Решение по делу № 2-3911/2018 от 03.10.2018

66RS0006-06-2018-003950-31                                                   Р”ело в„– 2-3911/18

РЕШЕНИЕ

                               Р˜РјРµРЅРµРј Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации

07.11.2018 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:

председательствующего судьи Хабаровой О.В.,

при секретаре Мамедовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратовой А. Ю. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права на предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, признании незаконными отказов в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обязании поставить на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области,

                                                  СѓСЃС‚ановил:

Панкратова А.Ю. обратилась в суд с иском к ТОИОГВ СО УСП МСП СО по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права на предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, признании незаконными отказов в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обязании поставить на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

В обоснование требований указано, что Панкратова А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 2005 находилась в Центре Усыновления Опеки и Попечительства. Постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > < № > создана приемная семья и Мантурова Т.В. назначена приемным родителем Панкратовой А.Ю. Панкратова А.Ю. передана в приемную семью Мантуровой Т.В. и проживала в квартире по адресу: < адрес >.

В 2015 Панкратовой А.Ю. исполнилось 18 лет, договор о приемной семье, опека и попечительство прекращены.

До помещения в приемную семью у Панкратовой А.Ю. не было жилого помещения, на которое сохранилось бы право собственности или право пользования.

В квартире Мантуровой Т.В. Панкратова А.Ю. проживать не может, так как не является членом ее семьи. В квартире по адресу: < адрес > две комнаты: в одной комнате проживают Мантурова Т.В. и Харитонов А.Е., которые находятся в фактически брачных отношениях, в другой - их сын. После прекращения договора о приемной семье Мантурова Т.В. не является лицом, обязанным обеспечить Панкратову А.Ю. жилым помещением для дальнейшего проживания.

Другого жилого помещения у Панкратовой А.Ю., в которой она может проживать, не имеется, с 2015 она вынуждена проживать на съемных квартирах.

Являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Панкратова А.Ю. в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилого помещения.

По вопросу предоставления жилого помещенияПанкратова А.Ю. в 2015, 2017 обратилась в ТОИОГВ СО УСП МСП СО по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Приказами < № >, < № > от < дд.мм.гггг > Панкратовой А.Ю. отказано в постановке на указанный учет, так как не был установлен факт невозможности проживания Панкратовой А.Ю. в занимаемом жилом помещении.

