Дело № 5-163/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
30 ноября 2018 года г. Набережные Челны
Судья Тукаевского районного суда Республики Татарстан Гараев М.З.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты>» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан (ИНН 1639012749, ОГРН 1021601372638; 423872, <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии ДНКО/пр. № при проведении плановой выездной проверки муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя образовательная школа <адрес>» <адрес>», образовательное учреждение) в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ установлены факты грубого нарушения ст. 46 ФЗ-273 «Об образовании в РФ»- Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №н, в части отсутствия документов, подтверждающих наличие необходимого для ведения образовательной деятельности образования у педагога ФИО3 (учитель математики и информатики, образование- среднее общее, студентка ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», принята на работу в МБОУ «СОШ <адрес> на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №)- отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении.
Административный орган, будучи извещенным надлежащим образом, на судебное заседание представителя не направил, представлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Законный представитель МБОУ «<данные изъяты>» – ФИО2 в судебном заседании обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении не оспаривал. Однако пояснил, что ФИО3 студентка 5 курса факультета математики и информатики ФГБОУ ВО «Набережночелнинский государственный педагогический университет», принята на работу в связи с производственной необходимостью и у четом прежней работы учителем в школе <адрес>, на основании заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.
Законный представитель ФИО2 и представитель исполнительного комитета Тукаевского муниципального района ФИО4 просили протокол об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить за отсутствием в действиях юридического лица состава об административном правонарушении.
Выслушав законного представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию к данной статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" принято Постановление Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 N 966, которым утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение).
В силу пункта 1 Положения данное Положение устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно (далее - организация, осуществляющая образовательную деятельность).
Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В силу статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела МБОУ «<данные изъяты>» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной на основании приказа Министерства образования и науки Республики Татарстан, в приложении которой указано место нахождение юридического лица: 423872, <адрес>
Факт административного правонарушения и виновность МБОУ «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения суд находит установленными: приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ №-Д; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ № с подробным описанием выявленных нарушений; предписанием административного органа от ДД.ММ.ГГГГ №; приказом департамента надзора и контроля в сфере образования Министерства образования и науки Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ серии ДНКО/пр. №, оцененными в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 КоАП РФ
Обстоятельства нарушения требований законодательства об образовании, допущенные нарушения лицензионных требований законным представителем образовательного учреждения не оспаривается и подтверждается материалами дела.
Оценив в совокупности полученные в соответствии с законом доказательства по делу, суд считает вину МБОУ «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения доказанной.
Доводы законного представителя ФИО2 о том, что ФИО3 рекомендована на должность учителя математики и информатики МБОУ «<данные изъяты>», на основании выписки из протокола заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, опираясь на ее педагогический опты и компетентность, не состоятельны в силу следующего. Согласно пункту 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы. Аттестационная комиссия, о которой идет речь в пункте 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, призвана выполнять другую задачу, а именно: коллегиально рассматривать возможность приема на работу лиц, квалификация которых не соответствует требованиям квалификационных характеристик, и выносить соответствующую рекомендацию для работодателя. Законным представителем ФИО2 не представлен суду сам протокол заседания аттестационной комиссии. Согласно материалам дела об административном правонарушении, протокол не представлялся и должностному лицу административного органа, в связи с чем его происхождение у суда вызывает сомнение.
Действия МБОУ «<данные изъяты>» следует квалифицировать по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Доказательств того, что совершение правонарушения было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами либо непреодолимыми препятствиями, не имеется.
Каких-либо существенных противоречий в материалах дела, влекущих признание того или иного доказательства недопустимым, а также сомнений относительно виновности МБОУ «<данные изъяты>» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, суд не усматривает.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 КоАП РФ); при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 КоАП РФ).
Вместе с тем, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая вышеизложенное, фактические обстоятельства, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, материальное положение юридического лица, которое является бюджетным учреждением, признавая совокупность данных обстоятельств исключительной, суд приходит к выводу, что предусмотренный санкцией части 3 статьи 19.20 КоАП РФ размер штрафа <данные изъяты> руб. может повлечь избыточное ограничение прав юридического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит снижению ниже низшего предела, но до размера не менее половины минимального размера – до <данные изъяты> руб.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 24.5, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «<данные изъяты>» Тукаевского муниципального района Республики Татарстан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Реквизиты для оплаты штрафа: банк получателя: Получатель УФК по РТ (Министерство образования и науки Республики Татарстан, л/с №А22250) Р/сч. 40№; ГРКЦ НБ РТ Банка России <адрес>; БИК 049205001; ИНН 1654002248; КПП 165501001; КБК 07№; ОКТМО 92701000001.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Документ об уплате административного штрафа подлежит предоставлению в канцелярию Тукаевского районного суда Республики Татарстан расположенную по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, через Тукаевский районный суд Республики Татарстан.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья. Гараев М.З.