Дело № 2-150/2020
УИД 44RS0024-01-2020-000313-53
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Георгиевское 30 ноября 2020 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего - судьи Власова О.,
с участием помощника прокурора Межевского района Зотовой Н.Н.,
при секретаре Скворцовой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Межевского района к администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности поставить на учет бесхозяйный объект недвижимого имущества,
у с т а н о в и л:
Прокурор Межевского района, действуя в интересах муниципального образования Георгиевское сельское поселение Межевского муниципального района Костромской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области о возложении обязанности в срок до 01 июня 2021 года принять меры к поставке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - комплектной трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес> (возле МКОУ «Межевская СОШ»). Требования мотивированы тем, что прокуратурой района в августе 2020 года в деятельности администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области (далее - администрация Георгиевского сельского поселения) проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой выявлены нарушения закона. Проверка показала, что в деятельности администрации Георгиевского сельского поселения имеют место нарушения требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», а также требований иных нормативных правовых актов. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Георгиевское сельское поселение Межевского муниципального района Костромской области по адресу: <адрес> (возле МКОУ «Межевская СОШ») расположен объект электросетевого хозяйства - комплектная трансформаторная подстанция (далее - КТП), который не имеет собственника, фактически является бесхозным. Так, в реестре муниципального имущества Георгиевского сельского поселения и Межевского муниципального района указанное имущество не находится, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте и его собственнике отсутствуют. В настоящее время указанная КТП используется МКОУ «Межевская СОШ» в целях электроснабжения здания образовательной организации. Для оперативно-технического обслуживания КТП МКОУ «Межевская СОШ» заключен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ с филиалом публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго». Вместе с тем КТП на балансе образовательной организации также не числится. Право собственности муниципального образования в нарушение норм пункта 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 5, 6 и 7 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на указанную КТП не зарегистрировано. На учет в качестве бесхозяйного указанный объект недвижимого имущества также не поставлен. По данным фактам главе Георгиевского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление. Из поступившей в прокуратуру района информации следует, что администрацией сельского поселения на 2021 год планируются мероприятия по постановке объекта на кадастровый учет и признании его бесхозным. Непринятие администрацией Георгиевского сельского поселения мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - комплектной трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес> (возле МКОУ «Межевская СОШ»), может привести к существенным недостаткам при ее содержании и эксплуатации, неэффективному использованию бюджетных средств, направляемых на оперативно-техническое обслуживание КТП. Кроме того, отсутствие собственника, ответственного за содержание КТП, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с необеспечением безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку трансформаторная подстанция является потенциально опасным объектом.
В судебном заседании помощник прокурора Межевского района Зотова Н.Н. поддержала исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что собственник трансформаторной подстанции не установлен. Данная трансформаторная подстанция обслуживает Межевскую среднею общеобразовательную школу и котельную.
Представитель ответчика - глава Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Резвов С.Д. в судебном заседании исковые требования не признал. Не отрицая факт наличия бесхозяйного объекта по вышеуказанному адресу, пояснил, что при принятии на баланс данного имущества будет осуществлено нецелевое использование бюджетных средств, при фактическом использовании его МРСК Центром.
Представитель третьего лица - филиала публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - Костромаэнерго» в судебное заседание не явился. Был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела. В отзыве на исковое заявление представитель по доверенности А.В. Смирнов просил дело рассмотреть в отсутствие представителя Общества. Пояснил, что объект КТП 068 (школа) на балансе Общества не состоит. Между Обществом и МКОУ СОШ заключен договор на технологическое обслуживание КТП.
Представитель третьего лица - директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения Межевская средняя общеобразовательная школа Межевского района Костромской области Смирнова А.В. в судебное заседание не явилась. Была надлежащим образом уведомлена о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу пункта 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов (ОК 013-2014), утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 12.12.2014 N 2018-ст, объектом, выступающим как сооружение, является каждое отдельное сооружение со всеми устройствами, составляющими с ним единое целое.
В силу пункта 23 части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с пунктом 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 20.06.2003 № 242, трансформаторная подстанция - электроустановка, предназначенная для приема, преобразования и распределения энергии и состоящая из трансформаторов, распределительных устройств, устройств управления, технологических и вспомогательных сооружений.