        Р’ судебном заседании истец Панкратова Рђ.Р®., ее представитель РїРѕ доверенности адвокат Воробьева Рў.Р’. исковые требования поддержали, пояснили, что РґРѕ 18 лет Панкратова Рђ.Р®. находилась РїРѕРґ опекой РІ приемной семье Мантуровой Рў.Р’. РљРѕРіРґР° сын Мантуровой Рў.Р’. - РҐ.Рџ.Рђ., < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > рождения, был маленький, то Р¶РёР» РІ комнате СЃ родителями, Панкратова Рђ.Р®. проживала РІ маленькой комнате, потом РєРѕРіРґР° ему исполнилось 6 лет, РѕРЅ переехал РІ маленькую комнату, РѕРЅРё стали жить вместе. Панкратова Рђ.Р®. обучалась РІ МБОУ Средней школе < в„– >, закончила 9 классов, получила аттестат РІ 2013, доучилась РІ 10 классе, РЅРµ захотела учиться РІ 11 классе, ушла РёР· школы, РІ 2014 поступила РІ Уральский Аграрный колледж РЅР° базе 9 классов. РЎСЂРѕРє РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° Рѕ приемной семье истек, поэтому Панкратова Рђ.Р®. РІ 2015 выехала РёР· квартиры. Так как Сѓ Мантуровой Рў.Р’. СЃ Харитоновым Рђ.Р•. растет сын, квартира двухкомнатная, ей неудобно проживать вместе СЃ РЅРёРјРё. Считает, что надо обеспечивать себя самой, устраивать Р¶РёР·РЅСЊ. Первый РіРѕРґ снимала квартиру СЃ подругами. Официально РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды жилья РЅРµ заключала. РџРѕРєР° обучалась РІ колледже, Панкратова Рђ.Р®. получала пенсию РїРѕ потери кормильцев, немного подрабатывала. Пенсию получала РґРѕ 2016, РїРѕРєР° училась. РќР° втором РєСѓСЂСЃРµ Панкратова Рђ.Р®. вселилась РІ квартиру РѕРґРЅРѕРіСЂСѓРїРїРЅРёРєР°, который ушел РІ армию. РЈ его родителей трехкомнатная квартира. РљРѕРіРґР° РѕРЅ вернулся РёР· армии, его родители предоставили ей для проживания РѕРґРЅСѓ комнату бесплатно, РїРѕРєР° РѕРЅР° РЅРµ будет обеспечена жильем. Панкратова Рђ.Р®. обучалась РІ колледже 2 РіРѕРґР°, ей РЅРµ понравился факультет, РѕРЅР° решила уйти. Р’ настоящее время документы колледж РЅРµ отдает. Работала неофициально РІ разных местах администратором, продавцом-консультантом без трудовой РєРЅРёР¶РєРё, РІ настоящий момент трудоустраивается официально, РїСЂРѕС…РѕРґРёС‚ стажировку. Р’ 2015, 2017 обращалась СЃ заявлениями РІ Управление социальной политики Рі. Екатеринбурга Рѕ постановке РЅР° учет, так как РѕРЅР° ребенок-сирота, органами социальной политики ей было отказано РІ постановке РЅР° учет, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что РѕРЅР° является членом семьи Мантуровой Рў.Р’. Рё обеспечена жилым помещением. РќРѕ это РЅРµ соответствует действительности, так как Панкратова Рђ.Р®. членом семьи Мантуровой Рў.Р’. РЅРµ является, общее хозяйство СЃ РЅРёРјРё РЅРµ ведет, общий бюджет Сѓ РЅРёС… отсутствует, совместно РѕРЅРё РЅРµ проживают, выехала РѕРЅР° добровольно, забрала РІСЃРµ СЃРІРѕРё вещи, РЅРѕ сняться СЃ регистрационного учета РЅРµ может, так как ей негде зарегистрироваться РїРѕ месту жительства.

Представитель ответчика Батуева Е.С. просила в удовлетворении иска отказать по доводам, изложенным в возражениях на иск, пояснила, что в соответствии с п.1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации, предоставляются жилые помещения. Панкартова А.Ю., < дд.мм.гггг > рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которой: мать - П.Г.В. умерла < дд.мм.гггг >, отец-П.Ю.В. решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > лишен родительских прав. 12.10.2004 Постановлением Главы Администрации Октябрьского района Мантурова Т.В. назначена опекуном несовершеннолетней Панкратовой А.Ю., Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района от 23.05.2005 < № > и договора от 01.06.2005 < № > - назначена приемным родителем. Факт невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении устанавливается на основании заявления ребенка-сироты и ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигшего возраста 14 лет. Истец была приглашена в Управление для написания заявления об установлении факта невозможности проживания в жилом помещении. В марте 2015 истец обратилась с данным заявлением в Управление. По результатам межведомственных запросов установлено, что истец зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 44,9 кв.м по адресу: < адрес > качестве члена семьи нанимателя с 25.01.2005, в квартире зарегистрировано 4 человека. При вынесении решения по заявлению Управление основывалось на том, что на момент вынесения данного приказа истец являлась членом семьи нанимателя жилого помещения Мантуровой Т.В. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в квартире, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования г. Екатеринбург Постановлением от 31.08.2005 № 824 - 10 кв.м. Поскольку факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении не был установлен, Управлением был вынесен приказ от 09.10.2015 < № > «Об отказе в принятии Панкратовой А.Ю. на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области». Утверждение о том, что Панкратова А.Ю. не может проживать в квартире Мантуровой Т.В. так как членом ее семьи не основано на ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то, что семейные отношения прекращены, как утверждает истец, юридических и фактических препятствий для проживания Панкратовой А.Ю. в жилом помещении не имеется. Мантурова Т.В. не препятствовала ей в проживании в квартире, не обращалась в суд с требованием о признании истца утратившей право пользования жилым помещением и выселении. При обращении Панкратовой А.Ю. в Управление в 2017 о принятии ее на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот, ею не были приложены к заявлению копия паспорта, копия свидетельства о рождении, документы, подтверждающие, что гражданин является лицом из числа детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, на основании приказа Управления от 09.10.2015 < № > Панкратовой А.Ю. отказано в установлении факта невозможности проживания в жилом помещении по адресу: < адрес > связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в квартире, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования г. Екатеринбург. < дд.мм.гггг > Управление направило сообщение Панкратовой А.Ю. о невозможности принятия ее на учет. На основании изложенного, просит в иске отказать (л.д. 33-35).

Третье лицо Мантурова Т.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что она является нанимателем жилого помещения общей площадью 44,9 кв.м по адресу: < адрес > на основании ордера от < дд.мм.гггг > < № >, выданного УЗТМ ее деду К.Н.А. и договора найма жилого помещения от < дд.мм.гггг >, заключенного между МУП «Градмаш» и Мантуровой Т.В. С 2005 по 2015 в квартире проживала Панкратова А.Ю., ее зарегистрировали в квартире по месту жительства, поскольку другой регистрации у нее не было, ее надо было устраивать в школу. Из опеки проверять условия жизни истца в приемной семье приходили всего 2 раза. Последний раз приходил психолог из опеки, когда девочке было 12 лет по приглашению третьего лица, поскольку у ребенка был подростковый период. Когда Панкратовой А.Ю. исполнилось 18 лет, она не стала проживать с семьей Мантуровой Т.В., снимала жилье, адрес проживания не сообщала. Сейчас они общаются с ней очень редко. Панкратова А.Ю. получала пенсию по потери кормильца. Мантурова Т.В. получала денежные средства в виде пособия на ее содержание. На свои личные средств истца не содержала. Каждый год отчитывалась в опеке о потраченных денежных средствах на Панкратову А.Ю. Панкратова А.Ю. закончила в школе 9 классов, получила аттестат, закончила 10 класс, в 11 класс не пошла, забрала документы из школы, поступила в 2014 в Аграрный колледж на платной основе, поскольку не поступила на бюджет. Во время учебы в колледже, она с семьей Мантуровой Т.В. проживала до 2015, за обучение оплачивали из пособия и пенсии. Оплата за обучение составляла 20 000 рублей в год. Истец в колледже не доучилась, бросила обучение, пошла работать администратором в торговый центр. В настоящее время она снимает жилье, сама себя обеспечивает. Истца с регистрационного учета не снимает в связи, с тем, что возникают проблемы с трудоустройством. За коммунальные услуги за квартиру Мантурова Т.В. оплачивает сама, расходы за коммунальные услуги истец ей не компенсирует. В квартире сейчас они проживают с мужем и сыном. Панкратова А.Ю. членом их семьи не является. Панкратова А.Ю. не может проживать в одной комнате с Х.П.А., < дд.мм.гггг > рождения.

Третье лицо Харитонов А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что является гражданским мужем Мантуровой Т.В., зарегистрирован в квартиру с 2011, проживает с 1998. Панкратова А.Ю. в квартире в настоящее время не проживает, но не снимается с регистрационного учета, поскольку без регистрации она не сможет устроиться на работу. В настоящее время он не знает, где находится истец, чем занимается, он с ней не общается.

Заслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, третьих лиц, выслушав свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, сопоставив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким лицам, в частности, относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п.п. 3 п. 4 ст. 8 ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.

На основании Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в целях обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.

