Решение по делу № 5-560/2021 от 14.09.2021

                                              Дело

УИД: 91RS0-16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 октября 2021 года                              <адрес>

Судья Белогорского районного суда Республики Крым Соколовский И.С., с участием Председателя ФИО1 сельского совета – Главы ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4, представителя ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности ФИО5, рассмотрев дело об административном правонарушении, поступившее из Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю в отношении юридического лица

ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, включенного в реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) ОГРН , ИНН , юридический адрес: , <адрес>,

по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

в связи с неблагополучной ситуацией, связанной с распространением нового коронавируса (2019-nCov), с целью недопущения завоза и распространения инфекции на территории Республики Крым, на основании полученной информации о заболевшей коронавирусной инфекцией, согласно ст.2, ст.44, ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно предписания ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым предложено провести дополнительные санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а именно: обеспечить проведение заключительной дезинфекционной работы в очаге новой коронавирусной инфекции силами уполномоченной организации дезинфекционного профиля по адресу: <адрес>. Срок исполнения предписания указан – ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ предписание от ДД.ММ.ГГГГ не выполнено. ДД.ММ.ГГГГ из ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым поступило письмо от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, ФИО2 не уполномочена на проведение заключительной дезинфекции.

Согласно ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения; выполнения санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы – нормативно – правовые акты, устанавливающие санитарно – эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно – технические, медико – санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию;

Кроме того, согласно ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года                № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан – система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

В силу п.17.1 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13» (вместе с «СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13. Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила») в целях предупреждения распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты внешней среды, имевших контакт с больными (носителями), в эпидемических очагах проводятся дезинфекционные мероприятия, обеспечивающие прерывание механизма передачи инфекционного агента и прекращение развития эпидемического процесса. В эпидемических очагах проводятся текущая и заключительная дезинфекция, дезинвазия, дезинсекция и дератизация (п.17.2 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13). Заключительная дезинфекция проводится после изоляции (госпитализации) больного (п.17.4 СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13). Аналогичные требования о необходимости проведения заключительной дезинфекции после убытия (госпитализации) больного в целях профилактики COVID-19 определены в п.6.4 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарно – эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)».

В соответствии с п.1, 3 статьи 29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года           № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.

В силу положений п.2 ст.50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ года           № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно – эпидемиологических требований; о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Соблюдение санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч.3 ст.39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 Санитарно – эпидемиологических правил СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», утвержденных постановлением Врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ ).

Частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно – гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ДД.ММ.ГГГГ на Втором совещании Комитета по чрезвычайной ситуации, созванной Генеральным директором ВОЗ в соответствии с Международными медико-санитарными правилами (ММПС) 2005 г. в связи со вспышкой нового коронавируса 2019 г. в Китайской Народной Республике и случаями вывоза инфекции в другие страны, объявила режим чрезвычайной ситуации в сфере международного общественного здравоохранения в связи с распространением коронавируса, вызывающего новый вид пневмонии у людей, а ДД.ММ.ГГГГ распространение коронавируса объявила пандемией.

Согласно Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменения в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих» Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, , ст.4916), коронавирусная инфекция (2019-nCov) включена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения на территории Республики Крым введен режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым.

Исходя из толкования приведенных выше норм в их системной взаимосвязи юридические лица, не выполнившие в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, о проведении санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) подлежат привлечению к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Совокупность имеющихся в материалах доказательств, оценкам которым должностным лицом дана по правилам статей 26.2, 26.11 КоАП РФ, позволяет определенно установить, что юридическим лицом не использованы все необходимые меры для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей, чем нарушены нормы действующего законодательства.

Коронавирусная инфекция 2019-nCoV – потенциально тяжелая острая респираторная инфекция, вызываемая коронавирусом SARS-CoV-2 (2019-nCoV). Представляет собой опасное заболевание, которое может протекать как в форме острой респираторной вирусной инфекции легкого течения, так и в тяжелой форме, специфические осложнения которой могут включать вирусную пневмонию, влекущую за собой острый респираторный дистресс-синдром или дыхательную недостаточность с риском смерти. Инкубационный период составляет 4-14 дней после заражения (чаще всего 5-7 дней). Заболевший человек может быть заразен для окружающих с первых дней инфицирования даже без признаков заболевания (т.е. в инкубационный период).

