Решение по делу № 2а-420/2019 от 08.04.2019

Дело №2а-420/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт. Каа-Хем                                     24 мая 2019 года

Кызылский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Хертек Ч.К., при секретаре Ховалыг А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению С. в интересах несовершеннолетней ФИО1. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

С. обратилась в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1. с административным исковым заявлением к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), о возложении обязанности устранить допущенные нарушения, в обоснование указав, что ее ребенок ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, состоит в льготной очереди на получение места в дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем, как ребенок военнослужащего. Администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва место в дошкольном образовательном учреждении не предоставлено. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика в предоставлении места в ДОУ, обязать ответчика предоставить для ее сыну место в ДОУ, с момента вступления решения в законную силу поскольку ее ребенку в ДД.ММ.ГГГГ исполнится уже 5 лет.

В судебное заседание административный истец и представитель административного ответчика – администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва, заинтересованное лицо Управление образования Кызылского кожууна не явились.

Заинтересованное лицо Управление образование Кызылского кожууна РТ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, в письменном заявлении возражали против требований административного истца, просили отказать в удовлетворении.

В соответствии с ст. 150 КАС РФ суд приступает к рассмотрению дела в отсутствие представителя третьего лица, поскольку их неявка при наличии сведений о надлежащем извещении, не является препятствием к судебному разбирательству.

Изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему:

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч.2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействии) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Материалами дела установлено, что несовершеннолетняя ФИО1. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Тыва, ее родителями являются ФИО2. и С., о чем имеется запись акта о рождении от ДД.ММ.ГГГГ.

Местом жительства и регистрации истца является пгт.Каа-<адрес> Республики Тыва, <адрес>.

Из уведомления о постановке ребенка на учет для зачисления в ДОУ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что несовершеннолетняя ФИО1., зарегистрирован в льготной очереди .

Из справки выданной врИО командира войсковой части следует, что отец несовершеннолетней ФИО1.ФИО2. с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит военную службу в войсковой части

Из свидетельства об установлении отцовства следует, что ФИО2. признан отцом ребенка ФИО1., родившейся ДД.ММ.ГГГГ, у С., с присвоением фамилии ребенку ФИО1., о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта об установлении отцовства .

В силу ст.43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Таким образом, важнейшей функцией Российской Федерации, как социального государства, является обеспечение каждого на образование, в том числе и дошкольное.

Невыполнение обязанности государства влечет возможность восстановления и защиты нарушенного права гражданина, в том числе в судебном порядке.

При этом выбор способа защиты гражданских прав в соответствии с требованиями ст.9 и 12 ГК Российской Федерации принадлежит непосредственно гражданам.

Положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, обуславливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты. Реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление обеспечения этого права, которое должны учитывать субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, осуществляя собственное нормативное регулирование.

В соответствии с п.п. 2 и 8 части 1 ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципах обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.п.2 и 4 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям муниципального района в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время; организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно указанному нормативному акту образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

Пунктом 13 Порядка, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 №1014 (далее – Порядок), образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Следовательно, возрастом для посещения дошкольного учреждения для получения дошкольного образования необходимо признать возраст ребенка от 2-х месяцев до 7-ми лет.

Отсутствие мест в МДОУ в качестве оснований для отказа в предоставлении в муниципальном дошкольном образовательном учреждении вышеуказанным Типовым положением не предусмотрено. Иных ограничений, кроме возрастных, для поступления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение законодательством не предусмотрено.

Сторонами не оспаривалось в судебном заседании, что ребенок истца не обладает правом приема в Учреждение.

Вместе с тем, согласно п.2.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 15 мая 2006 года №5-П положения ст.43 Конституции Российской Федерации, гарантирующей право на дошкольное образование, находятся во взаимосвязи с положениями ее ст.38, согласно которым материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Эти предписания, адресованные одновременно родителям и государству, то есть естественное право и обязанность родителей воспитывать и содержать детей не исключает конституционную обязанность государства заботиться о воспитании детей - многоплановую роль публичной власти в этой сфере. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что названная конституционная обязанность государства обусловливает необходимость оказания финансовой поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства в качестве гарантии социальной защиты (ст.7 ч. 2 Конституции Российской Федерации).

Из п. 7 приложения №8 к административному регламенту предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» следует, что первоочередное прав приема в дошкольные образовательные учреждения имеют дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту или по призыву.

Таким образом, в результате бездействия ответчика по осуществлению полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в муниципальном учреждении нарушаются права несовершеннолетней ФИО1. на получение данного образования в соответствующем учреждении.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Поскольку вопрос об организации общедоступного, бесплатного дошкольного образования действующим законодательством отнесен к вопросам местного значения (п.11 ч.1 ст.15 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ), факт не предоставления несовершеннолетней ФИО1. места в дошкольном образовательном учреждении в связи с отсутствием достаточного количества мест в детских учреждениях, непринятии мер для организации достаточного количества данных мест, является бездействием ответчика в части надлежащей организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2009 г. №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится, в том числе, неисполнение органом местного самоуправления обязанности, возложенной на него нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.

Из установленных по делу обстоятельств следует, что отец несовершеннолетней ФИО1. является военнослужащим, то есть несовершеннолетняя ФИО1. подпадает под категорию детей, имеющих преимущественное право на зачисление в ДОУ, согласно Административному регламенту, утвержденному постановлением администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ .

Из установленных по делу обстоятельств следует, что ребенок истца состоит на льготной очереди, как ребенок военнослужащего, администрацией муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва не исполнена обязанность, возложенная на данный муниципальный орган вышеназванными нормами действующего законодательства по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что доводы административного искового заявления в суде полностью нашли свое обоснование, в связи с чем административное исковое заявление подлежит удовлетворению, администрацию <адрес> «Кызылский кожуун» надлежит обязать предоставить место в муниципальном дошкольном учреждении пгт.Каа-Хем Кызылского кожууна несовершеннолетней ФИО1.

С учетом возраста ребенка, а также обстоятельств дела, суд считает возможным установить срок исполнения судебного решения в отношении ФИО1. со дня вступления решения в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление С. в интересах несовершеннолетней ФИО1. к администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в не предоставлении места в дошкольном образовательном учреждении, о возложении обязанности устранить допущенные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва выразившиеся в не предоставлении ФИО1. места в дошкольном образовательном учреждении.

Обязать Администрацию муниципального района «Кызылский кожуун» Республики Тыва предоставить несовершеннолетней ФИО1., ДД.ММ.ГГГГ рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении пгт. Каа-Хем Кызылского кожууна Республики Тыва со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский районный суд Республики Тыва.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                          Ч. К. Хертек

2а-420/2019

Категория:
Гражданские
Суд
Кызылский районный суд Республики Тыва
Дело на странице суда
kizilskiy-r.tva.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее