Изготовлено 09.10.2020 Дело № 2а-2567/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 сентября 2020 г. г. Ярославль
Дзержинский районный суд г. Ярославля в составе председательствующего судьи Лебедевой О.И., при секретаре Киселевой А.П., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля к Кравченко Александру Владимировичу о взыскании обязательных платежей, пени
У С Т А Н О В И Л:
Инспекция ФНС России по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании транспортного налога за 2014-2015 гг. в сумме 352 288 руб., пени 19 226,83 руб. Одновременно истец просил восстановить процессуальный срок на подачу административного иска, ссылаясь на то, что нарушение срока обусловлено программным сбоем при формировании налоговых уведомлений.
Стороны в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено судом в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу об отказе в иске по следующим основаниям.
На основании п. 1 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Пунктом 3 статьи 363 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Частью 2 статьи 286 КАС РФ предусмотрено, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно разъяснениям пункта 51 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
По смыслу указанных норм, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени, являясь способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, подлежат принудительному взысканию в том же порядке и в такие же сроки, что и задолженность по налогам и сборам, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).
В требовании № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения установлен до ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, в данном случае срок для обращения в суд следует исчислять с ДД.ММ.ГГГГ Данный срок истек ДД.ММ.ГГГГ
Инспекция обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть после истечения установленного законом срока для обращения в суд более чем на 3 года. Доказательств уважительности пропуска срока со стороны административного истца суду не представлено.
Утверждение административного истца о том, что имел место программный сбой, является голословным, ничем не подтверждено. На наличие других обстоятельств, препятствовавших обращению в суд с иском в установленный срок, административный истец не ссылался.
В силу ч. 5 ст. 138, ч.8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока для обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в иске.
С учетом изложенного, суд оставляет требования Инспекции ФНС России по <адрес> без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Инспекции ФНС России по Дзержинскому району г.Ярославля к Кравченко Александру Владимировичу о взыскании транспортного налога за 2014-2015 гг. в сумме 352 288 руб., пени 19 226,83 руб., оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд с подачей жалобы через Дзержинский районный суд г. Ярославля в течение месяца.
Судья О.И. Лебедева