Сроки выздоровления после инфицирования зависят от возникшей формы болезни, наличия сопутствующих осложнений. ВОЗ утверждает, что осложнения коронавируса возникают к концу первой недели патологии. Исследования Ковид-19 показали, что особенности течения и его длительность зависят от степени тяжести. Существует три варианта развития патологического процесса: В легкой форме – заболевание продолжается 7-14 суток. В средней – патология вызывает ряд осложнений, возникающих из-за наличия сопутствующих хронических болезней. В тяжелой – сложное течение связано с развитием дыхательной недостаточности на фоне дальнейшего прогрессирования пневмонии, спровоцированной Ковид-19.

Таким образом, конкретные сроки выздоровления больного определяются лечебным учреждением в каждом определенном случае индивидуально. Согласно СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» медицинское наблюдение за заболевшими и контактными лицами предусмотрено в 14 календарных дней. В предписании от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнения указан – после выздоровления заболевшей, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, действиями юридического лица ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым нарушены требования ст.2, п.1, 3 ст.29, ч.3 ст.29 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», ч.2 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.17.1, п.17.2, п.17.4, пункты 1.3, 2.6, 2.7, 10.1, 13.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении СП 3.1/ДД.ММ.ГГГГ-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней. Санитарно-эпидемиологические правила», п.6.4 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», за что предусмотрена административная ответственность по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.

Частью 2 ст.6.3 КоАП РФ предусмотрено, что административная деятельность за те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, о проведении санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий – влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании представитель юридического лица – Председатель ФИО1 сельского совета – Глава ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4, вину не признал.

Кроме того, в суд представил письменные возражения, согласно которых с указанным протоколом он не согласен, по следующим основаниям. Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законного предписания. Полномочия органов местного самоуправления сельских поселений Республики Крым перечислены в ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с учетом Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения».

Законом № 131-ФЗ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» не предусмотрено каких-либо полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно ст.11 Закона № 52-ФЗ юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно – технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно – эпидемиологических требований и проведением санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания, своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Считает, что сфера деятельности ФИО1 сельского поселения и как юридического лица, и как органа местного самоуправления не распространяется на домовладения, находящиеся в частной собственности.

Согласно п.2 ч.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения полномочиями в сфере обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно – эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Указом Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым» (в текущей редакции) на органы местного самоуправления не возлагается обязанностей по проведению дезинфекционной работы в очагах коронавирусной инфекции.

В соответствии с пунктами 4.1-4.2 Санитарно-эпидемиологических правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов РФ.

Обязанность осуществлять профилактику инфекционных заболеваний возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (ст.17 и 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

На основании изложенного следует, что обязанность проведения указанных в предписании мероприятий в отношении объекта, который хоть и расположен в границах населенного пункта, но не относится к муниципальной собственности, должна возлагаться на органы государственной власти субъекта РФ либо органы местного самоуправления муниципальных районов. Органы местного самоуправления в отношении подобных объектов могут проводить такие мероприятия, но лишь в случае делегирования им соответствующих полномочий с соответствующим финансированием (в порядке ст.19 Закона №131-ФЗ).

Таким образом, считает, что предписание является незаконным и вынесено в адрес ненадлежащего исполнителя в силу того, что законодательством на органы местного самоуправления сельских поселений не возложена обязанность по обеспечению проведения заключительной дезинфекции частных домовладений. Законность данного предписания ФИО2 обжалована в Советский районный суд Республики Крым (Дело а-605/2021).

Кроме того, считает, что указанное предписание является неисполнимым ввиду нижеследующего. ФИО1 сельского поселения осуществляет свою деятельность в рамках доведенных лимитов бюджетных обязательств, бюджетом ФИО1 сельского поселения не предусмотрены средства на мероприятия, указанные в предписании. Указанные средства и не могут быть предусмотрены, так как у ФИО2 отсутствуют полномочия по проведению заключительной дезинфекции частных домовладений. На территории ФИО1 сельского поселения режим чрезвычайной ситуации не объявлялся, следовательно, считает, что средства резервного фонда ФИО2 расходовать не имеет права.

