Судья Дементьева Н.Р. УИД 16RS0042-03-2022-005089-50
Дело № 2-6537/2022
Дело № 33-4777/2023
Учет № 073г
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 мая 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Муртазина А.И.,
судей Мелихова А.В., Новосельцева С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахатовым А.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Новосельцева С.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Отделения пенсионного фонда по Республике Татарстан на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Катковой Е.Н. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 июня 2022 года, которым постановлено:
исковое заявление Гафиуллина Альберта Зуфаровича к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный страховой стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии удовлетворить.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан включить Гафиуллину Альберту Зуфаровичу в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, службу по специальности в составе Вооруженных Сил с 27 марта 1994 года по 29 марта 1996 года в должности врача медицинского пункта, период работы с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года в должности врача-стоматолога в Медицинском отделе МВД по Республике Татарстан.
Обязать Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Гафиуллину Альберту Зуфаровичу досрочную страховую пенсию с 19 февраля 2022 года.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Гафиуллин А.З. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан о включении в специальный страховой стаж периодов работы, назначении досрочной страховой пенсии.
Требования мотивированы тем, что решением ответчика от 09 февраля 2022 года № 96413/22 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный страховой стаж истца не была включена служба по специальности в составе Вооруженных Сил с 27 марта 1994 года по 29 марта 1996 года в должности врача медицинского пункта, а также период работы с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года в должности врача-стоматолога в Медицинском отделе МВД по Республике Татарстан. По мнению истца, решение пенсионного органа не основано на законе и нарушает его право на пенсионное обеспечение, в связи с чем он просит суд включить в его специальный страховой стаж оспариваемые периоды работы и назначить досрочную страховую пенсию с 19 февраля 2022 года.
Истец в судебном заседании иск поддержал.
Представитель ответчика Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором иск не признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом вынесено решение об удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ответчика, выражая несогласие с принятым по делу решением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое, которым в удовлетворении исковых требований отказать. При этом в жалобе им приводятся те же доводы, что и при рассмотрении дела в суде первой инстанции, указывается на то, что нормативный документ, предусматривающий включение периода службы в армии в специальный стаж утратил силу с 1 октября 1993 года, и что наименование учреждения «Медицинский отдел» соответствующими Списками не предусмотрено, а по результатам проверки пенсионных органов не установлен факт выделения в Медицинском отделе МВД по РТ какого-либо структурного подразделения.
Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, ходатайствовал об отложении судебного заседания, однако в удовлетворении этого ходатайства судебной коллегией было отказано.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором также просил апелляционную жалобу удовлетворить и отменить решение суда первой инстанции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
Согласно пункту 20 части 1, частям 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Судом установлено, что 3 февраля 2022 года Гарифуллин А.З. обратился в территориальный орган пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности.
Решением ответчика от 9 февраля 2022 года № 96413/22 в назначении досрочной пенсии истцу отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа – 30 лет, в который в бесспорном порядке было зачтено 23 года 8 месяцев 3 дня.
При этом в стаж медицинской деятельности истца не включены, в частности, период его службы в армии с 27 марта 1994 года по 29 марта 1996 года, а также период работы с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года в качестве врача-стоматолога в Медицинском отделе МВД по РТ.
Ответчик исходил из того, что нормативный акт, позволявший приравнивание периода службы в армии к медицинской деятельности утратил силу с 1 октября 1993 года, а в Медицинском отделе МВД по РТ не было выделено структурное подразделение, в котором работал истец.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям закона.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781
«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 «Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
При этом абзац 4 части 2 этого постановления предусматривал, что в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил и правоохранительных органов.
Пункт 3.6 Инструктивного письма «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» разъясняет, что согласно абзацу второму пункта 4 Положения, в стаж работы включается служба медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и в партизанских отрядах, а также в войсках и органах, указанных в подпункта «г» пункта 1 Положения, независимо от наличия 2/3 стажа работы в должностях, предусмотренных Перечнем.
При этом, под службой медицинских работников по специальности в составе Вооруженных Сил СССР подразумевается служба в медицинских должностях независимо от наличия медицинского образования и характера работы до службы (например, служба в должности санинструктора).
Таким образом, за периоды, выработанные до 1 ноября 1999 года, законодатель предоставил право на включение в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений периодов службы по специальности в составе Вооруженных Сил, независимо от выработанного количества стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии.
В данном случае, согласно трудовой книжке Гафиуллин А.З. на основании приказа от 05 августа 1992 года № 92 был принят на должность врача-интерна в стоматологическую поликлинику № 2.
На основании приказа от 29 июня 1993 года №787/Л МЗ РТ Гафиуллин А.З. переведен на должность врача-стоматолога в связи с окончанием интернатуры.
Приказом от 22 марта 1994 года № 26 МЗ РТ он освобожден от занимаемой должности в связи с призывом в ряды СА.
Согласно справке Военного комиссара Центрального и Автозаводского районов города Набережные Челны Республики Татарстан от 25 марта 2022 года № 2/196, Гафиуллин А.З. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил с 27 марта 1994 года по 29 марта 1996 года на должности врача медицинского пункта, 433МСП, 27гв. МСД ПриВО, с 24 мая 1994 года по 29 ноября 1995 года находился в зоне вооруженного конфликта в Приднестровском регионе Р. Молдова, этот период подлежит зачету в выслугу лет на пенсию на льготных условиях из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.
