дело № 12-90/2018
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
с. Чугуевка 19 сентября 2018 года
Судья Чугуевского районного суда Приморского края Сопко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ОАО «Приморские лесопромышленники» на постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» Департамента лесного хозяйства Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ (дело №) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении ОАО «Приморсклеспром», -
установил:
Постановлением заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Приморские лесопромышленники» признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 Ко АП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Считая указанное постановление незаконным, ОАО «Приморсклеспром» в лице генерального директора ФИО3 обратилось в суд с жалобой на указанное постановление. В обоснование заявленных требований указали, что в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что за нарушение Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза № 337 от 01.08.2011 г., предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ.
Согласно протоколу ОАО «Приморсклеспром» оставил невывезенную древесину в установленный срок в количестве 7 м3 на лесосеке №, расположенной в лесном выделе № квартала 145 Березовского участкового лесничества, разрабатываемой на основании договора аренды № и от ДД.ММ.ГГГГ. Разделом IV Требований к организации и проведению работ по заготовке древесины, приказа Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины» в пункте 60 указано, что на участках выборочных рубок количество поврежденных деревьев не должно превышать 5 процентов от количества оставляемых после рубки. Количество невывезенной древесины не превышает 5 процентов заготовленной. Просит отменить постановление Заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» ФИО2 по делу № от ДД.ММ.ГГГГ о назначении Открытому акционерному обществу «Приморские лесопромышленники» административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей, в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») ФИО4 действующий по доверенности в судебном заседании просил производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, т.к. приказ Рослесхоза о 01.08.2011 г. № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины» утратил силу 19.09.2016 года.
Представитель КГКУ «Приморское лесничество» извещен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направив отзыв, в котором не согласился с доводами жалобы ОАО «Приморсклеспром» и указал, что состав административного правонарушения имеется, т.к. п. 123 Приказа Минприроды России от 13.09.2016 № 474 не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке. Довод заявителя со ссылкой на пункт 60 Раздела IV Требований к организации и проведению работ по заготовке древесины, утв. приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины» несостоятелен. Приказ Рослесхоза от 01.08.2011 № 337 «Об утверждении правил заготовки древесины» утратил силу - приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 19 сентября 2016 г. N 378 «О признании утратившим силу приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 1 августа 2011 г. N 337 "Об утверждении Правил заготовки древесины». Общество при заготовке древесины должно было руководствоваться Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 13 сентября 2016 г. N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации". Просит в удовлетворении жалобы ОАО «Приморсклеспром» отказать в полном объеме, а постановление заместителя директора ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № оставить в силе.
Учитывая, что представитель КГКУ «Приморское лесничество» извещен о дате рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в соответствии со ст. 30.6 ч.2 п. 4 Ко АП РФ суд рассматривает жалобу в отсутствии не явившейся стороны.
Выслушав представителя ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром»), исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Часть 1 ст. 8.25 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение правил заготовки древесины, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» инженером охраны и защиты леса 1 категории Чугуевского филиала КГКУ «Приморское лесничество» государственным инспектором в лесничествах и лесопарках Приморского края ФИО5 был составлен протокол об административном правонарушении №, поскольку в результате осмотра места рубки был установлен факт оставления на лесосеке, не вывезенной в установленный срок древесины породы береза ель, объемом 7 м3, были нарушены Правила заготовки древесины от 01.08.2011 г. № 337, п.п. з п. 13 раздела I (Приказ Федерального лесного хозяйства от 1 августа 2011 года № 337).
На основании протокола об административном правонарушении было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В постановлении № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что на лесосеке, площадью – 6,7 га, оставлена не вывезенной древесина в установленный срок, чем нарушен п.п. з п. 13 раздела I Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем, на основании приказа Рослесхоза от 19.09.2016 года №378 приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 01 августа 2011 г. № 337 «Об утверждении Правил заготовки древесины» признан утратившим силу.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») норма закона, на основании которой оно привлечено к административной ответственности, утратила силу.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии п. 5 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: в том числе признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных нарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Кроме того, в соответствии со ст. 28.7 КоАП РФ в случае необходимости проведения дополнительной проверки возбуждается дело об административном правонарушении и проведении административного расследования. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КОАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении ( закон № 133-ФЗ). Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
Из материалов, представленных Департаментом лесного хозяйства не следует, что проводилось административное расследование – отсутствует определение о возбуждении такового.
Согласно ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
Однако, как следует из протокола об административном правонарушении, акта осмотра лесосеки проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ, а протокол об административном правонарушении составлен лишь ДД.ММ.ГГГГ, что противоречит нормам закона, т.е. КоАП РФ.
Из представленных материалов следует (по срокам составления протокола об административном правонарушении, уведомлении о составлении протокола об административном правонарушении и т.д.), что проводилось административное расследование. Однако решение принято должностным лицом с нарушением и не отвечает требованию справедливого рассмотрения, поскольку по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, решения должны быть законным, а принятый в результате такого рассмотрения акт не обеспечивает гарантии прав и свобод в сфере законности.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что постановление заместителя директора КГКУ «Приморское лесничество» № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ОАО «Приморские лесопромышленники» (ОАО «Приморсклеспром») по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.25 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с признании утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
С учетом ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения, дата совершения правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, т.е. на момент составления протокола действовали новые правила заготовки древесины, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 474 "Об утверждении Правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ», а также нарушены процессуальные права КГКУ «Приморское лесничество», предусмотренное административным законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 30.1, 30.7 Ко АП РФ, -
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░» № ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░» (░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░») ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.25 ░░ ░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 30.14. ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: