Дело №2-512/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Чебоксары
Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики под председательством судьи Матвеевой Т.В.,
при секретаре судебного заседания Степановой С.А.,
с участием истца Ершова И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ершова И. М. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решений и обязании установления группы инвалидности,
УСТАНОВИЛ:
Ершов И.М. обратился в суд с иском, с учетом последующего уточнения в порядке ст.39 ГПК РФ, к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ) о признании незаконными решений и обязании установления группы инвалидности.
Исковые требования обоснованы следующим. ДД.ММ.ГГГГ в бытовых условиях истец получил рвано-ушибленную рану <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена инвалидность № группы. Решением экспертного состава бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении инвалидности. Данное решение Ершовым И.М. было обжаловано, в связи с чем проведено переосвидетельствование, однако решением экспертного состава бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ также отказано в установлении инвалидности. С данными решениями истец не согласен, в связи с чем и обратился в суд. При этом истец указал, что при проведении медико-социальной экспертизы специалистами не была учтена полная клиническая картина его заболеваний, постоянно ухудшающееся состояние здоровья. В настоящее время установленные заболевания привели к ограничению его жизнедеятельности, а именно: истец не имеет возможности полноценно заниматься трудовой деятельностью. Следовательно, исходя из изложенных фактов, и в соответствии с законодательством РФ имеются основания для установления инвалидности и получения соответствующих социальных гарантий.
На основании изложенного Ершов И.М. просит суд:
- признать незаконным решение экспертного состава главного бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать незаконным решение экспертного состава бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ;
- установить ему третью группу инвалидности.
На судебном заседании истец Ершов И.М. исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Ответчик ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике - Чувашии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения, явку своего представителя в суд не обеспечило. В адрес суда от представителя Савченко А.О. поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.
В отзыве на исковое заявление, ответчик исковые требования не признает по подобно изложенным в нем основаниям.
Выслушав истца, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ершов И.М. в бытовых условиях получил рвано-ушибленную рану <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Ершов И.М. был признан инвалидом № группы, причина инвалидности «общие заболевания» с ежегодным переосвидетельствованием.
Решением экспертного состава бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в установлении инвалидности. В частности, по результатам медико-социальной экспертизы, на основании анализа представленных медицинских, медиком-экспертных документов и данных личного осмотра Ершова И.М., выявлены незначительные нарушения статодинамической функции (с количественной оценкой 30 % в соответствии с п. 13.2.3.47), не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, не вызывают необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, и не дают основания для признания лица инвалидом.
Данное решение Ершовым И.М. было обжаловано, в связи с чем проведено переосвидетельствование, однако решением экспертного состава бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ также отказано в установлении инвалидности.
Не соглашаясь с данными решениями, истец обратился в суд с настоящим иском. При этом он указал, что при проведении медико-социальной экспертизы специалистами не была учтена полная клиническая картина его заболеваний, постоянно ухудшающееся состояние здоровья.
Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
В соответствии с п. 2 Правил, признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Согласно п. 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из указанных в п. 5 Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид" (пункт 7).
В рамках настоящего дела определением суда от ДД.ММ.ГГГГ была назначена судебная медико-социальная экспертиза в ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. На разрешение экспертов поставлены следующие вопросы: «Имелись ли признаки инвалидности у Ершова И. М. на период освидетельствования бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ и главного бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ на октябрь 2017 года? Если имелись признаки инвалидности, то к какой группе они относятся?».
В соответствии с заключением судебной медико-социальной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, изготовленной ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, признаков инвалидности у Ершова И. М. на период – ДД.ММ.ГГГГ не имелось, так как последствия повторных бытовых травм (ДД.ММ.ГГГГ а также сопутствующие заболевания, обуславливали стойкие незначительные нарушения функций организма (в размере 10 % - 30 %), которые не приводили к ограничениям основных категорий жизнедеятельности. Стойкие незначительные нарушения функций организма не давали основания для установления группы инвалидности («Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденные приказом Минтруда России от 17 декабря 2015 года №1024н; «Правила признания лица инвалидом», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №95).
Оснований ставить под сомнение последнее заключение экспертов суд не находит, т.к. данная экспертиза была проведена на основании определения суда, эксперты, проводившие экспертизу, были предупреждены об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ. Ответ на вопрос суда, поставленный перед экспертом, дан в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд, анализируя и оценивая имеющиеся по делу доказательства, приходит к выводу, что истцу Ершову И.М. при проведении медико-социальной экспертизы в главном бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ ДД.ММ.ГГГГ и при переосвидетельствовании в бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ ДД.ММ.ГГГГ, в виду отсутствия признаков инвалидности, обоснованно было отказано в ее установлении.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
В силу ч.1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ расходы по проведению экспертизы были возложена на Ершова И.М. До настоящего времени данные расходы не оплачены.
Поскольку в удовлетворении исковых требований суд отказывает, следовательно, расходы по проведению экспертизы в размере 37 000 руб. подлежат взысканию с истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Ершова И. М. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о признании незаконными решения экспертного состава главного бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, решения экспертного состава бюро № филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Чувашской Республике - Чувашии» Минтруда и соцзащиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ, установлении третьей группы инвалидности отказать.
Взыскать с Ершова И. М. в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в счет возмещения расходов по проведению экспертизы 37 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Московский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики в течение месяца по дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Т.В. Матвеева
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.