В силу п. 5 ст. 8 ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Судом установлено, что Панкратова А.Ю., < дд.мм.гггг > рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которой: мать - П.Г.В. умерла < дд.мм.гггг >, отец - П.Ю.В. решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27.10.2004 лишен родительских прав в отношении Панкратовой А.Ю. (л.д. 31,32, 36, 37).

12.10.2004 Постановлением Главы Администрации Октябрьского района Мантурова Т.В. назначена опекуном несовершеннолетней Панкратовой А.Ю.

Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района от 23.05.2005 < № > и договором от 01.06.2005 < № > Мантурова Т.В. назначена приемным родителем Панкратовой А.Ю. (л.д. 7). На основании п. 2 договора, оплата оказываемых услуг составляет на момент заключения договора 999,81 руб. Оплата содержания ребенка - 2 247, 53 руб. Согласно п. 4 договора приемный родитель предоставляет ребенку надлежащие жилищно-бытовые условия, выбирает форму организации жизни и быта ребенка в семье, создает необходимые условия для получения ребенком образования, заботится о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, обеспечивает уход за ребенком, систематическое медицинское обследование и прочее (л.д. 41-44).

На основании договора < № > от < дд.мм.гггг >, ТОИИГВ СО - УСП МСП по Орджоникидзевскому району передал Мантуровой Т.В., именуемой приемным родителем на воспитание Панкратову А.Ю. Согласно п. 3.1 договора размер оплаты труда приемного родителя составляет на момент заключения договора 4 125 руб. в месяц. На содержание приемного ребенка назначается ежемесячное пособие в размере, установленном законодательством Свердловской области (п.3.2 договора). Приемный родитель обязан вести в письменной форме учет расходов по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание приемного ребенка и ежегодно представлять в Органы опеки и попечительства сведения об израсходованных средствах (п. 2.1.10 договора). Срок действия договора с момента подписания до достижения приемным ребенком возраста 18 лет (п. 4.1. договора) (л.д. 38-40).

Согласно справки Центра муниципальных услуг от < дд.мм.гггг > в квартире по адресу: < адрес > общей площадью 44,90 кв.м, жилой - 28,50 кв.м зарегистрированы Мантурова Т.В.- наниматель, М.П.А., < дд.мм.гггг > рождения - сын, другой степени родства Панкратова А.Ю., < дд.мм.гггг > рождения, с < дд.мм.гггг >, Харитонов А.Е. с < дд.мм.гггг > (л.д. 25).

Нанимателем жилого помещения общей площадью 44,9 кв.м по адресу: < адрес > на основании ордера от < дд.мм.гггг > < № >, выданного УЗТМ, являлся К.Н.А. (дед Мантуровой Т.В.) (л.д. 68).

На основании договора найма жилого помещения и предоставления нанимателю коммунальных услуг и услуг по обслуживанию и ремонту жилого помещения на территории Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг >, заключенного между МУП «Градмаш» и Мантуровой Т.В., нанимателю предоставлено за плату во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из 2 -х комнат по адресу: < адрес > (л.д. 69).

Из аттестата об основном общем образовании, выданном 21.06.2013 следует, что Панкратова А.Ю. в 2013 окончила МБОУ «Среднюю общеобразовательную школу < № >» (л.д. 66).

Согласно акту о проверки условий жизни подопечного от 22.04.2013, проведенной специалистами отдела опеки и попечительства УСП по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, условия жизни для опекаемой Панкратовой А.Ю. по адресу: < адрес > семье опекуна Мантуровой Т.В. созданы надлежащие (л.д. 56).

Согласно п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат учету для предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

На основании пп.3 п. 2, п. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 20.03.2013 № 341-ПП «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения), признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается управлениями социальной политики на основании заявления ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигшего возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, в том числе правоустанавливающий документ на жилое помещение, невозможность проживания в котором подлежит установлению:

ордер на жилое помещение или договор социального найма жилого помещения. Заявление подается в управление социальной политики по месту учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Как следует из заявлений Панкратовой А.Ю. от 10.03.2015, она просила Территориальный орган исполнительной власти Управление социальной политики Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга направить межведомственные запросы в соответствующие органы власти и организации для принятия ее на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области и установить факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: < адрес >, указав себя членом семьи нанимателя жилого помещения, в качестве членов своей семьи Мантурову Т.В.- мама, М.П.А. - брат, Харитонов А.Е. -папа (л.д. 53- 55).