Кроме того, проведение заключительной дезинфекции связано с фактическим проникновением на территорию частного домовладения, что при отсутствии согласия собственника является прямым нарушением его конституционных прав на неприкосновенность жилища и является, фактически, уголовным преступлением. Также в ФИО2 поступило заявление собственника об отказе от проведения заключительной дезинфекции.

В связи с вышеизложенным, просит протокол об административном правонарушении по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ в отношении ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым отменить, производство по делу прекратить.

В судебном заседании представитель ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности ФИО5 просил протокол о привлечении юридического лица ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым к административной ответственности по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представитель Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю не явился, в суд представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи со служебной необходимостью, и рассмотреть дело по материалам, имеющимся в деле.

Выслушав представителя юридического лица – Председателя ФИО1 сельского совета – Главы ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4, представителя ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности ФИО5, их доводы и возражения, исследовав имеющиеся материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из положений приведенных норм и п.13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, могут быть как физические лица, так и юридические лица, а также должностные лица.

Объектом данного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно – эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.

Объективная сторона правонарушения выражается в невыполнении требований действующего законодательства в области санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Субъективная сторона данного правонарушения характеризуется прямым умыслом.

В настоящее время действует Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ           № 52-ФЗ «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», который является основополагающим в сфере санитарно – эпидемиологического благополучия населения.

Из содержания ст.4 указанного Федерального закона следует, что он регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны (ст.11 Федерального закона «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения) выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно – эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно – эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

В соответствии с Положением об осуществлении государственного санитарно – эпидемиологического надзора в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , государственный санитарно-эпидемиологический надзор в Российской Федерации осуществляется в целях обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения. Основными задачами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации являются профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения Российской Федерации, предупреждение вредного воздействия на человека

Так, в соответствии с п.2 ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарных правил; о прекращении реализации не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов; о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий; о проведении лабораторного обследования граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями, и медицинского наблюдения за такими гражданами; о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

Согласно ч.2 ст.6.3 КоАП РФ деяние должно быть совершено в один из следующих периодов: в период действия режима чрезвычайной ситуации, при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).

Предписанием о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного уполномоченным должностным лицом – начальником Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю ФИО6, предложено ФИО1 сельского поселения провести дополнительные санитарно – противоэпидемические (профилактические) мероприятия, а именно, обеспечить проведение заключительной дезинфекционной работы в очаге новой коронавирусной инфекции силами уполномоченной организацией дезинфекционного профиля по адресу: <адрес>, со сроком исполнения: после выздоровления заболевшего до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, требования Предписания, ответственность за которое была возложена на ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, в установленный Предписанием срок, исполнено не было.

В настоящее время на территории Республики Крым действует Указ Главы Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ -У «О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым», которым введен на территории Республики Крым режим функционирования «Повышенная готовность» для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут ДД.ММ.ГГГГ и до особого распоряжения.

Таким образом, действие Указа «Повышенная готовность», в том числе распространяется и на территорию ФИО1 сельского поселения, в связи с чем, указание в возражениях о том, что на территории ФИО1 сельского поселения режим чрезвычайной ситуации не объявлялся, является безосновательным.

Кроме того, указание в возражениях о том, что ФИО1 сельского поселения не является уполномоченным лицом на проведение дезинфекционной работы не соответствует материалам дела, поскольку вышеуказанным Предписанием ответственность за выполнение мероприятий была возложена на ФИО1 сельского поселения уполномоченным должностным лицом в рамках требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», статьей 50 которого установлено, что при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в том числе: о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий, о выполнении работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также на территориях и в помещениях, где имеются и сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний.

     В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного

постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Анализом материалов дела установлено, что в действиях ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, поскольку ее вина объективно подтверждается материалами административного дела, исследованными в ходе судебного заседания:

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлено нарушение ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым» ч.2 ст.6.3 КоАП РФ;

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;

- донесением на случай новой коронавирусной инфекции (COVID-19);

- Предписанием о проведении дополнительных санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий от ДД.ММ.ГГГГ;

- сообщением ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым за исх. №_446/02-13 от ДД.ММ.ГГГГ, которым сообщено об отсутствии полномочий органов местного самоуправления в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, на органы местного самоуправления не возлагается обязанностей по проведению дезинфекционной работы в очагах коронавирусной инфекции;

- уведомлением Территориального отдела по Белогорскому, Советскому и <адрес>м Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> и городу федерального значения Севастополю от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости явки представителя ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 00 мин., для составления протокола об административном правонарушении в отношении юридического лица - ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, что подтверждается уведомлением о выручении почтового отправления «Почта России» .

Данные представленные доказательства судья считает достоверными и допустимыми. Не доверять указанным доказательствам, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, оснований не имеется, поскольку они последовательны, согласуются между собой и дополняют друг друга, получены с соблюдением процессуальных требований КоАП РФ.

     Суд не принимает доводы Председателя ФИО1 сельского совета – Главы ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым ФИО4, и представителя ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым по доверенности ФИО5, изложенных ими в судебном заседании, об отсутствии вины юридического лица в совершении административного правонарушения, и считает их средством защиты, поскольку данные доводы не подтверждаются материалами дела, исследованными судом в судебном заседании.

Таким образом, оснований полагать, что у юридического лица ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым отсутствовала возможность для своевременного и надлежащего принятия должных мер в установленный срок, по исполнению Предписания, не имеется.

    Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно ст.2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Анализируя и оценивая собранные и исследованные в судебном заседании доказательства, в их совокупности, прихожу к выводу о виновности юридического лица – ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, а именно, невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушение назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.ст.4.2.,4.3 КоАП РФ обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, не установлено.

Санкция ч.2 ст.6.3 РФ предусматривает для юридических лиц наказание от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

     Согласно ст.1.2 КоАП РФ задачами законодательства об административных правонарушениях являются охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Исходя из общих правил назначения административного наказания, основанных на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.

Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.

В последствии Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ -П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктов 2, 3 Определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Салехардского городского суда <адрес> о проверке конституционности положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 и части 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», поскольку административное наказание, как следует из части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации, является средством государственного реагирования на совершенное административное правонарушение и как таковое применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, установленные данным Кодексом размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для обеспечения соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административного наказания не будет отвечать предназначению государственного принуждения в правовом государстве, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств (санкций) для защиты прав и свобод человека и гражданина, а также иных конституционно признанных ценностей.

Практика законодательного регулирования административных штрафов, применяемых к юридическим лицам, сложившаяся после принятия Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, показывает, что их размеры, изначально установленные за те или иные административные правонарушения, в том числе применительно к наиболее значимым для прав и свобод граждан, рыночной экономики и общественной безопасности сферам, подверглись корректировке в сторону существенного увеличения, что было обусловлено различными факторами, связанными преимущественно с формированием ответственного отношения к правовым предписаниям, основанного на осознании важности их безусловного исполнения.

Само по себе закрепление в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях значительных по размеру административных штрафов, в том числе для юридических лиц, не выходит за пределы дискреционных полномочий федерального законодателя, который вправе в целях усиления административной ответственности вводить более строгие - соразмерные сложившимся социально-экономическим реалиям - административные наказания за противоправные посягательства, объектами которых выступают общественные отношения, нуждающиеся в повышенной правовой охране. Вместе с тем, ограничивая гарантированные Конституцией Российской Федерации право частной собственности, предполагающее наличие находящейся под судебной защитой возможности иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1, 2 и 3), и право на свободное использование своих способностей и имущества для занятия предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельностью (статья 34, часть 1), федеральный законодатель должен стремиться к тому, чтобы устанавливаемые им размеры административных штрафов в совокупности с правилами их наложения позволяли в каждом конкретном случае привлечения юридического лица к административной ответственности обеспечивать адекватность применяемого административного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для индивидуализации ответственности и наказания за совершенное административное правонарушение.

Соблюдение при установлении размеров административных штрафов требований, вытекающих из конституционных принципов равенства, пропорциональности и соразмерности, призвано не только обеспечить индивидуализацию наказания виновных лиц, но и не допустить избыточного ограничения их имущественных прав и интересов, с тем, чтобы при применении мер административной ответственности не подвергалась сомнению вера в добро и справедливость и не умалялось охраняемое государством достоинство личности (преамбула; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).