Исходя из системного толкования указанных норм закона, следует, что КТП представляет собой объект недвижимого имущества.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Статьей 210 ГК РФ установлено, что бремя содержания имущества несет собственник.
Из материалов дела следует, прокуратурой района в августе 2020 года в деятельности администрации Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области проведена проверка исполнения требований законодательства в жилищно-коммунальной сфере. В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Георгиевское сельское поселение Межевского муниципального района Костромской области по адресу: Костромская область, Межевской района, с. Георгиевское, ул. Октябрьская (возле МКОУ «Межевская СОШ») расположен объект электросетевого хозяйства - комплектная трансформаторная подстанция, который не имеет собственника, фактически является бесхозным.
В реестре муниципального имущества Георгиевского сельского поселения и Межевского муниципального района указанное имущество не находится, в Едином государственном реестре недвижимости сведения о данном объекте и его собственнике отсутствуют (л.д.15-20).
В настоящее время указанная КТП используется МКОУ «Межевская СОШ» в целях электроснабжения здания образовательной организации.
Для оперативно-технического обслуживания КТП МКОУ «Межевская СОШ» заключен договор на оказание услуг от ДД.ММ.ГГГГ с филиалом публичного акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» - «Костромаэнерго» (л.д.21-35).
Вместе с тем КТП на балансе образовательной организации также не числится (л.д.18-19).
Согласно акта обследования комплексной трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес> (возле МКОУ «Межевская СОШ») от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной к нему фототаблицы, комплексная транформаторная подстанция представляет собой сооружение, прочно закрепленное на железобетонном фундаменте посредством надежных металлических креплений. Между железобетонным фундаментом и непосредственно конструкцией подстанции проложена каменная кладка, выполненная из кирпича, выполняющая функцию закрепления и стабилизации КТП на земельном участке. От КТП к электрическому столбу отходят электропровода. Таким образом, КТП представляет собой сооружение, объемную строительную конструкцию, состоящую из железобетонного фундамента, металлических элементов, выполняющих функции приема, преобразования и распределения энергии, а также кирпичной кладки, соединяющей железобетонный фундамент и металлические элементы, предназначенной для более надежного закрепления конструкции на земле, а также её стабилизации. Конструкция КТП прочно связана с землей, перемещение её в другое место без несоразмерного ущерба назначению объекта невозможно. По результатам обследования установлено, что комплектная трансформаторная подстанция, расположенная по адресу: <адрес> (возле МКОУ Межевская СОШ) является объектом недвижимого имущества (л.д.36-43).
Прокурором Межевского района ДД.ММ.ГГГГ главе Георгиевского сельского поселения внесено представление с требованиями о принятии мер по поставке на учет указанный бесхозяйный объект недвижимого имущества (9-12).
Из информации администрации Георгиевского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что администрацией сельского поселения на 2021 год планируются мероприятия по постановке указанного объекта на кадастровый учет и признании его бесхозным (л.д.13-14).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (пункт 3 статьи 225 ГК РФ).
Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей (далее - Порядок), пунктом 3 которого установлено, что на учет принимаются, в частности, сооружения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.
В соответствии с пунктом 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления сельского поселения в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования.
Доводы представителя ответчика Резвова С.Д. о том, что при принятии на баланс комплектной трансформаторной подстанции будет осуществлено нецелевое использование бюджетных средств, при фактическом использовании его МРСК Центром, не являются основанием для отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Межевского района.
На основании изложенного и в связи с тем, что непринятие администрацией Георгиевского сельского поселения мер, направленных на постановку на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества - комплектной трансформаторной подстанции, расположенной по адресу: <адрес> (возле МКОУ «Межевская СОШ»), может привести к существенным недостаткам при ее содержании и эксплуатации, неэффективному использованию бюджетных средств, направляемых на оперативно-техническое обслуживание КТП, а также отсутствие собственника, ответственного за содержание КТП, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с необеспечением безопасной эксплуатации объекта электросетевого хозяйства, а, следовательно, создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку трансформаторная подстанция является потенциально опасным объектом, суд считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, а срок устранения выявленных нарушений достаточным.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ ответчик - администрация Георгиевского сельского поселения Межевского муниципального района Костромской области, как орган местного самоуправления, освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> (░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░»).
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ - ░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>