УИД 23RS0044-01-2023-000700-54
Дело № 2-1296/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ст. Северская 22 мая 2023 года
Северский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего |
Вихора П.Н., |
при секретаре судебного заседания |
Казанцевой И.И., |
с участием представителя истца |
Бардус Ш.А., |
ответчика |
Кондрашенковой Е.В., |
представителя ответчика |
Кондрашенкова Р.В., |
представителя третьего лица |
Иванова В.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края к Кондрашенковой Е.В о возложении обязанности осуществить снос (демонтаж) объекта и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние,
установил:
Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края обратилось в суд с исковым заявлением к Кондрашенковой Е.В., в котором просит привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние, осуществив снос (демонтаж) съезда (примыкания) в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения «х. Стефановский – х. Новоивановский – ст. Дербентская» на участке 34 км + 010 м (слева), расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> и <адрес>, путем демонтажа асфальтобетонного покрытия – № кв.м, восстановления обочины из гравийно-песочной смеси – № кв.м, восстановления водоотводного кювета – № м.п. (№ кб.м).
В обоснование исковых требований истец указал о том, что согласно перечню автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильная дорога регионального или межмуниципального значения «х. Стефановский – х. Новоивановский – ст. Дербентская» находится в государственной собственности Краснодарского края. По информации подведомственного Министерству ГКУ Краснодарского края «Краснодаравтодор», в ходе обследования автомобильной дороги на участке 34км+010м (слева) в границах полосы отвода выявлено расположение съезда (примыкания), обеспечивающего доступ к объекту торговли, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, находящимся во владении Кондрашенковой Е.В. Письменного согласия на размещение указанного объекта Кондрашенковой Е.В. от Министерства, как владельца автомобильной дороги регионального значения, не получали. Кондрашенкова Е.В. допустила самовольное размещение указанного объекта в полосе отвода автомобильной дороги, что противоречит положениям ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Порядку установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ №. Принадлежащий ответчику объект, размещенный в полосе отвода автомобильной дороги, нарушает права Министерства, создает препятствия к осуществлению полномочий в области осуществления дорожной деятельности и обеспечению безопасности дорожного движения. ГКУ КК «Краснодаравтодор» в адрес Кондрашенковой Е.В. направлено требование о ликвидации (сносе) незаконного примыкания к объекту в пределах полосы отвода автомобильной дороги. Данные требования ответчиком в добровольном порядке не исполнены, до настоящего времени нарушения не устранены.
В ходе рассмотрения дела представитель истца Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края в порядке ст. 39 ГПК РФ изменил основание иска, указав о том, что из представленного ответчиком договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного между администрацией Ильского городского поселения Северского района и Кондрашенковой Е.В., последняя приняла во временное владение и пользование на условиях аренды земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (между <адрес> и <адрес>) с видом разрешенного использования – для размещения автомагазина с офисными помещениями. Строение, размещенное на земельном участке – административное здание со складскими помещениями общей площадью № кв.м, с кадастровым номером № относится к объектам дорожного сервиса в силу п. 13 ст. 3 Закона № Об автомобильных дорогах, а не к стационарным торговым объектам. В связи с чем установленное ч. 13 ст. 22 Закона № 257 Об автомобильных дорогах исключение в данном случае не применимо. Вместе с тем, к такому объекту применяются положения ст. 20 Закона № 257 Об автомобильных дорогах и ст. 20 Закона Краснодарского края № 369-КЗ «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края». Услуга по выдаче согласия на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт, ремонт пересечений и примыканий осуществляется Министерством в рамках государственной услуги. Ответчик в нарушение ст.ст. 20, 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст.ст. 20, 25 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 года № 369-КЗ «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края», Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, допустила самовольное размещение съезда в полосе отвода автомобильной дороги, который обеспечивает доступ к торговому объекту, размещенному на земельном участке с кадастровым номером №.
В судебном заседании представитель истца Министерства транспортна и дорожного хозяйства Краснодарского края Бардус Ш.А. исковые требования поддержал, просил удовлетворить их в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Кондрашенкова Е.В. и ее представитель Кондрашенков Р.В. в судебном заседании просили в удовлетворении исковых требований отказать.
В письменных возражениях на иск Кондрашенкова Е.В. указала о том, что ей на праве собственности принадлежит нежилое здание -административно-торговое здание со складскими помещениями общей площадью № кв.м, с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> (между <адрес> и <адрес>). На основании проектной документации уполномоченным органом - администрацией Ильского городского поселения Северского района ей выдано разрешение на строительство указанного объекта от ДД.ММ.ГГГГ. Понятие стационарного объекта дано в ст. 25 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Доказательств того, что ею при проведении работ были нарушены нормы градостроительного или санитарного законодательства РФ не представлено. Применение к принадлежащему ей объекту требований Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» необоснованно, так как данный объект не относится к объектам дорожного сервиса. Законность строительства данного объекта была предметом рассмотрения Северского районного суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ, которое имеет преюдициальное значение для настоящего спора. Устройство съезда с автомобильной дороги к магазину осуществлялось одновременно со строительством магазина. В соответствии с ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включена схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка. Схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, была приложена к заявлению о выдаче разрешения на строительство. Формирование земельного участка под строительство торгового объекта осуществлялось в соответствии с ранее действующим законодательством на основании акта выбора земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, в котором съезд с прилегающей улицы согласован органами безопасности дорожного движения. То есть устройство съезда с автомобильной дороги было согласовано еще на этапе строительства торгового объекта. Поскольку застройщику было выдано разрешение на строительство, торговый объект был в установленном порядке введен в эксплуатацию, что свидетельствует о законности строительства данного съезда, в связи с чем у ответчика нет необходимости получать какие-либо дополнительные согласования по вопросу об устройстве такого съезда. Данные земли в соответствии со ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» находятся в распоряжении органов местного самоуправления - Ильского городского поселения.
Представитель третьего лица ГКУ Краснодарского края «Краснодаравтодор» Иванов В.В. в судебном заседании полагал необходимым исковые требования Министерства транспортна и дорожного хозяйства Краснодарского края удовлетворить.
Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник отдела архитектуры администрации Ильского городского поселения северского района Белошапка А.П. пояснил, что при обустройстве съезда (примыкания) к автомобильной дороге регионального или межмуниципального значения необходимо получение согласия собственника дороги. Орган местного самоуправления таковым не является, соответственно, согласование не осуществляет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации Ильского городского поселения Северского района в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в письменных возражениях на иск указал о том, что к принадлежащему ответчику на праве аренды земельному участку имеется съезд с региональной автодороги, собственником является истец. В представленном ответчиком решении суда не выяснен вопрос о функциональном назначении постройки. В настоящем иске ставится вопрос о ликвидации съезда к объекту, принадлежащему ответчику. Администрация Ильского городского поселения, выдавая разрешение на строительство, не подменяет собой функции собственника региональной автомобильной дороги. Выдача данного разрешение не снимает с застройщика обязательств по получению соответствующих согласований третьих лиц (ресурсоснабжающих организаций, собственников линейных объектов и иных лиц).В связи с тем, что съезд является конструктивным элементом автодороги, согласование с собственником автомобильной дороги вопроса его обустройства является проявлением добросовестности, разумности и должной степени осмотрительности участника гражданского оборота.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив исковое заявление, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов.
По смыслу статей 3, 4 ГПК РФ заявитель самостоятельно определяет предмет своего обращения в суд и его основания.
В силу ст.ст. 304, 305 ГК РФ, собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно Постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края», автомобильная дорога «х. Стефановский – х. Новоивановский – ст. Дербентская» относится к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и находится в государственной собственности Краснодарского края.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, правообладателем сооружения – автомобильной дороги «х. Стефановский – х. Новоивановский – ст. Дербентская» протяженностью № м, с кадастровым номером № является Краснодарский край (том 1 л.д. 94).
В соответствии с п. 1.1 и п. 3.38 Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О министерстве транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края», Министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, обеспечивающим проведение в соответствии с действующим законодательством государственной политики в сфере организации транспортного обслуживания населения, осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, организации дорожного движения и осуществляет функции владельца автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, составляющих казну Краснодарского края или находящихся в оперативном управлении Министерства.