Учитывая, что спорный период службы истца в составе Вооруженных Сил в должности врача относится к периоду до 1 ноября 1999 года, он подлежит включению в его специальный страховой стаж.
Ссылку в апелляционной жалобе на постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 судебная коллегия отклоняет как основанную на неправильном толковании норм материального права.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности включения в специальный стаж истца периода работы с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года в должности врача-стоматолога в Медицинском отделе МВД по Республике Татарстан также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Так, в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 указаны врачи-специалисты всех наименований и медицинские учреждения различных типов.
В силу абзаца 5 пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном названными Правилами, работа в должностях, указанных в Списке, в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
В соответствии с разъяснениями, данными в абзаце втором пункта 18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 30 от 11 декабря 2012 года «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», исходя из пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
В данном случае, согласно справке от 25 ноября 2019 года № 60, выданной специалистом по кадрам ОРЛС Госпиталя ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан», Гафиуллин А.З. работал в должности врача-стоматолога в больнично-поликлиническом объединении г. Наб. Челны с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года. Принят приказом от 21 мая 1996 года № 192. Уволен приказом от 28 декабря 2000 года № 946. Больнично-поликлиническое объединение г. Наб. Челны преобразовано в больницу с поликлиникой г. Наб. Челны (приказ от 14 июня 1996 года № 249).
Из акта по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем индивидуальных сведений со стажем на соответствующих видах работ застрахованных лиц № 412 от 19 декабря 2019 года УПФР в Вахитовском районе г. Казани следует, что Гафиуллин А.З. по лицевым счетам на зарплату за 1996-2000 годы работал врачом-стоматологом с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года на 1.00 ставку, полный рабочий день, полную рабочую неделю, в административных, учебных отпусках, курсах повышения квалификации не был (не просматривается).
На запросы судов первой и апелляционных инстанций Госпиталь ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» (дислокация г. Набережные Челны) представил Положение о государственном учреждении «Медицинский отдел Министерства внутренних дел Республики Татарстан», утвержденное приказом Министра внутренних дел Республики Татарстан № 186 от 10 апреля 2000 года, согласно которому данный отдел является самостоятельным структурным специализированным подразделением Министерства внутренних дел Республики Татарстан, осуществляющим меры по организации охраны здоровья сотрудников и служащих органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, пенсионеров Министерства внутренних дел и членов их семей, и входит в систему органов внутренних дел Республики Татарстан.
При этом, приказом МВД РТ № 52 от 31 января 2004 года Медицинский отдел МВД РТ реорганизован и присоединен в качестве юридического лица к государственному медицинскому учреждению «Поликлиника медицинского отдела МВД Республики Татарстан», вид которого предусмотрен Списком № 781.
Согласно пункту 1.1 Устава государственного медицинского учреждения «Больница с поликлиникой Медицинского отдела Министерства внутренних дел Республики Татарстан в г. Набережные Челны», утвержденному приказом МВД РТ № 561 от 08 ноября 2001 года, государственное медицинское учреждение «Больница с поликлиникой Медицинского отдела Министерства внутренних дел Республики Татарстан в г. Набережные Челны» (далее «БП МО МВД РТ) является лечебно-профилактическим учреждением здравоохранения, входит в структуру Медицинского отдела МВД РТ, подчинено Министерству внутренних дел Республики Татарстан и предназначено для оказания медицинской помощи сотрудникам МВД РТ и членам их семей, пенсионерам МВД, работником органов внутренних дел Республики Татарстан, не имеющим специальных званий, проживающим в г. Набережные Челны и в прикрепленных районах Закамской зоны.
В соответствии со справкой главного специалиста ОРЛС ФКУЗ «МСЧ МВД России по Республике Татарстан» б/н, ГУ «Медицинский отдел Министерства внутренних дел Республики Татарстан» относится к учреждениям, поименованным в Списках, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1066. Согласно приказа МВД Республика Татарстан «Об организационно-штатных вопросах по МВД Республики Татарстан» от 29 декабря 1998 года № 582 больница с поликлиникой (5 группы, 65 коек, г. Набережные Челны) являлась структурным подразделением Медицинского отдела МВД Республики Татарстан.
С учетом изложенного, в период с 22 апреля 1996 года по 28 декабря 2000 года трудовая деятельность истца протекала в учреждении здравоохранения, которое выполняло лечебные и иные функции по охране здоровья населения, и являлось структурным подразделением организации, которая, в свою очередь, являлась самостоятельным структурным специализированным подразделением Министерства внутренних дел Республики Татарстан.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости включения указанного периода работы в специальный стаж истца.
Иных доводов, свидетельствующих о незаконности решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 12 месяцев, а в 2020 году не ранее чем через 24 месяца со дня приобретения соответствующего специального стажа.
При этом, в силу частей 3 и 4 статьи 10 Федерального закона от 3 октября года 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Как правильно указано судом первой инстанции, с учетом включенных судом периодов, стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федеральному закону «О страховых пенсиях» (30 лет) был выработан у истца 18 августа 2020 года, следовательно, право на назначение досрочной страховой пенсии у Гафиуллина А.З., с учетом вышеуказанных положений действующего законодательства, возникло с 19 февраля 2022 года.
В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, изложенную в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и иной оценке установленных по делу обстоятельств, что не отнесено статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 8 июня 2022 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения пенсионного фонда по Республике Татарстан на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан – Катковой Е.Н. – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 17 мая 2023 года.
Председательствующий
Судьи