УСП по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга для решения вопроса об установлении факта невозможности проживания Панкратовой А.Ю. в занимаемом жилом помещении 10.03.2015 направлены межведомственные запросыв соответствующие органы власти и организации, что следует из представленных представителем ответчика документов (л.д. 57, 59, 60, 70,71).

Согласно ответов СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиала «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости», Комитета по управлению имуществом МО «Красноуфимский округ» от < дд.мм.гггг >, у Панкратовой А.Ю., зарегистрированной ранее по адресу: Свердловская обл., Красноуфимский район, < адрес >, объектов недвижимости на территории муниципального образования Красноуфимский округ не зарегистрировано, жилое помещение по договору социального найма или как члену семьи нанимателя жилого помещения не предоставлялось (л.д. 58, 61).

На основании справки Устьмашевского территориального отдела Администрации муниципального образования Красноуфимский округ от < дд.мм.гггг >, по адресу: < адрес > зарегистрирован Ш.П.П. < дд.мм.гггг > рождения, с < дд.мм.гггг > по настоящее время (л.д. 63).

Из Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от < дд.мм.гггг >, < дд.мм.гггг > следует, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о зарегистрированных правах на объект недвижимого имущества по адресу: < адрес > (л.д. 26, 27, 64)

Согласно сведениям Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Свердловской области от < дд.мм.гггг >,< дд.мм.гггг > ЕМУП БТИ о < дд.мм.гггг > Панкратова А.Ю. собственником жилых помещений в г. Екатеринбурге не значится (л.д. 9, 29, 62).

Приказом < № > от < дд.мм.гггг > Панкратовой А.Ю. отказано в установлении факта невозможности проживания Панкратовой А.Ю. в занимаемом жилом помещении по адресу: < адрес >, общей площадью 44,9 кв.м, поскольку из документов следует, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения Мантуровой Т.В., в квартире зарегистрированы и проживают 4 человека. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в квартире, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования г. Екатеринбург Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 - 10 кв.м. (л.д. 10.

Поскольку факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении не был установлен, Управлением был вынесен приказ от < дд.мм.гггг > < № > «Об отказе в принятии Панкратовой А.Ю. на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (л.д. 11).

При таких обстоятельствах, суд полагает, что Приказы < № >, < № > от < дд.мм.гггг > приняты уполномоченным органом в соответствии с действующим на тот период законодательством и на основании имеющейся в Управлении информации, при том, что договор о приемной семье на дату подачи заявления 10.03.2015 Панкратовой А.Ю. еще действовал и она сама в заявлении указывала себя членом семьи нанимателя жилого помещения.

Как следует из ответа УСП по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > на заявление Панкратовой А.Ю. о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, при обращении Панкратовой А.Ю. ею не были приложены к заявлению документы, перечень которых установлен п. 3-1 ст. 8 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ: копия паспорта, копия свидетельства о рождении, документы, подтверждающие, что гражданин является лицом из числа детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12).

Требование Панкратова А.Ю. об обязании Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга поставить ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской в связи с невозможностью проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.

Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.

В соответствии с положениями п. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации вознаграждение приемным родителям не относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье следует считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем суд критически относится к доводам представителя ответчика о том, что Панкратова А.Ю. была вселена Мантуровой Т.В. в квартиру по адресу: < адрес > как нетрудоспособный иждивенец в качестве члена семьи нанимателя, поскольку вела с ней общее хозяйство и сохраняет право пользования жилым помещением в настоящее время.

На основании ч. 3 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что Мантурова Т.В. не содержала Панкратову А.Ю. за счет личных средств, ей выплачивалось вознаграждение за выполняемую ею работу в качестве приемной матери, выплачивалось также денежное содержание на приемную дочь, Панкратова А.Ю. получала пенсию по потери кормильца.

