Мотивированное решение
изготовлено 10.05.2016 г.
Дело № 2-2101/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2016 года г. Владивосток
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Ундольской Ю.В.,
при секретаре Ли А.В.,
с участием представителя ответчика ФКУ УФО МО РФ по <адрес> по доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Владивостокского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к Федеральному Казенному Учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» о взыскании доплаты за работу в выходные и праздничные дни, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Владивостокского гарнизона обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с вышеназванным исковым заявлением, указав в обоснование заявленных требований, что в ходе надзорных мероприятий установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ смтн «Иркут» находился в рейсе и выполнял работу по материально-тыловому обеспечению кораблей Тихоокеанского флота.
Приказами начальника отряда судов обеспечения - войсковая часть 44751 № орг/32 от ДД.ММ.ГГГГ, №/орг от ДД.ММ.ГГГГ и №/орг от ДД.ММ.ГГГГ экипажу смтн «Иркут» объявлено 05, 06, 12, 13, 19, 20, 26, 27 сентября, 03, 04, 10, II, 17, 18,24,25,31 октября, 01, 04, 07, 08, 14, ДД.ММ.ГГГГ рабочими днями и в эти дни экипаж судна, в том числе и истец, выполнял свои должностные обязанности. Данная работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени, выходные дни за этот период не предоставлялись.
Приказы о работе экипажа судна в выходные и праздничные дни были направлены начальником отряда судов обеспечения - войсковая часть 44751 в ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» (далее ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>») для производства оплаты. Денежные средства за сентябрь 2015 года истец получил в ноябре 2015 года, за октябрь и ноябрь 2015 года - в декабре 2015 года. Расчетные листки истец получил ДД.ММ.ГГГГ, тогда же ему стало известно, что в расчет оплаты не включены следующие надбавки и компенсационные выплаты: надбавка за выслугу лет - 40%, премия - 25%, морская надбавка - 100%. В то же время названные надбавки и стимулирующие выплаты ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» выплачены истцу за работу в пределах нормы рабочего времени.
Так, за сентябрь 2015 года истцу выплачены вышеприведенные надбавки и стимулирующие выплаты в размере –6 517,17 рублей, за октябрь 2015 года -7330,91 рублей, за ноябрь 2015 года – 5 409,81 рублей. С учетом указанных выплат истцу должны быть доначислены денежные средства за 05, 06, 12, 13, 19, 20, 26, ДД.ММ.ГГГГ в размере 17 669,12 рублей, за 03, 04, 10, 11, 17, 18. 24, 25, ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 441,22 рублей, за 01, 04, 07, 08, 14, ДД.ММ.ГГГГ в размере 14 534,46 рублей, а всего за указанные периоды времени в размере 52 644,80 рублей, то есть оплата труда должна быть произведена истцу с учетом стимулирующих надбавок и компенсационных выплат.
Между тем, истец работает в отряде судов обеспечения – войсковая часть 44751, который находится на довольствии ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>.
Министерство обороны РФ функции по фактическому начислению заработной платы и других выплат гражданскому персоналу экипажей судов переданы от работодателей (командира войсковой части) ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>», которым, несмотря на издание командиром части, как работодателем, соответствующих приказов о начислении денежных средств за работу в выходные и праздничные дни, такие выплаты производятся не в полном размере в нарушение требований трудового законодательства.
Просит взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» доплату за работу в выходные и праздничные дни за 05, 06, 12, 13, 19, 20, 26, 27 сентября, 03, 04, 10, 11, 17, 18, 24, 25, 31 октября, 01, 04, 07, 08, 14, ДД.ММ.ГГГГ в пользу истца в размере 52 644,80 рублей.
До рассмотрения дела по существу, истцом были уточнены исковые требования, просит также взыскать с ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по <адрес>» компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
Представитель Военной прокуратуры Владивостокского гарнизона в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении либо о рассмотрении дела в его отсутствие в адрес суда не поступало.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>» в судебном заседании исковые требования не признал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Вместе с тем, представителем ответчика представлен свой вариант расчета требуемой истцом доплаты.
При указанных обстоятельствах, в силу ст.ст.113-118,167 Гражданского процессуального кодекса РФ, с учетом мнения представителя ответчика, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников, извещенных о дате и времени слушания дела надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, давая оценку всем добытым по делу доказательствам в их совокупности, считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.
Судом установлено, что истец состоит в трудовых отношениях с командиром войсковой части 44751, что не оспаривалось сторонами. Данная войсковая часть находится на финансовом обеспечении ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>».
Согласно положениям, предусмотренных ч.1 ст. 12 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 377-ФЗ), личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Данный вывод также подтверждается решением Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ВКПИ04-116 Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим закону Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об упорядочении условий оплаты труда гражданского персонала отдельных органов Министерства обороны Российской Федерации», которым установлено, что гражданский персонал отдельных органов федеральных органов исполнительной власти относится к гражданскому персоналу органов военного управления военных округов и флотов Вооруженных Сил Российской Федерации.
В соответствии с организационной структурой Министерства обороны Российской Федерации гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации может состоять в трудовых отношениях с руководителями (командирами и начальниками): 1) центральных органов военного управления; 2) органов военного управления военных округов, флотов, армий, флотилий и приравненных к ним органов военного управления; 3) воинских частей, организаций и учреждений.
Частью 5 ст.11 ТК РФ предусмотрены особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников.
В силу ст. 349 ТК РФ на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях…, иных организациях Вооруженных сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба….., распространяется трудовое законодательство с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В соответствии с задачами органов…,, указанных в ч.1 настоящей статьи, для работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а так же дополнительные льготы и преимущества.