Для приведения правового регулирования размеров административных штрафов для юридических лиц и правил их наложения в соответствие с конституционными требованиями могут использоваться различные способы, в том числе снижение минимальных размеров административных штрафов, установление более мягких альтернативных санкций, дифференциация размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, освобождение от административной ответственности (административного наказания) в случае деятельного раскаяния нарушителя и добровольного устранения допущенных нарушений и их последствий, а также иные законодательные решения, предоставляющие органам и должностным лицам административной юрисдикции действенные средства для справедливого и пропорционального содеянному реагирования на совершенное противоправное деяние. Отсутствие соответствующих положений в законодательстве об административных правонарушениях при определенных обстоятельствах не исключает - в противоречие целям административной ответственности - превращение административных штрафов, имеющих значительные минимальные размеры, из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент чрезмерного ограничения права собственности юридических лиц, несовместимого с конституционной природой административного принуждения в правовом государстве.

Опираясь на приведенные правовые позиции, Конституционный Суд Российской Федерации признал положения ряда статей Особенной части КоАП Российской Федерации, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1, 2 и 3) и 55 (часть 3), в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами не допускали назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяли надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного наказания.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ -П Конституционный Суд Российской Федерации к тому же обязал федерального законодателя внести - исходя из требований Конституции Российской Федерации и с учетом сформулированных им правовых позиций - необходимые изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, направленные на предотвращение применения к юридическим лицам чрезмерных административных штрафов, дополнительно (специально) обратив его внимание на то, что такие изменения должны затронуть любые административные штрафы для юридических лиц, минимальный размер которых составляет по крайней мере сто тысяч рублей и более. При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель не лишен возможности закрепить - как на универсальной основе, так и применительно к отдельным видам административных правонарушений - предельный размер административного штрафа, назначаемого юридическому лицу, ниже которого его снижение не допускается.

Таким образом, учитывая конкретные обстоятельства дела, отсутствие наступления существенного вреда, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания, предусмотренного санкцией части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере рублей.

Назначение указанного наказания в размере рублей не позволяет смягчить его в сторону уменьшения, о чем указано в вышеуказанном определении Конституционного Суда Российской Федерации -О от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №515-ФЗ, принятым, как следует из пояснительной записки к его проекту, в целях приведения положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствие с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, статья 4.1 «Общие правила назначения административного наказания» КоАП Российской Федерации была дополнена новыми законоположениями, в соответствии с которыми при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2); при назначении административного наказания в этом случае размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II данного Кодекса (часть 3.3).

Согласно ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, половина минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ составляет рублей.

Основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в данном случае отсутствуют.

При назначении административного наказания, с учетом характера совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также отсутствия смягчающих и обстоятельств, отягчающих ответственность, конкретные обстоятельства дела, суд считает возможным назначить наказание в размере рублей, что будет достаточной мерой ответственности за совершенное правонарушение, наиболее целесообразной для предупреждения совершения новых правонарушений.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

            ПОСТАНОВИЛ:

юридическое лицо ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере рублей.

Административный штраф перечислить не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу на следующие реквизиты: Банк получателя: Отделение Республики Крым Банка России/УФК по <адрес>, БИК получателя: , Единый казначейский счет: , Казначейский счет для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений: 03, Реквизиты получателя: УФК по <адрес> (Межрегиональное управление Роспотребнадзора по <адрес> и городу Севастополю, л/с ), ИНН: , КПП: , КБК: , ОКТМО .

ФИО1 сельского поселения <адрес> Республики Крым, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении указанного срока, постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате будет направлено для исполнения судебному приставу-исполнителю.

В силу части 1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня получения или вручения его копии в Верховный Суд Республики Крым через Белогорский районный суд Республики Крым.

Судья:                И.С. Соколовский

5-560/2021

Категория:
Административные
Ответчики
Администрация Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым
Суд
Белогорский районный суд Республики Крым
Судья
Соколовский И.С.
Статьи

6.3

Дело на странице суда
belogorskiy.krm.sudrf.ru
14.09.2021Передача дела судье
21.09.2021Подготовка дела к рассмотрению
18.10.2021Рассмотрение дела по существу
25.10.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
18.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее