66RS0006-06-2018-003950-31 Дело № 2-3911/18
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
07.11.2018 Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе:
председательствующего судьи Хабаровой О.В.,
при секретаре Мамедовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панкратовой А. Ю. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права на предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, признании незаконными отказов в установлении факта невозможности проживания в ранее занимаемом жилом помещении, в принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обязании поставить на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области,
установил:
Панкратова Рђ.Р®. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ РёСЃРєРѕРј Рє РўРћРОГВ РЎРћ РЈРЎРџ РњРЎРџ РЎРћ РїРѕ Орджоникидзевскому району Рі. Екатеринбурга Рѕ признании права РЅР° предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, признании незаконными отказов РІ установлении факта невозможности проживания РІ ранее занимаемом жилом помещении, РІ принятии РЅР° учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, обязании поставить РЅР° учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В обоснование требований указано, что Панкратова А.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До 2005 находилась в Центре Усыновления Опеки и Попечительства. Постановлением главы Администрации Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > < № > создана приемная семья и Мантурова Т.В. назначена приемным родителем Панкратовой А.Ю. Панкратова А.Ю. передана в приемную семью Мантуровой Т.В. и проживала в квартире по адресу: < адрес >.
В 2015 Панкратовой А.Ю. исполнилось 18 лет, договор о приемной семье, опека и попечительство прекращены.
До помещения в приемную семью у Панкратовой А.Ю. не было жилого помещения, на которое сохранилось бы право собственности или право пользования.
В квартире Мантуровой Т.В. Панкратова А.Ю. проживать не может, так как не является членом ее семьи. В квартире по адресу: < адрес > две комнаты: в одной комнате проживают Мантурова Т.В. и Харитонов А.Е., которые находятся в фактически брачных отношениях, в другой - их сын. После прекращения договора о приемной семье Мантурова Т.В. не является лицом, обязанным обеспечить Панкратову А.Ю. жилым помещением для дальнейшего проживания.
Другого жилого помещения у Панкратовой А.Ю., в которой она может проживать, не имеется, с 2015 она вынуждена проживать на съемных квартирах.
Являясь лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Панкратова А.Ю. в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на получение жилого помещения.
РџРѕ РІРѕРїСЂРѕСЃСѓ предоставления жилого помещенияПанкратова Рђ.Р®. РІ 2015, 2017 обратилась РІ РўРћРОГВ РЎРћ РЈРЎРџ РњРЎРџ РЎРћ РїРѕ Орджоникидзевскому району Рі. Екатеринбурга СЃ заявлением Рѕ постановке РЅР° учет нуждающихся РІ предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Приказами < № >, < № > от < дд.мм.гггг > Панкратовой А.Ю. отказано в постановке на указанный учет, так как не был установлен факт невозможности проживания Панкратовой А.Ю. в занимаемом жилом помещении.
В судебном заседании истец Панкратова А.Ю., ее представитель по доверенности адвокат Воробьева Т.В. исковые требования поддержали, пояснили, что до 18 лет Панкратова А.Ю. находилась под опекой в приемной семье Мантуровой Т.В. Когда сын Мантуровой Т.В. - Х.П.А., < дд.мм.гггг > рождения, был маленький, то жил в комнате с родителями, Панкратова А.Ю. проживала в маленькой комнате, потом когда ему исполнилось 6 лет, он переехал в маленькую комнату, они стали жить вместе. Панкратова А.Ю. обучалась в МБОУ Средней школе < № >, закончила 9 классов, получила аттестат в 2013, доучилась в 10 классе, не захотела учиться в 11 классе, ушла из школы, в 2014 поступила в Уральский Аграрный колледж на базе 9 классов. Срок договора о приемной семье истек, поэтому Панкратова А.Ю. в 2015 выехала из квартиры. Так как у Мантуровой Т.В. с Харитоновым А.Е. растет сын, квартира двухкомнатная, ей неудобно проживать вместе с ними. Считает, что надо обеспечивать себя самой, устраивать жизнь. Первый год снимала квартиру с подругами. Официально договор аренды жилья не заключала. Пока обучалась в колледже, Панкратова А.Ю. получала пенсию по потери кормильцев, немного подрабатывала. Пенсию получала до 2016, пока училась. На втором курсе Панкратова А.Ю. вселилась в квартиру одногруппника, который ушел в армию. У его родителей трехкомнатная квартира. Когда он вернулся из армии, его родители предоставили ей для проживания одну комнату бесплатно, пока она не будет обеспечена жильем. Панкратова А.Ю. обучалась в колледже 2 года, ей не понравился факультет, она решила уйти. В настоящее время документы колледж не отдает. Работала неофициально в разных местах администратором, продавцом-консультантом без трудовой книжки, в настоящий момент трудоустраивается официально, проходит стажировку. В 2015, 2017 обращалась с заявлениями в Управление социальной политики г. Екатеринбурга о постановке на учет, так как она ребенок-сирота, органами социальной политики ей было отказано в постановке на учет, в связи с тем, что она является членом семьи Мантуровой Т.В. и обеспечена жилым помещением. Но это не соответствует действительности, так как Панкратова А.Ю. членом семьи Мантуровой Т.В. не является, общее хозяйство с ними не ведет, общий бюджет у них отсутствует, совместно они не проживают, выехала она добровольно, забрала все свои вещи, но сняться с регистрационного учета не может, так как ей негде зарегистрироваться по месту жительства.
Представитель ответчика Батуева Р•.РЎ. просила РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать РїРѕ доводам, изложенным РІ возражениях РЅР° РёСЃРє, пояснила, что РІ соответствии СЃ Рї.1 статьи 8 Федерального закона РѕС‚ 21.12.1996 в„– 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях РїРѕ социальной поддержке детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей», лицам РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, установленном законодательством субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, предоставляются жилые помещения. Панкартова Рђ.Р®., < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > рождения, относится Рє категории лиц РёР· числа детей-СЃРёСЂРѕС‚ Рё детей, оставшихся без попечения родителей, родители которой: мать - Рџ.Р“.Р’. умерла < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі >, отец-Рџ.Р®.Р’. решением Октябрьского районного СЃСѓРґР° Рі. Екатеринбурга РѕС‚ < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > лишен родительских прав. 12.10.2004 Постановлением Главы Администрации Октябрьского района Мантурова Рў.Р’. назначена опекуном несовершеннолетней Панкратовой Рђ.Р®., Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района РѕС‚ 23.05.2005 < в„– > Рё РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° РѕС‚ 01.06.2005 < в„– > - назначена приемным родителем. Факт невозможности проживания РІ ранее занимаемом жилом помещении устанавливается РЅР° основании заявления ребенка-сироты Рё ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигшего возраста 14 лет. Рстец была приглашена РІ Управление для написания заявления РѕР± установлении факта невозможности проживания РІ жилом помещении. Р’ марте 2015 истец обратилась СЃ данным заявлением РІ Управление. РџРѕ результатам межведомственных запросов установлено, что истец зарегистрирована РІ жилом помещении общей площадью 44,9 РєРІ.Рј РїРѕ адресу: < адрес > качестве члена семьи нанимателя СЃ 25.01.2005, РІ квартире зарегистрировано 4 человека. РџСЂРё вынесении решения РїРѕ заявлению Управление основывалось РЅР° том, что РЅР° момент вынесения данного приказа истец являлась членом семьи нанимателя жилого помещения Мантуровой Рў.Р’. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся РЅР° РѕРґРЅРѕ лицо, проживающее РІ квартире, более учетной РЅРѕСЂРјС‹ площади жилого помещения, установленной РЅР° территории муниципального образования Рі. Екатеринбург Постановлением РѕС‚ 31.08.2005 в„– 824 - 10 РєРІ.Рј. Поскольку факт невозможности проживания истца РІ ранее занимаемом жилом помещении РЅРµ был установлен, Управлением был вынесен приказ РѕС‚ 09.10.2015 < в„– > «Об отказе РІ принятии Панкратовой Рђ.Р®. РЅР° учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области». Утверждение Рѕ том, что Панкратова Рђ.Р®. РЅРµ может проживать РІ квартире Мантуровой Рў.Р’. так как членом ее семьи РЅРµ основано РЅР° СЃС‚. 69 Жилищного кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Несмотря РЅР° то, что семейные отношения прекращены, как утверждает истец, юридических Рё фактических препятствий для проживания Панкратовой Рђ.Р®. РІ жилом помещении РЅРµ имеется. Мантурова Рў.Р’. РЅРµ препятствовала ей РІ проживании РІ квартире, РЅРµ обращалась РІ СЃСѓРґ СЃ требованием Рѕ признании истца утратившей право пользования жилым помещением Рё выселении. РџСЂРё обращении Панкратовой Рђ.Р®. РІ Управление РІ 2017 Рѕ принятии ее РЅР° учет для целей предоставления жилых помещений для детей-СЃРёСЂРѕС‚, ею РЅРµ были приложены Рє заявлению РєРѕРїРёСЏ паспорта, РєРѕРїРёСЏ свидетельства Рѕ рождении, документы, подтверждающие, что гражданин является лицом РёР· числа детей - СЃРёСЂРѕС‚ или детей, оставшихся без попечения родителей. РљСЂРѕРјРµ того, РЅР° основании приказа Управления РѕС‚ 09.10.2015 < в„– > Панкратовой Рђ.Р®. отказано РІ установлении факта невозможности проживания РІ жилом помещении РїРѕ адресу: < адрес > СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся РЅР° РѕРґРЅРѕ лицо, проживающее РІ квартире, более учетной РЅРѕСЂРјС‹ площади жилого помещения, установленной РЅР° территории муниципального образования Рі. Екатеринбург. < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > Управление направило сообщение Панкратовой Рђ.Р®. Рѕ невозможности принятия ее РЅР° учет. РќР° основании изложенного, РїСЂРѕСЃРёС‚ РІ РёСЃРєРµ отказать (Р».Рґ. 33-35).
Третье лицо Мантурова Рў.Р’. РІ судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что РѕРЅР° является нанимателем жилого помещения общей площадью 44,9 РєРІ.Рј РїРѕ адресу: < адрес > РЅР° основании ордера РѕС‚ < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > < в„– >, выданного РЈР—РўРњ ее деду Рљ.Рќ.Рђ. Рё РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° найма жилого помещения РѕС‚ < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі >, заключенного между РњРЈРџ «Градмаш» Рё Мантуровой Рў.Р’. РЎ 2005 РїРѕ 2015 РІ квартире проживала Панкратова Рђ.Р®., ее зарегистрировали РІ квартире РїРѕ месту жительства, поскольку РґСЂСѓРіРѕР№ регистрации Сѓ нее РЅРµ было, ее надо было устраивать РІ школу. РР· опеки проверять условия Р¶РёР·РЅРё истца РІ приемной семье приходили всего 2 раза. Последний раз РїСЂРёС…РѕРґРёР» психолог РёР· опеки, РєРѕРіРґР° девочке было 12 лет РїРѕ приглашению третьего лица, поскольку Сѓ ребенка был подростковый период. РљРѕРіРґР° Панкратовой Рђ.Р®. исполнилось 18 лет, РѕРЅР° РЅРµ стала проживать СЃ семьей Мантуровой Рў.Р’., снимала жилье, адрес проживания РЅРµ сообщала. Сейчас РѕРЅРё общаются СЃ ней очень редко. Панкратова Рђ.Р®. получала пенсию РїРѕ потери кормильца. Мантурова Рў.