В соответствии с приказами начальника отряда судов обеспечения - войсковая часть 44751 № орг/32 от ДД.ММ.ГГГГ, №/орг от ДД.ММ.ГГГГ и №/орг от ДД.ММ.ГГГГ экипажу смтн «Иркут» объявлено 05, 06, 12, 13, 19, 20, 26, 27 сентября, 03, 04, 10, II, 17, 18,24,25,31 октября, 01, 04, 07, 08, 14, ДД.ММ.ГГГГ рабочими днями.
В указанные дни экипаж смтн «Иркут» выполнял свои должностные обязанности, при этом выходные дни за указанный период времени истцу, в соответствии со ст. 153 ТК РФ, работодателем не предоставлялись, что сторонами не оспаривалось. Доказательств обратного материалы гражданского дела не содержат.
В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях отклоняющихся от нормальных) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В силу ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Из содержания данных норм не следует, что при расчете заработной платы за месяц, в котором работник выполнял дополнительную работу в выходные дни, следует производить повышенную оплату исключительно исходя их полуторного или двойного оклада, без учета иных компенсационных и стимулирующих выплат.
Выплаты за работу в выходные и праздничные дни за сентябрь 2015 года истец получил в ноябре 2015 года, за октябрь и ноябрь 2015 года - в декабре 2015 года. При этом за работу в выходные дни истцу произведены начисления без учета компенсационных и стимулирующих выплат за выслугу лет, морской надбавки, премиальных выплат, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Статья 22 ТК РФ предусматривает обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату труда за труд равной ценности.
В силу ст.7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого на справедливые и благоприятные условия труда, включая в частности, справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности без какого бы то ни было различия.
Статья 129 ТК РФ дает понятие заработной платы, в состав которой помимо прочих выплат входят также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) и стимулирующие выплаты.
Кроме того, ст. 152 ТК РФ прямо предусматривает повышенную (по сравнению с обычными условиями) оплату труда работника. Указанная норма трудового права отражена также в нормах международного права.
Пунктом 2 ст. 4 Европейской социальной хартии от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в целях обеспечения эффективного осуществления права на справедливое вознаграждение за труд стороны обязуются признать право работников на повышенный размер оплаты за сверхурочную работу.
Кроме того, по смыслу определения Конституционного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-О-О, «сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем работа, произведенная в пределах установленного работнику рабочего времени. В противном случае, не достигалась бы цель компенсации работнику повышенных трудозатрат и сокращения времени отдыха, нарушался бы принцип справедливости при определении заработной платы, а работодатель приобретал бы возможность злоупотребления своим правом привлечения работников к сверхурочной работе. Работники, выполняющие работу сверхурочно, оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполняет аналогичную работу в рамках установленной продолжительности рабочего времени (что в итоге и фактически происходит), что противоречит принципу равной оплаты за труд равной ценности».
В силу ст.91 ТК РФ, нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Статьей 153 ТК РФ установлено, что работникам, получающим оклад, оплата работы в выходные и праздничные дни производится в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
Система оплаты труда работников воинских частей установлена приказом МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указано, что в бюджетном учреждении устанавливаются выплаты компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с Перечнем, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № № и 818.
В соответствии с разделом 1 приложения № к приказу МО РФ 2014 г. №, истцу установлены выплаты компенсационного характера (надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, надбавка за работу с шифрами, морская надбавка), а также выплаты стимулирующего характера (надбавка за выслугу лет, премия), которые работники должны получать независимо от того, работал ли он в будний день или праздничный или выходной день, поскольку данные надбавки входят в систему оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций.
Статьей 37 Конституции РФ установлено, что каждый имеет право на труд, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации.
Таким образом, анализ представленных доказательств в их совокупности, с учетом вышеприведенных норм материального права, позволяет суду сделать вывод о том, что действия ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», связанные с выплатой истцу заработной платы за работу в выходные и праздничные дни в меньшем размере, не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают трудовые права истца.
Согласно расчета, представленному истцом, недоплаченная сумма по оплате труда в выходные и праздничные дни составляет 52 644,80 руб. (без учета вычета НДФЛ).
Согласно расчету, представленному ФКУ «УФО МО РФ по <адрес>», произведенному на основании установленных окладов, компенсационных выплат и стимулирующих надбавок, недоплаченная сумма по оплате труда в выходные и праздничные дни составляет 45 817,23 руб. (с учетом вычета НДФЛ).
Доводы представителя ответчика относительно расчета с учетом вычета НДФЛ, суд находит не заслуживающим внимания, поскольку, суд при вынесении решения не вправе рассчитывать и исчислять налоги, подлежащие оплате работником. Суд обязан вынести решение и указать конкретную сумму, которая подлежит взысканию. Обязанность по исчислению и удержанию налога с работника возложена законом на работодателя при выплате заработной платы.
Кроме того, согласно ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из принципов разумности и справедливости, степени вины ответчика, суд полагает необходимым взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 500,00 руб., поскольку заявленная истцом сумма в размере 5 000 руб., является необоснованно завышенной.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░– ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░ <░░░░░>» ░ ░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 05, 06, 12, 13, 19, 20, 26, 27 ░░░░░░░░, 03, 04, 10, 11, 17, 18, 24, 25, 31 ░░░░░░░, 01, 04, 07, 08, 14, ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░ 52 644,80 ░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 500 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░
░░░░ <░░░░░> ░.░. ░░░░░░░░░░