по делу об административном правонарушении
18 февраля 2015 года город Первоуральск
Судья Первоуральского городского суда Свердловской области Федорец А.И., рассмотрев административное дело в соответствии со статьей 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по статье 19.20 часть 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в помещении Первоуральского городского суда в отношении:
открытого акционерного общества «Первоуральский новотрубный завод», <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
Предприятие ОАО «ПНТЗ», по адресу регистрации: <адрес>, осуществляло деятельность по обезвреживанию и размещению отходов производства и потребления на основании Лицензии № № (66) до 18.09.2014. На момент проведения проверки должностным лицом Федеральной службы в сфере природопользования предприятие имело новую лицензию на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности 066 № 00286 от 24.09.2014. Таким образом, учитывая непрерывность технологического процесса химической обработки труб в ваннах с травильными растворами, в период с 18.09.2014 по 24.09.2014, в течение которого отсутствовала лицензия, предприятие осуществляло размещение отходов в шламонакопителе, а именно отход осадков ванн травления (код по ФККО №) III класса опасности, в количестве 18,370 т. с отсутствием лицензии.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии с ч. 1. ч. 2 ст.30 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлено, что в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежит деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
В судебном заседании защитник ОАО «ПНТЗ» Пономарев В.А. с составленным протоколом был не согласен, просил квалифицировать действия ОАО «ПНТЗ» по ст. 14.1 ч. 2 КоАП РФ, считал что данные действия являются малозначительными, так как не нанесли существенного ущерба охраняемым законом общественным интересам, суду пояснил, что в на ОАО «ПНТЗ» до 18.09.2014 года действовала лицензия № № (66) на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности. В Департамент Росприроднадзора по УФО 14.08.2014 года было подано заявление о переоформлении лицензии. По результатам проведенной проверки лицензирующим органом был выдан акт от 27.08.2014 года с отрицательным заключением, согласно которому предприятию необходимо было подтвердить право собственности на объекты размещения отходов и предоставить проектную документацию. Пакет документов с уточненными данными письмом был передан в Департамент Росприроднадзора по УФО (вх. № от 11.09.2014 г.). По результатам проведенной проверки лицензирующим органом был выдан акт от 23.09.2014 года с положительным заключением. С 24.09.2014 года на предприятии действует лицензия № (серия 066) на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV классов опасности (срок действия -бессрочно). В соответствии с Протоколом № об административном правонарушении от 12.12.2014 года ОАО «ПНТЗ» вменяется состав административного правонарушения по ч. 1. ст. 19.20 КоАП РФ «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)». ОАО «ПНТЗ» в данном случае не согласен с составом вменяемого административного правонарушения по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ по следующему основанию.
Ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии) если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), установлена ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ. Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения(лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Таким образом, в данном случае для определения правильной квалификации совершенного проступка необходимо установить, является ли деятельность привлекаемого к ответственности лица предпринимательской.
Диспозиция ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ применима к некоммерческим организациям, деятельность которых, как правило, не связанна с извлечением прибыли, что подтверждается в частности судебной практикой. Перечень организационно-правовых форм некоммерческих организаций определен п. 3 ст. 50 ГК РФ.
ОАО «ПНТЗ» является коммерческой организацией, преследующей извлечение прибыли в качестве своей основной цели, что предусмотрено пунктом 3.1 Устава ОАО «ПНТЗ». Это и относится к части обращения с отходами, поскольку наличие соответствующей лицензии позволяет ОАО «ПНТЗ» получать доход в виде существенной экономии финансовых средств от отсутствия необходимости привлечения сторонних организаций для оказания услуг по размещению и обезвреживанию отходов. Учитывая вышеизложенное, правильной квалификацию указанного проступка по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна)».
Кроме того, Отсутствие у ОАО «ПНТЗ» лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV классов опасности в течение 5-ти календарных дней, к тому же которая на этот момент находилась на стадии переоформления и в итоге была оформлена, не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило какого-либо вреда.
Судом исследованы следующие письменные доказательства:
- протокол № от 12.12.2014 года об административном правонарушении, которым зафиксирован факт совершения административного правонарушения ОАО «ПНТЗ»;
- акт проверки № от 08.12.2014 года, в соответствии с которым выявлено, что в период с 18.09.2014 по 24.09.2014, в течение которого отсутствовала лицензия, ОАО «ПНТЗ» осуществляло размещение отходов в шламонакопителе, а именно отход осадков ванн травления (код по ФККО №) III класса опасности, в количестве 18,370 т. с отсутствием лицензии.
- документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов их размещения в отношении ОАО «ПНТЗ»,
- справка о собственности объектов № от 17.09.2014 года,
-копия лицензии 066 № от 24.09.2014 г. с прилагаемым перечнем,
- справка № от 25.11.2014 года о количестве размещенных отходов производства,
- письмо ОАО «ПНТЗ» № от 11.12.2014 г.,
-копия устава ОАО «ПНТЗ»,
- сведения о юридическом лице – ОАО «ПНТЗ»,
- копия свидетельства о постановке юридического лица – ОАО «ПНТЗ» на учет
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В протоколе об административном правонарушении действия ОАО ПНТЗ квалифицированы по ст. 19.20 ч. 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
В соответствии с ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Вместе с тем, ОАО «ПНТЗ» является коммерческой организацией, главной целью которой является извлечение прибыли. Размещение и хранение отходов производства является частью процесса производства, также направленного на извлечение прибыли, осуществление этой деятельности самим предприятием по лицензии связано с минимизацией затрат посредством исключения посреднических организацией. В связи с чем, деятельность по размещению отходов производства на ОАО «ПНТЗ» носит коммерческий характер, направленно, в конечном итоге, на извлечение прибыли и является предпринимательской.
Суд полагает, что действия ОАО «ПНТЗ» по факту размещения отходов в шламонакопителе, а именно отходов осадков ванн травления III класса опасности, в количестве 18,370 т. с отсутствием лицензии в период с 18.09.2014 по 24.09.2014, подлежат переквалификации на ч. 2 ст. 14.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не ухудшает положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Судом установлено, что ОАО «ПНТЗ» не предприняло достаточных мер для получения новой лицензии до истечения срока действия старой, хотя и имело такие возможности.
Вместе с тем, согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Данная статья, исходя из ее содержания, предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от ответственности в случае малозначительности совершенного им административного правонарушения. При этом малозначительным административным правонарушением следует расценивать действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Суд полагает, что действия ОАО «ПНТЗ» в части несвоевременного получения лицензии не содержат в себе злостного отрицания охраняемых законом общественных интересов, ОАО «ПНТЗ» предпринимались меры для своевременного получения лицензии, однако эти меры оказались недостаточными, осуществление деятельности без лицензии в течении 5 дней носило процедурный характер. Более того, отсутствует ущерб от действий ОАО «ПНТЗ», какие-либо негативные последствия и существенное нарушение охраняемых законом общественных правоотношений, так как складирование отходов производства осуществлялось в специализированном месте, как в период действия предыдущей лицензии и в течение 5 дней осуществления деятельности без лицензии, так и после получения новой лицензии.
Суд полагает, что имеются предусмотренные ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях основания для освобождения ОАО «Первоуральский новотрубный завод» от административной ответственности за малозначительностью совершенного административного правонарушения и объявления ему устного замечания.
Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании ст. 2.9, 14.1 ч. 2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество «Первоуральский новотрубный завод», как юридическое лицо, совершившее административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - освободить от административной ответственности, ограничившись объявлением открытому акционерному обществу «Первоуральский новотрубный завод» устного замечания.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Первоуральский новотрубный завод»- прекратить за малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток с момента его вручения или получения в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд путем подачи жалобы.
Судья: подпись. А.И. Федорец
Копия верна. Судья: А.И. Федорец
Секретарь К.Н. Муллаева
Постановление суда вступило в законную силу 03 марта 2015 года.
Судья: А.И. Федорец
Секретарь К.Н. Муллаева
Подлинник постановления находится в деле об административном правонарушении №5-5 за 2015 год и хранится в Первоуральском городском суде Свердловской области.
Судья: А.И. Федорец
Секретарь К.Н. Муллаева