Объектами дорожного сервиса являются здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств). Полосой отвода автомобильной дороги являются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункты 13, 15 статьи 3 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 28.12.2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров; стационарный торговый объект - торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог.
В случае строительства, реконструкции пересечений и примыканий разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание.
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1 и 4 настоящей статьи, должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт пересечений и примыканий.
Согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги, указанное в частях 1, 4 и 5 настоящей статьи, либо мотивированный отказ в его предоставлении выдается владельцем автомобильной дороги в срок не более чем тридцать календарных дней со дня поступления заявления о предоставлении такого согласия.
Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, ремонт пересечений или примыканий без предусмотренного частями 1, 4 или 5 настоящей статьи согласия, без разрешения на строительство или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта пересечений и примыканий, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владелец автомобильной дороги выполняет работы по ликвидации построенных пересечений или примыканий с последующей компенсацией затрат за счет лиц, виновных в незаконном возведении указанных сооружений, иных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из ст. 22 указанного Федерального закона, объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.
С учетом приведенных правовых норм, объекты дорожного сервиса (пункт 13 статьи 3 Закона № 257-ФЗ) необходимо рассматривать в совокупности с элементами обустройства автомобильных дорог, перечисленными в части 6 статьи 22 Закона № 257-ФЗ, без которых эксплуатация таких объектов невозможна.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Реконструкция, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам допускаются при наличии согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог на выполнение указанных работ.
В границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются, в том числе, выполнение работ, не связанных со строительством, с реконструкцией, капитальным ремонтом, ремонтом и содержанием автомобильной дороги, а также с размещением объектов дорожного сервиса; размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
В соответствии со ст. 20 Закона Краснодарского края от 07.06.2001 года № 369-КЗ «Об автомобильных дорогах, расположенных на территории Краснодарского края» строительство, реконструкция являющихся сооружениями пересечения автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения с другими автомобильными дорогами и примыкания автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения к другой автомобильной дороге допускаются при наличии разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, и согласия в письменной форме владельцев автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
Порядок выдачи указанного в частях 1 и 4 настоящей статьи согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и перечень документов, необходимых для его выдачи, устанавливаются уполномоченным органом.
В судебном заседании установлено, что в ходе обследования автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения «<адрес> – х. Новоивановский – ст. Дербентская» на участке 34 км+010 м (слева) в пределах полосы отвода выявлено расположение съезда (примыкания), обеспечивающего доступ к объекту торговли, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №. С целью приведения автомобильной дороги в первоначальное положение сделан вывод о необходимости восстановить обочину из ГПС – № кв.м, восстановить водоотводный кювет – № м.п. (№ кб.м), демонтировать асфальтобетонное покрытие – № кв.м, составлен акт осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. По результатам обследования также установлено, в пределах полосы отвода автомобильной дороги выполнено устройство металлической трубы под цементобетонным примыканием в водоотводном кювете автодороги, устройство примыкания из цементобетона (ширина примыкания – № м, длина примыкания – № м, площадь – № кв.м) (том 1 л.д. 30, 32, 161).
Указанные обстоятельства также подтверждаются представленным истцом фотоматериалом (том 1 л.д. 31).
Согласно выписке из ЕГРН, земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> (между <адрес> и <адрес>), из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования – для размещения автомагазина с офисными помещениями, принадлежит на праве аренды Кондрашенковой Е.В. на основании договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 37-49, 117-122).
Письменного согласия на размещение съезда (примыкания), обеспечивающего доступ к объекту торговли, расположенному на земельном участке с кадастровым номером №, Кондрашенкова Е.В. не получала.
Требование о ликвидации (сносе) незаконного примыкания к объекту дорожного сервиса, направленные в адрес Кондрашенковой Е.В., ответчиком в добровольном порядке не исполнено.
Решением Северского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) удовлетворены исковые требования Кондрашенковой Е.В к администрации Ильского городского поселения Северского района о признании права собственности на постройку.
За Кондрашенковой Е.В признано право собственности на административно-торговое здание со складскими помещениями, с параметрами площади застройки здания - № кв.м.; площадь застройки (с учетом входной группы, лестниц и ступеней) - № кв.м.; общая площадь здания - № кв.м.; высота здания - № м.; строительный объём – № м3, количество этажей – 2, расположенное на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, между <адрес> и <адрес> (том 1 л.д.139-144).
Указанным решением суда установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кондрашенковой Е.В. было получено разрешение на строительство № объекта недвижимости «Административно-торговое здание со складскими помещениями» по адресу: <адрес>, между <адрес> и <адрес>, основные характеристики: площадь застройки - № кв.м., общая площадь - № кв.м., строительный объем - № м3, этажность – 2.
В период с 2015 года по 2018 год на земельном участке с кадастровым номером № Кондрашенковой Е.В. построен объект недвижимого имущества «Административно-торговое здание со складскими помещениями». Параметры, указанные в разрешении на строительство изменились, в связи с чем, объект недвижимости имеет следующие характеристики: площадь застройки - № кв.м, общая площадь - № кв.м, строительный объем - № м3.
Возведенное Кондрашенковой Е.В. административно-торговое здание со складскими помещениями соответствует требованиям строительных, градостроительных, санитарных, экологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также правилам размещения зданий, предъявляемым к нежилым зданиям данной категории. Сохранение указанного объекта капитального строительства не создает угрозу для жизни и здоровья граждан, эксплуатирующим лицам, персоналу, посетителям, так как не выявлены трещины, перекосы частей строения, разломы несущих конструкций и прочие повреждения и деформации.
Таким образом, предметом судебного спора явилась законность возведения Кондрашенковой Е.В. административно-торгового здания со складскими помещениями, которое исходя из выводов судебной строительно-технической экспертизы признано судом соответствующим установленным требованиям.
Поскольку предмет исковых требований и субъектный состав по делу № и по настоящему делу различные, доводы ответчика о том, что ранее принятое решение Северского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ является преюдициальным, подтверждает законность обустройства, в том числе, съезда (примыкания) в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения «х. Стефановский – х. Новоивановский – ст. Дербентская», суд отклоняет.
Земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения предназначены для осуществления дорожной деятельности (пункты 15, 16 статьи 3 Закона № 257 об автомобильных дорогах). Таким образом, истец в силу закона является собственником автомобильной дороги, на которой ответчиком были осуществлены работы по обустройству съезда (примыкания) к принадлежащему ответчику объекту, а также работ по реконструкции, и ремонту примыкания к жилому дому, в связи с чем действия проводимые с данным имуществом должны быть согласованы с собственником.
Законом предусматривается необходимость получения согласия владельца автомобильной дороги на выполнение работ по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту примыканий. В данном случае органы местного самоуправления владельцем автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения не являются.
Однако, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие согласие собственника данной дороги на совершение вышеуказанных действий ответчиком, в связи с чем Кондрашенкова Е.В. незаконно произвела размещение примыкания к принадлежащему ей объекту в полосе отвода дороги.
Принимая во внимание, что обустройство ответчиком съезда (примыкания) с автомобильной дороги, выполненного без соответствующего разрешения (согласия), нарушает права Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края и препятствует осуществлению полномочий в области дорожной деятельности и безопасности дорожного движения, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Министерства транспортна и дорожного хозяйства Краснодарского края к Кондрашенковой Е.В о возложении обязанности осуществить снос (демонтаж) объекта и привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние – удовлетворить.
Обязать Кондрашенкову Е.В в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу привести автомобильную дорогу в первоначальное состояние, осуществив снос (демонтаж) съезда (примыкания) в границах полосы отвода автомобильной дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения «х. Стефановский – х. Новоивановский – ст. Дербентская» на участке 34 км + 010 м (слева), расположенном на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес> (между <адрес> и <адрес>), путем демонтажа асфальтобетонного покрытия – № кв.м, восстановления обочины из гравийно-песочной смеси – № кв.м, восстановления водоотводного кювета – № м.п. (№ кб.м).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Северский районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда составлено 26.05.2023 года.
Председательствующий П.Н. Вихор