44RS0028-01-2020-000621-81
№ 2а-641/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 мая 2020 года
Костромской районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой О.Е..,
при секретаре Кадыбердеева С.Т.,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области к Егоровой О.К. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам,
установил:
Межрайонная ИФНС России № 7 по Костромской области (далее - инспекция) обратилась в суд административным иском к Егоровой О.К. о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.
Свои требования мотивируют тем, что Егорова О.К. в период с 30.09.2011 по 03.02.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя. Также административный ответчик был зарегистрирована в Управлении Пенсионного Фонда РФ по Костромскому району Костромской области в качестве страхователя и на этом основании являлась плательщиком страховых взносов, пеней, штрафов.
Управлением Пенсионного Фонда РФ по Костромскому району Костромской области налогоплательщику были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС в размере 3 796,85 рублей за 2016 год по сроку уплаты 09.01.2017. Указанная задолженность уплачена не была. За несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование начислены пени в размере 908,21 рубль за период с 10.01.2017 по 11.11.2017 года.
В соответствии с п.1 ст. 45, п.2 ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации (далее- НК РФ) инспекцией на указанную задолженность выставлены требования от 18.07.2017 № 463403, от11.11.2017 № 333701. Всего подлежит взысканию страховые взносы в размере 4705,06 рублей.
В административном исковом заявлении содержится ходатайство административного истца о восстановлении срока для обращения в суд, пропущенного по причине сбоя компьютерной программы. В случае отказа в удовлетворении ходатайства просит признать задолженность безнадежной ко взысканию.
Представитель административного истца МИФНС России № 7 по Костромской области о дате и месте проведения судебного заседания извещен, просил рассматривать дело в отсутствие представителя.
Административный ответчик Егорова О.К. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие
Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование и Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон N 212-ФЗ).
Согласно подп. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели.
Судом установлено, что Егорова О.К. в период 30.09.2011 по 03.02.2017 была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.
06.10.2011 года Управлением Пенсионного Фонда РФ по Костромской области административный ответчик зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе пенсионного Фонда РФ, на основании этого являлась плательщиком страховых взносов, пеней и штрафов.
В соответствии с ч. 2 ст. 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Согласно ст. 10 Закона 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В силу ч.ч.. 1, 3, 4 ст. 15 названного закона сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (далее в настоящей статье - плательщики страховых взносов), отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Частями 1,2 статьи 22 Закона 212-ФЗ предусмотрено, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеням и штрафам направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч.ч. 3, 5, 5.4., 5.5. ст. 19 Закона N-212-ФЗ до принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.
Решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.
Налогоплательщику Егоровой О.К. за 2016 год были начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в сумме 3796,85 рублей по сроку уплаты 09.01.2017.
По сообщению Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области административным ответчиком задолженность по страховым взносам уплачена не была.
В связи с тем, что административным ответчиком в установленные сроки страховые взносы уплачены не были, на сумму недоимки начислены пени за период с 10.01.2017 по 11.11.2017 года в размере 908,21 рубль.Налоговым органом на указанную сумму задолженности Егоровой О.К. были выставлены требования:
№ 463403 от 18.07.2017 с добровольным сроком уплаты до 08.07.2017 года;
№ 333701 от11.11.2017 с добровольным сроком уплаты до 25.12.2017 года. До настоящего времени требования должником не исполнены.
В случае пропуска сроков, установленных частями 5 и 5.2 статьи 19 ФЗ № 212-ФЗ, для принятия решения о взыскании страховых взносов, орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с заявлением о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи со вступлением в законную силу с 01.01.2017 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» функции по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование перешли к налоговым органам.
Полномочия Межрайонной ИФНС России № 7 по Костромской области на право обращения в суд с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций судом проверены, соответствуют положениям ст. 9, 31 Налогового кодекса РФ, п. 4 разд. I Положения о Федеральной Налоговой Службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 года № 506.
Вместе с тем, в силу ч. 6 ст. 289 КАС РФ в обязанность суда входит проверка соблюдения органом, обратившимся с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд (абз. 3 п. 1 ст. 48 НК РФ).
В соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Принимая во внимание, что общая сумма взыскания превысила 3000 рублей, крайний срок для обращения в суд о взыскании задолженности истек 07.02.2018 года, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока для обращения в суд.
Положениями статьи 138 КАС РФ установлено, что в случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 60 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления.
Налоговый орган является профессиональным участником налоговых правоотношений, специализированными государственным органом, призванным от имени государства осуществлять контроль за сбором налогов и уплатой сборов, своевременностью их взимания.
При таких обстоятельствах, установив, что на момент обращения в суд с настоящим иском, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание суммы задолженности в связи с пропуском установленного законодателем срока и убедительных доказательств уважительности пропуска срока административным истцом не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе Межрайонной ИФНС №7 по Костромской области в удовлетворении административного искового заявления к Егоровой О.К. в связи с пропуском срока на обращение в суд.
Руководствуясь ст. 290 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ № 7 ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ 4 705,06 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.