Срок договора о приемной семье прекратил действие 11.08.2015.

Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.

Суд приходит к выводу, что вселение и проживание Панкратовой А.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: < адрес >, находящимся в найме у Мантуровой Т.В., произведено не в качестве члена ее семьи, а в качестве подопечного, поскольку это было вызвано необходимостью устраивать ребенка в школу, получать пенсию, медицинскую помощь.

В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации у подопечного не возникает никаких прав в отношении имущества, принадлежащего опекуну.

Судом установлено, что с 2015 Панкратова А.Ю. проживает отдельно, выехала из квартиры Мантуровой Т.В., вывезла свои вещи, за жилищно-коммунальные услуги не платит, снимает жилое помещение, содержит себя сама, членом семьи Мантуровой Т.В. не является.

Данные обстоятельства подтверждаются свидетелем Д.В.П., знакомой Мантуровой Т.В., которая пояснила, Панкратова А.Ю. была приемной дочерью Мантуровой Т.В. до 18 лет. Они проживали сначала втроем в квартире по адресу: < адрес >, потом у Харитонова А.Е. и Мантуровой Т.В. родился сын. Квартира маленькая, двухкомнатная. Сын проживал с родителями в комнате, когда был маленький, истец проживала в маленькой комнате. Девочка выросла, захотела самостоятельно жить. Училась в школе и не доучилась в колледже. Панкратову А.Ю. свидетель в квартире не видела в последнее время, поскольку она решила съехать и жить отдельно, снимает жилье. Отношения истца с Мантуровой Т.В. были как с приемной мамой.

Суд считает невозможным проживание Панкратовой А.Ю. в квартире по адресу: < адрес >, учитывая письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 N ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), в котором указано, что в качестве рекомендуемых обстоятельств невозможности проживания в жилом помещении, находящемся в собственности или в пользовании по договору социального найма у детей-сирот и лиц из их числа, могут являться проживание в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и лиц из их числа, но обладающих самостоятельным правом пользования жилым помещением.

Также следует учитывать, что Харитонов А.Е., Мантурова Т.В., Харитонов А.Е. кровными родственниками Панкратовой А.Ю. не являются, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только и их согласия.

При таких обстоятельствах, Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга обязано поставить Панкратову А.Ю., на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Что касается требования Панкратовой А.Ю. к Управлению социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права на предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, то оно заявлено преждевременно, к ненадлежащему ответчику и удовлетворению не подлежит.

Согласно п. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (ред. от 16.08.2018) «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики) осуществляется учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом Министерством социальной политики Свердловской области.

Министерство социальной политики Свердловской области ежеквартально, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

На основании п. 3 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (п. 4 Порядка).

Поскольку Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга согласно указанному Постановлениюосуществляет толькоучет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также после поступления договора найма обеспечивает подписание его сиротой и направляет подписанный документ в государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Панкратой А.Ю. к Управлению социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права истца на предоставлениеей жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда свердловской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования удовлетворить частично.

Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга поставить Панкратову А. Ю., < дд.мм.гггг > рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.

РЎСѓРґСЊСЏ:                                                       Рћ.Р’. Хабарова

Мотивированное решение составлено 12.11.2018

РЎСѓРґСЊСЏ:                                                       Рћ.Р’. Хабарова

                            

2-3911/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Панкратова А.Ю.
Панкратова Александра Юрьевна
Ответчики
ТОИОГВ СО УСП МСП СО по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга
Другие
Харитонов Андрей Евгеньевич
Мантурова Т.В.
Мантурова Татьяна Васильевна
Харитонов А.Е.
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky.svd.sudrf.ru
03.10.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.10.2018Передача материалов судье
03.10.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.10.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2018Судебное заседание
07.11.2018Судебное заседание
12.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.05.2020Передача материалов судье
06.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Судебное заседание
06.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее