИО1 единовременную финансовую помощь при гос. регистрации ИП по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 76440 рублей, что подтверждается платёжным поручением № 883349, и единовременную финансовую помощь на гос. регистрацию по договору № от ДД.ММ.ГГГГ в размере 800 рублей, что подтверждается платёжным поручением № 883343.
Ответчик ФИО1 обязательства по договору № от ДД.ММ.ГГГГ не исполнила: в установленный п.2.1.4 договора срок - не позднее 90 календарных дней с момента перечисления единовременной финансовой помощи - копии документов, подтверждающих целевое расходование денежных средств, в Центр занятости населения <адрес> не представила.
В связи с неисполнением ответчиком ФИО1 обязанности по предоставлению в КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» отчётных документов о полученной единовременной финансовой помощи, ответчику по указанному ею в заявлении адресу было направлено сообщение о том, что КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» вынужден обратиться в прокуратуру <адрес> для возврата перечисленных ей денежных средств, однако данное сообщение было возвращено отделением почтовой связи ввиду истечения срока хранения.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что ответчик ФИО1 в добровольном порядке от установленной подп. «б» п. 3.1. договора № от ДД.ММ.ГГГГ ответственности по возврату суммы единовременной финансовой помощи в краевой бюджет уклоняется, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес> в интересах субъекта РФ – <адрес> в лице КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что оборудование ответчиком было приобретено на предоставленные в качестве финансовой помощи денежные средства в установленный договором срок, однако копии документов, подтверждающих целевое расходование единовременной финансовой помощи, в Центр занятости населения <адрес> своевременно не представлены в силу загруженности ответчика, суд считает несостоятельными, поскольку они противоречат условиям договора № от ДД.ММ.ГГГГ года, при этом обстоятельств, свидетельствующих о предусмотренной п.3.3. временной утрате трудоспособности ответчика, на период которой может быть продлён срок выполнения договорных обязательств, судом не установлено.
Учитывая, что в силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются… прокуроры - по заявлениям в защиту интересов субъектов Российской Федерации, государственная пошлина, исчисленная в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, в размере 300 рублей, подлежит взысканию в местный бюджет с ответчика согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, из которой следует, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора <адрес> в интересах субъекта РФ – <адрес> в лице КГКУ «Центр занятости населения <адрес>» удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Краевого государственного казённого учреждения «Центр занятости населения <адрес>» (ИНН 2445001919, КПП 244501001, БИК 040407001 УФК по <адрес> (лицевой счёт № № КГКУ «Центр занятости населения <адрес>», расчётный счёт № к ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>) 76440 рублей.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Бородинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий И.Е. Акаченок