Республика Коми, г.Сыктывкар дело № 2-7195/2024 (33-7095/2024)
УИД 11RS0001-01-2024-010578-78
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Щелканова М.В.,
судей Никитенковой Е.В., Пунегова П.Ф.,
при секретаре Ч.
рассмотрела в судебном заседании 10 октября 2024 года дело по апелляционной жалобе представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Л. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2024 года, которым
исковые требования прокурора Эжвинского района г. Сыктывкара, Н. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми удовлетворены.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ОГРН ...) обязано обеспечить Н. (паспорт серии ...) протезом бедра для купания в количестве 1 штука, протезом бедра модульного, в том числе при недоразвитии, в количестве 1 штука в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Пунегова П.Ф., объяснения представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми Н.., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор Эжвинского района г. Сыктывкара обратился в суд с иском в интересах Н. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми) об обязании обеспечить Н. протезом бедра для купания, протезом бедра модульного, в том числе при недоразвитии, предусмотренными действующей индивидуальной программой реабилитации, в количестве по 1 штуке в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу, указав в обоснование требований, что Н. является инвалидом ..., в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (далее – ИПР) ему предусмотрена выдача технического средства реабилитации, которым он не обеспечен.
В порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса РФ к участию в деле в качестве соистца привлечен Н.
В судебном заседании помощник прокурора требования поддержал.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Истец Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд с учетом мнения участников процесса счет возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с решением суда, считая, что суд неверно применил нормы материального права.
От прокуратуры Эжвинского района г. Сыктывкара поступили возражения на апелляционную жалобу. Ходатайств от сторон не поступало. Препятствий для рассмотрения жалобы не установлено.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Проверив законность и обоснованность решения суда, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Н. является инвалидом ... и, согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации (ИПРА) инвалида <Номер обезличен> к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина <Номер обезличен> от 11.02.2020, он нуждается, в том числе, в протезе бедра для купания в количестве 1 шт., протезе бедра модульном, в том числе при врожденном недоразвитии, в количестве 1 шт.
Срок проведения указанных мероприятий определен с 01.03.2020 бессрочно, исполнителем рекомендованных реабилитационных или абилитационных мероприятий является ГУ-РО ФСС РФ по Республике Коми, которое, согласно выписке из ЕГРЮЛ, реорганизовано в форме присоединения к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
На основании заявления от 27.06.2023 Н. был поставлен на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (далее - ТСР), предусмотренными ИПРА.
Ответчиком представлена информация о том, что коммерческих предложений от поставщиков в количестве, достаточном для формирования начальной (максимальной) цены государственного контракта, не поступили, что сделало невозможным заключение государственного контракта. Ориентировочный срок заключения государственного контракта – август 2024 года. После подписания контракта истцу будет выдано направление по получение протезов.
По вопросу недополучения технических средств реабилитации сообщено, что за период, в котором Н. не был обеспечен техническими средствами реабилитации, Отделением может быть выплачена компенсация при условии их самостоятельного приобретения в этот период. Также Н. имеет возможность приобретения (оплаты) ТСР с использованием электронного сертификата за счет бюджетных средств.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме, зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 № 240, суд первой инстанции, исходя из анализа представленных доказательств обеспечения истца средствами реабилитации, пришел к выводу об удовлетворении требований истца, поскольку ответчик не исполнил обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации в заявленном им объеме и в установленный законом срок, в связи с чем обязал ОСФР по Республике Коми обеспечить Н. техническими средствами реабилитации в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Правовые и организационные основы предоставления мер социальной поддержки инвалидов установлены Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», определяющим государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (часть 1 статьи 9 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета (часть 1 статья 10 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Согласно части 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства (месту пребывания, фактического проживания) уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.
Во исполнение указанной нормы постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 № 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.
В пункте 2 названных Правил предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Подпунктами «а» и «д» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия); выплаты компенсации расходов на мероприятие, указанное в подпункте «в» настоящего пункта (в случае осуществления этих расходов за счет средств инвалида, ветерана), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 Правил № 240, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта, при этом извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) должно быть размещено уполномоченным органом в единой информационной системе в сфере закупок не позднее 30 календарных дней с даты подачи инвалидом заявления, указанного в пункте 4 настоящих Правил.
Срок обеспечения инвалида техническим средством (изделием) серийного производства в рамках государственного контракта, заключенного с организацией, в которую выдано направление, не может превышать 30 календарных дней со дня обращения инвалида (ветерана) в указанную организацию, а в отношении технических средств (изделий), изготавливаемых по индивидуальному заказу с привлечением инвалида и предназначенных исключительно для личного использования, - 60 календарных дней.
При этом, как правильно указал суд первой инстанции, приведенные правовые нормы не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Самостоятельное приобретение инвалидами технических средств реабилитации с последующей компенсацией их стоимости, а также их приобретение с использованием электронного сертификата является правом, а не обязанностью инвалида и может быть реализовано только при наличии желания и возможности.
Судом установлено, что Н. на момент рассмотрения дела не был обеспечен требуемым техническим средством реабилитации.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, обоснованно исходил из того, что ОСФР по Республике Коми не исполнена возложенная на него законом обязанность по обеспечению истца техническими средствами реабилитации в количествах и объемах, предусмотренных индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида № <Номер обезличен>, что повлекло нарушение прав инвалида.
Доводы жалобы о несогласии с действиями суда по оценке доказательств не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, так как согласно положениям статей 56, 59, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определяет какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне их надлежит доказывать, принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Доводы жалобы по существу повторяют позицию стороны ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена и получила надлежащую судебную оценку, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения, в пределах доводов жалобы, состоявшегося по делу по сути правильного решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 29 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми - без удовлетворения.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме составлено 14 октября 2024 года.
Председательствующий –
Судьи –