Р’. получала денежные средства РІ РІРёРґРµ РїРѕСЃРѕР±РёСЏ РЅР° ее содержание. РќР° СЃРІРѕРё личные средств истца РЅРµ содержала. Каждый РіРѕРґ отчитывалась РІ опеке Рѕ потраченных денежных средствах РЅР° Панкратову Рђ.Р®. Панкратова Рђ.Р®. закончила РІ школе 9 классов, получила аттестат, закончила 10 класс, РІ 11 класс РЅРµ пошла, забрала документы РёР· школы, поступила РІ 2014 РІ Аграрный колледж РЅР° платной РѕСЃРЅРѕРІРµ, поскольку РЅРµ поступила РЅР° бюджет. Р’Рѕ время учебы РІ колледже, РѕРЅР° СЃ семьей Мантуровой Рў.Р’. проживала РґРѕ 2015, Р·Р° обучение оплачивали РёР· РїРѕСЃРѕР±РёСЏ Рё пенсии. Оплата Р·Р° обучение составляла 20 000 рублей РІ РіРѕРґ. Рстец РІ колледже РЅРµ доучилась, бросила обучение, пошла работать администратором РІ торговый центр. Р’ настоящее время РѕРЅР° снимает жилье, сама себя обеспечивает. Рстца СЃ регистрационного учета РЅРµ снимает РІ СЃРІСЏР·Рё, СЃ тем, что возникают проблемы СЃ трудоустройством. Р—Р° коммунальные услуги Р·Р° квартиру Мантурова Рў.Р’. оплачивает сама, расходы Р·Р° коммунальные услуги истец ей РЅРµ компенсирует. Р’ квартире сейчас РѕРЅРё проживают СЃ мужем Рё сыном. Панкратова Рђ.Р®. членом РёС… семьи РЅРµ является. Панкратова Рђ.Р®. РЅРµ может проживать РІ РѕРґРЅРѕР№ комнате СЃ РҐ.Рџ.Рђ., < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > рождения.
Третье лицо Харитонов А.Е. в судебном заседании исковые требования поддержал, пояснил, что является гражданским мужем Мантуровой Т.В., зарегистрирован в квартиру с 2011, проживает с 1998. Панкратова А.Ю. в квартире в настоящее время не проживает, но не снимается с регистрационного учета, поскольку без регистрации она не сможет устроиться на работу. В настоящее время он не знает, где находится истец, чем занимается, он с ней не общается.
Заслушав истца, ее представителя, представителя ответчика, третьих лиц, выслушав свидетеля, исследовав материалы гражданского дела, сопоставив в совокупности все представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Согласно абзацу 4 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции от 07.03.2018) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к таким лицам, в частности, относятся лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.п. 3 п. 4 ст. 8 ФЗ проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
На основании Постановления Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения, действующих на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в целях обеспечения малоимущих граждан жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, установлена учетная норма площади жилого помещения на территории муниципального образования «город Екатеринбург», исходя из которой определяется уровень обеспеченности малоимущих граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в размере 10 кв. м общей площади на одного человека.
В силу п. 5 ст. 8 ФЗ порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что Панкратова А.Ю., < дд.мм.гггг > рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, родители которой: мать - П.Г.В. умерла < дд.мм.гггг >, отец - П.Ю.В. решением Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга от 27.10.2004 лишен родительских прав в отношении Панкратовой А.Ю. (л.д. 31,32, 36, 37).
12.10.2004 Постановлением Главы Администрации Октябрьского района Мантурова Т.В. назначена опекуном несовершеннолетней Панкратовой А.Ю.
Постановлением Главы Администрации Орджоникидзевского района от 23.05.2005 < № > и договором от 01.06.2005 < № > Мантурова Т.В. назначена приемным родителем Панкратовой А.Ю. (л.д. 7). На основании п. 2 договора, оплата оказываемых услуг составляет на момент заключения договора 999,81 руб. Оплата содержания ребенка - 2 247, 53 руб. Согласно п. 4 договора приемный родитель предоставляет ребенку надлежащие жилищно-бытовые условия, выбирает форму организации жизни и быта ребенка в семье, создает необходимые условия для получения ребенком образования, заботится о его здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии, обеспечивает уход за ребенком, систематическое медицинское обследование и прочее (л.д. 41-44).
РќР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° < в„– > РѕС‚ < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі >, РўРћРРГВ РЎРћ - РЈРЎРџ РњРЎРџ РїРѕ Орджоникидзевскому району передал Мантуровой Рў.Р’., именуемой приемным родителем РЅР° воспитание Панкратову Рђ.Р®. Согласно Рї. 3.1 РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° размер оплаты труда приемного родителя составляет РЅР° момент заключения РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° 4 125 СЂСѓР±. РІ месяц. РќР° содержание приемного ребенка назначается ежемесячное РїРѕСЃРѕР±РёРµ РІ размере, установленном законодательством Свердловской области (Рї.3.2 РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°). Приемный родитель обязан вести РІ письменной форме учет расходов РїРѕ РїСЂРёС…РѕРґСѓ Рё расходу денежных средств, выделяемых РЅР° содержание приемного ребенка Рё ежегодно представлять РІ Органы опеки Рё попечительства сведения РѕР± израсходованных средствах (Рї. 2.1.10 РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°). РЎСЂРѕРє действия РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° СЃ момента подписания РґРѕ достижения приемным ребенком возраста 18 лет (Рї. 4.1. РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°) (Р».Рґ. 38-40).
Согласно справки Центра муниципальных услуг от < дд.мм.гггг > в квартире по адресу: < адрес > общей площадью 44,90 кв.м, жилой - 28,50 кв.м зарегистрированы Мантурова Т.В.- наниматель, М.П.А., < дд.мм.гггг > рождения - сын, другой степени родства Панкратова А.Ю., < дд.мм.гггг > рождения, с < дд.мм.гггг >, Харитонов А.Е. с < дд.мм.гггг > (л.д. 25).
Нанимателем жилого помещения общей площадью 44,9 кв.м по адресу: < адрес > на основании ордера от < дд.мм.гггг > < № >, выданного УЗТМ, являлся К.Н.А. (дед Мантуровой Т.В.) (л.д. 68).
На основании договора найма жилого помещения и предоставления нанимателю коммунальных услуг и услуг по обслуживанию и ремонту жилого помещения на территории Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг >, заключенного между МУП «Градмаш» и Мантуровой Т.В., нанимателю предоставлено за плату во владение и пользование для проживания в нем изолированное жилое помещение, состоящее из 2 -х комнат по адресу: < адрес > (л.д. 69).
РР· аттестата РѕР± РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРј общем образовании, выданном 21.06.2013 следует, что Панкратова Рђ.Р®. РІ 2013 окончила МБОУ «Среднюю общеобразовательную школу < в„– >В» (Р».Рґ. 66).
Согласно акту о проверки условий жизни подопечного от 22.04.2013, проведенной специалистами отдела опеки и попечительства УСП по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга, условия жизни для опекаемой Панкратовой А.Ю. по адресу: < адрес > семье опекуна Мантуровой Т.В. созданы надлежащие (л.д. 56).
Согласно п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат учету для предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
На основании пп.3 п. 2, п. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 20.03.2013 № 341-ПП «Об утверждении Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются (далее - ранее занимаемые жилые помещения), признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Факт невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях устанавливается управлениями социальной политики на основании заявления ребенка-сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей, достигшего возраста 14 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по форме согласно приложению к настоящему Порядку, в том числе правоустанавливающий документ на жилое помещение, невозможность проживания в котором подлежит установлению:
ордер на жилое помещение или договор социального найма жилого помещения. Заявление подается в управление социальной политики по месту учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Как следует из заявлений Панкратовой А.Ю. от 10.03.2015, она просила Территориальный орган исполнительной власти Управление социальной политики Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга направить межведомственные запросы в соответствующие органы власти и организации для принятия ее на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области и установить факт невозможности проживания в жилом помещении по адресу: < адрес >, указав себя членом семьи нанимателя жилого помещения, в качестве членов своей семьи Мантурову Т.В.- мама, М.П.А. - брат, Харитонов А.Е. -папа (л.д. 53- 55).
УСП по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга для решения вопроса об установлении факта невозможности проживания Панкратовой А.Ю. в занимаемом жилом помещении 10.03.2015 направлены межведомственные запросыв соответствующие органы власти и организации, что следует из представленных представителем ответчика документов (л.д. 57, 59, 60, 70,71).
Согласно ответов СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиала «Красноуфимское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости», Комитета по управлению имуществом МО «Красноуфимский округ» от < дд.мм.гггг >, у Панкратовой А.Ю., зарегистрированной ранее по адресу: Свердловская обл., Красноуфимский район, < адрес >, объектов недвижимости на территории муниципального образования Красноуфимский округ не зарегистрировано, жилое помещение по договору социального найма или как члену семьи нанимателя жилого помещения не предоставлялось (л.д. 58, 61).
На основании справки Устьмашевского территориального отдела Администрации муниципального образования Красноуфимский округ от < дд.мм.гггг >, по адресу: < адрес > зарегистрирован Ш.П.П. < дд.мм.гггг > рождения, с < дд.мм.гггг > по настоящее время (л.д. 63).
РР· Уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии РїРѕ Свердловской области РѕС‚ < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі >, < РґРґ.РјРј.РіРіРіРі > следует, что РІ Едином государственном реестре прав РЅР° недвижимое имущество Рё сделок СЃ РЅРёРј отсутствует информация Рѕ зарегистрированных правах РЅР° объект недвижимого имущества РїРѕ адресу: < адрес > (Р».Рґ. 26, 27, 64)
Согласно сведениям Филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Свердловской области от < дд.мм.гггг >,< дд.мм.гггг > ЕМУП БТРо < дд.мм.гггг > Панкратова А.Ю. собственником жилых помещений в г. Екатеринбурге не значится (л.д. 9, 29, 62).
Приказом < № > от < дд.мм.гггг > Панкратовой А.Ю. отказано в установлении факта невозможности проживания Панкратовой А.Ю. в занимаемом жилом помещении по адресу: < адрес >, общей площадью 44,9 кв.м, поскольку из документов следует, что она является членом семьи нанимателя жилого помещения Мантуровой Т.В., в квартире зарегистрированы и проживают 4 человека. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в квартире, более учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории муниципального образования г. Екатеринбург Постановлением Главы г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 - 10 кв.м. (л.д. 10.
Поскольку факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении не был установлен, Управлением был вынесен приказ от < дд.мм.гггг > < № > «Об отказе в принятии Панкратовой А.Ю. на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (л.д. 11).
При таких обстоятельствах, суд полагает, что Приказы < № >, < № > от < дд.мм.гггг > приняты уполномоченным органом в соответствии с действующим на тот период законодательством и на основании имеющейся в Управлении информации, при том, что договор о приемной семье на дату подачи заявления 10.03.2015 Панкратовой А.Ю. еще действовал и она сама в заявлении указывала себя членом семьи нанимателя жилого помещения.
Как следует из ответа УСП по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга от < дд.мм.гггг > на заявление Панкратовой А.Ю. о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, при обращении Панкратовой А.Ю. ею не были приложены к заявлению документы, перечень которых установлен п. 3-1 ст. 8 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ: копия паспорта, копия свидетельства о рождении, документы, подтверждающие, что гражданин является лицом из числа детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 12).
Требование Панкратова А.Ю. об обязании Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга поставить ее на учет для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской в связи с невозможностью проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении подлежит удовлетворению, при этом суд исходит из следующего.
Согласно ч.ч. 1, 2, 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии с положениями п. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации вознаграждение приемным родителям не относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье следует считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем суд критически относится к доводам представителя ответчика о том, что Панкратова А.Ю. была вселена Мантуровой Т.В. в квартиру по адресу: < адрес > как нетрудоспособный иждивенец в качестве члена семьи нанимателя, поскольку вела с ней общее хозяйство и сохраняет право пользования жилым помещением в настоящее время.
На основании ч. 3 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации, дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которое выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. Указанные денежные средства расходуются опекунами или попечителями в порядке, установленном статьей 37 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Мантурова Т.В. не содержала Панкратову А.Ю. за счет личных средств, ей выплачивалось вознаграждение за выполняемую ею работу в качестве приемной матери, выплачивалось также денежное содержание на приемную дочь, Панкратова А.Ю. получала пенсию по потери кормильца.
Срок договора о приемной семье прекратил действие 11.08.2015.
Согласно абз. 4 ч. 1 ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Суд приходит к выводу, что вселение и проживание Панкратовой А.Ю. в жилом помещении, расположенном по адресу: < адрес >, находящимся в найме у Мантуровой Т.В., произведено не в качестве члена ее семьи, а в качестве подопечного, поскольку это было вызвано необходимостью устраивать ребенка в школу, получать пенсию, медицинскую помощь.
В соответствии со статьей 148 Семейного кодекса Российской Федерации у подопечного не возникает никаких прав в отношении имущества, принадлежащего опекуну.
Судом установлено, что с 2015 Панкратова А.Ю. проживает отдельно, выехала из квартиры Мантуровой Т.В., вывезла свои вещи, за жилищно-коммунальные услуги не платит, снимает жилое помещение, содержит себя сама, членом семьи Мантуровой Т.В. не является.
Данные обстоятельства подтверждаются свидетелем Д.В.П., знакомой Мантуровой Т.В., которая пояснила, Панкратова А.Ю. была приемной дочерью Мантуровой Т.В. до 18 лет. Они проживали сначала втроем в квартире по адресу: < адрес >, потом у Харитонова А.Е. и Мантуровой Т.В. родился сын. Квартира маленькая, двухкомнатная. Сын проживал с родителями в комнате, когда был маленький, истец проживала в маленькой комнате. Девочка выросла, захотела самостоятельно жить. Училась в школе и не доучилась в колледже. Панкратову А.Ю. свидетель в квартире не видела в последнее время, поскольку она решила съехать и жить отдельно, снимает жилье. Отношения истца с Мантуровой Т.В. были как с приемной мамой.
Суд считает невозможным проживание Панкратовой А.Ю. в квартире по адресу: < адрес >, учитывая письмо Минобрнауки России от 08.04.2014 N ВК-615/07 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению эффективного механизма обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), в котором указано, что в качестве рекомендуемых обстоятельств невозможности проживания в жилом помещении, находящемся в собственности или в пользовании по договору социального найма у детей-сирот и лиц из их числа, могут являться проживание в жилом помещении лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и лиц из их числа, но обладающих самостоятельным правом пользования жилым помещением.
Также следует учитывать, что Харитонов А.Е., Мантурова Т.В., Харитонов А.Е. кровными родственниками Панкратовой А.Ю. не являются, заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только и их согласия.
При таких обстоятельствах, Управление социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга обязано поставить Панкратову А.Ю., на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
Что касается требования Панкратовой А.Ю. к Управлению социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права на предоставлении жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, то оно заявлено преждевременно, к ненадлежащему ответчику и удовлетворению не подлежит.
Согласно п. 4 Постановления Правительства Свердловской области от 24.04.2013 N 527-ПП (ред. от 16.08.2018) «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики) осуществляется учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом Министерством социальной политики Свердловской области.
Министерство социальной политики Свердловской области ежеквартально, в срок не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляет в Фонд список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
На основании п. 3 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с государственной программой Свердловской области «Реализация основных направлений государственной политики в строительном комплексе Свердловской области до 2024 года», обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.
Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства) жилых помещений детям-сиротам, является государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (п. 4 Порядка).
Поскольку Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга согласно указанному Постановлениюосуществляет толькоучет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, а также после поступления договора найма обеспечивает подписание его сиротой и направляет подписанный документ в государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Панкратой А.Ю. к Управлению социальной политики по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга о признании права истца на предоставлениеей жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда свердловской области.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
исковые требования удовлетворить частично.
Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга поставить Панкратову А. Ю., < дд.мм.гггг > рождения, на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение будет составлено в течение пяти дней.
Судья: О.В. Хабарова
Мотивированное решение составлено 12.11.2018
Судья: О.В. Хабарова