Решение по делу № 33а-3116/2021 от 27.08.2021

Судья Григорьева У.С.                                                     Дело № 33а-3116/2021

(номер дела в суде первой                                                      Категория 100а

инстанции 2а-2600/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

01 сентября 2021 года                                                         город Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи    Бояриновой Е.В.,

судей                        Исаева С.Н., Кондрак Н.И.,

при секретаре                Марушевской Т.В.,

с участием прокурора             Ведмидь А.И.,

административного истца Плотникова В.С. его представителя и представителя заинтересованного лица – Политической партии «Справедливая Россия - патриоты - за правду» - Капцова М.Е., представителя административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя и заинтересованного лица – Севастопольская городская избирательная комиссия – Бариевой А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Плотникова В. С. к Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя, заинтересованные лица: Севастопольская городская избирательная комиссия, Политическая партия «Справедливая Россия – патриоты – за правду» об отмене решения территориальной избирательной комиссии, по апелляционной жалобе административного истца Плотникова В. С. на решение Нахимовского районного суда города Севастополя от 23 августа 2021 года,

Заслушав доклад судьи Бояриновой Е.В., судебная коллегия,

установила:

Плотников В.С. обратился в суд с административным иском к территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя о признании незаконным решения от 12 августа 2021 №74/608-2 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Плотникова В. С. по пятимандатному избирательному округу № 2» на выборах депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя, выдвинутого Региональным отделением Социалистической политической партии « Справедливая Россия – патриоты – за правду» в городе Севастополе.

В обоснование административного иска указал, что 21 июля 2021 года представил в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя документы для регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва. Плотников В.С. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду» в городе Севастополе. При этом представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии « Справедливая Россия в городе Севастополе». Подтверждение о приеме документов для регистрации кандидата выдано Плотникову 03 августа 2021 года.

07 августа 2021 года Рабочей группой по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, направлено извещение о выявленных недостатках.

09 августа 2021 года Плотниковым В.С. устранены недостатки, однако 12 августа 2021 года территориальной избирательной комиссией Нахимовского района города Севастополя принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва по пятимандатному избирательному округу № 2.

Решение считает незаконным, поскольку при его принятии Территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя не применила положения законодательства, предусматривающего возможность кандидата, выдвинутого избирательным объединением, не представлять копию документа о регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в случае представления указанного документа другим кандидатом, выдвинутым этим же избирательным объединением и представившим указанный документ в избирательную комиссию первым (часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя». Указанное нарушение повлекло нарушение избирательных прав истца, что стало основанием для обращения с настоящим иском в суд.

Решением Нахимовского районного суда города Севастополя23 августа 2021 года в удовлетворении административного иска Плотникова В.С. отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым административный иск удовлетворить. В обоснование жалобы ссылается на обстоятельства, аналогичные приведенным в административном исковом заявлении. Так, в силу пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67- ФЗ, не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 ФЗ, а также иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществляющих сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить предоставленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 закона № 67- ФЗ, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. Аналогичные требования содержатся в Методических рекомендациях, утверждённых Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6. Таким образом, суду надлежало выяснить, представлялся ли кандидатом документ о государственной регистрации избирательного объединения, если представленный документ был оформлен с нарушениями закона был ли он заменен кандидатом не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии. Суд первой инстанции данные обстоятельства не выяснил, что привело к вынесению неправильного судебного решения.

Материалы дела содержат подтверждение получения документов, представленных для уведомления о выдвижении избирательным объединением, из которого следует, что 21 июля 2021г. административным истцом в избирательную комиссию, в том числе, представлена удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения на 1 л. в 1 экз. (пункт 2).

При подаче документов на регистрацию, кандидатом представлена копия актуального свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения на 1 листе.

После уведомления избирательной комиссией о выявлении недостатков в представленных документах, кандидат 09 августа 2021 года повторно представил надлежащую копию свидетельства о регистрации, в подтверждении чему избирательной комиссией выдан соответствующий документ.

В соответствии с п.п. «в» п. 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, основанием отказа в регистрации кандидата является, в том числе, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Материалами дела доказано, что кандидатом представлены в избирательную комиссию документы для уведомления о выдвижении и регистрации, а недостатки представленного пакета документов устранены в установленный законом срок. Таким образом, избирательной комиссий незаконно отказано в регистрации кандидата в депутаты, а суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленного административного иска.

Административный истец также указывает, что несостоятельны выводы суда и возражения административного ответчика относительно невозможности применения части 5 статьи 40 Закона №20-ЗС к возникшим правоотношениям исходя из следующего.

В соответствии с положениями, изложенными в абз. 2 части 5 статьи 40 Закона № 20-ЗС, в случае, если избирательным объединением выдвинуто несколько кандидатов по многомандатному избирательному округу, а также в случае, если на избирательную комиссию возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий и избирательным объединением выдвинуты кандидаты по нескольким одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 1 части 4 настоящей статьи, может представить уполномоченный представитель избирательного объединения либо первый представивший указанные документы кандидат, выдвинутый этим избирательным объединением. В таких случаях иные кандидаты, выдвинутые этим избирательным объединением, документы, предусмотренные подпунктами «а» и «б» пункта 1 части 4 настоящей статьи, в эту же избирательную комиссию могут не представлять.

Решением Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя 02 июля 2021 года № 60/372-2 «О возложении на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя полномочий окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов №1, № 2 по выборам в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополь Андреевский муниципальный округ», полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов № 1, № 2 по выборам в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополь Андреевский муниципальный округ возложены на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя.

Решением Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя от 02 июля 2021 года № 60/375-2 «О возложении на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя полномочий окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов №1, № 2, № 3 по выборам в депутаты Совета Нахимовского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополь Нахимовский муниципальный округ», полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов № 1, № 2, № 3 по выборам в депутаты Совета Нахимовского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополь Нахимовский муниципальный округ возложены на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя.

Другими решениями этой же избирательной комиссии, на нее возложены полномочия окружных избирательных комиссией по выборам депутатов иных советов. Таким образом, на Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района возложены полномочия девяти окружных избирательных комиссий. Кандидаты Грошев В.Е. и Плотников В.С. выдвинуты кандидатами в депутаты советов разных муниципальных образований, но одним субъектом выдвижения, а на Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района возложены полномочия нескольких окружных избирательных комиссий, таким образом, к сложившимся правоотношениям применимы положения абз. 2 части 5 статьи 40 Закона № 20- ЗС.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Нахимовского района города Севастополя и административный ответчик - Территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя просили оставить решение суда без изменения, как законное и обоснованное, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании, административный истец и его представитель, апелляционную жалобу поддержали по доводам в ней изложенным, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новое решение, которым административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика – Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя, а также заинтересованного лица – Севастопольской городской избирательной комиссии – Бариева А.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить без изменения решение суда первой инстанции.

Представитель заинтересованного лица – Политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду» - Капцов М.Е. апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об удовлетворении административного иска.

В своём заключении прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил, оставить без изменения решение суда первой инстанции, как принятое с соблюдением норм материального и процессуального права.

Заслушав пояснения явившихся лиц, проверив материалы административного дела, заключение прокурора, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений против ее удовлетворения, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда пришла к следующим выводам.

В соответствии с частью 2 статьи 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются, в том числе, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Плотников В.С. выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду» в городе Севастополе. При этом представлена заверенная копия свидетельства о государственной регистрации Регионального отделения политической партии «Справедливая Россия в городе Севастополе».

Документы для регистрации кандидата представлены им 03 августа 2021 года (л.д.21).

07 августа 2021 года на заседании Рабочей группы по приему и проверке документов, представленных кандидатом для уведомления о выдвижении и регистрации, были выявлены недостатки (л.д.62)

Согласно извещения (л.д.64) выявлены следующие недостатки:

-заявление о согласии баллотироваться, представленное кандидатом в соответствии с частью 1 статьи 40 Закона города Севастополя оформлено с несоблюдением требований к его оформлению (в части указания сведений о профессиональном образовании, а именно указания года окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность и реквизитов документа об образовании).

Кандидатом не представлены документы, предусмотренные пунктом 4 части 4 статьи 40 Закона города Севастополя, а именно заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения об образовании кандидата;

Кандидат обязан предоставить копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, официально заверенную постоянно действующим уполномоченным органом избирательного объединения.

Кандидат выдвинут Региональным отделением Социалистической политической партии «Справедлива Россия – патриоты – за правду», а в территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя Плотниковым В.С. вместе с заявлением о согласии баллотироваться представлена копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Политической партии «Справедливая Россия в городе Севастополе» от 19 апреля 2019 года.

Официально заверенная постоянно действующим уполномоченным органом избирательного объединения копия свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений, в число документов, подлежащих замене либо дополнительному представлению, не входит.

Извещение направлено Плотникову В.С. для устранения.

Плотников В.С. представил в окружную избирательную комиссию пятимандатного избирательного округа № 2 Андреевский муниципальный округ уточнения в документы, представленные им ранее, а также копию свидетельства о государственной регистрации выдвинувшего его избирательного объединения Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду» в городе Севастополе (л.д.69).

12 августа 2021 года Территориальной избирательной комиссией Нахимовского района с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Андреевский муниципальный округ принято решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва Плотникова Виктора Семеновича по пятимандатному избирательному округу № 2 (л.д.74).

Основанием принятия решения об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва внутригородского муниципального образования города Севастополя Андреевский муниципальный округ послужило отсутствие необходимых для регистрации документов.

Суд первой инстанции руководствуясь Федеральным законом от 12 июня 2002 года№ 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральным законом от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом города Севастополя от 03 июня 2014 года № 17 - ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» пришёл к выводу, что Территориальная комиссия Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии по пятимандатному избирательному округу № 2 Андреевский муниципальный округ принимая оспариваемое решение правомерно исходила из того, что кандидат не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67- ФЗ.

Кроме того, суд первой инстанции указал, что у административного истца отсутствует право не предоставлять документы со ссылкой на часть 5 статьи 40 Закона города Севастополя № 20- ЗС, а также нарушать провозглашенный Федеральным законом № 67- ФЗ принцип равенства прав и обязанностей всех кандидатов, при соблюдении которого каждый кандидат лично обязан представлять в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, необходимые для регистрации документы, что и явилось основанием для принятия решения об отказе.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах определены в Федеральном законе от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 1 статьи 75 Федерального закона № 67-ФЗ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии избирательных прав граждан при проведении муниципальных выборов, порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов муниципальных выборов устанавливаются федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации.

Условия и порядок выдвижения кандидата избирательным объединением на выборах в представительный орган муниципального образования регламентированы положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом города Севастополя от 03 июня 2014 года № 20-ЗС «О выборах депутатов представительных органов внутригородских муниципальных образований города Севастополя».

В соответствии с подпунктом 19 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ избирательной кампанией признается деятельность по подготовке и проведению выборов, осуществляемая в период со дня официального опубликования (публикации) решения уполномоченного на то должностного лица, государственного органа, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня представления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

Согласно Закону города Севастополя от 03 июня 2014 года № 17-ЗС «Об установлении границ и статусе муниципальных образований в городе Севастополе» в структуре органов местного самоуправления внутригородского муниципального образования города Севастополя Андреевский муниципальный округ, входит в представительный орган муниципального образования – Совет Андреевского муниципального округа, состоящий из 10 депутатов, избираемых на муниципальных выборах (статья 24 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя - Андреевский муниципальный округ).

Выборы депутатов Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва назначены Решением Совета Андреевского муниципального округа города Севастополя от 28 июня 2021 года №55/283.

Решение опубликовано в газете «Севастопольские известия» выпуск от 02 июля 2021 года № 25 (2128) и с этого периода начинается избирательная кампания для кандидатов и других участников избирательного процесса.

Подготовку и проведение муниципальных выборов в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организует избирательная комиссия муниципального образования в установленном Федеральным законом № 67-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации порядке.

Согласно пункта 4 статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ полномочия избирательной комиссии муниципального образования по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа этого муниципального образования могут возлагаться на территориальную комиссию или на участковую комиссию, действующую в границах муниципального образования.

Решением Севастопольской городской избирательной комиссии от 29 апреля 2021 № 89/518-2 полномочия избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ возложены на Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя.

Избирательная комиссия муниципального образования Андреевский муниципальный округ (в лице Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя) в пределах своей компетенции, определенной положениями статьи 24 Федерального закона № 67-ФЗ, как избирательная комиссия в силу подпункта 24 статьи 2 организующая выборы, осуществляет руководство деятельностью всех избирательных комиссий по подготовке и проведению соответствующих выборов.

Согласно статье 19 Закона города Севастополя от 03 июня 2014 года № 20-ЗС в систему избирательных комиссий по выборам депутатов в представительный орган муниципального образования, в том числе входят окружные избирательные комиссии.

Окружные избирательные комиссии обеспечивают подготовку и проведение выборов депутатов представительного органа муниципального образования в пределах компетенции, предусмотренной статьей 25 Федерального закона №67-ФЗ, в том числе, осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации, на территории одномандатного (многомандатного) избирательного округа, регистрацию кандидатов, выдвинутых по соответствующему избирательному округу.

Из части 4 статьи 19 Закона города Севастополя № 20-ЗС следует, что полномочия окружных избирательных комиссий одномандатных (многомандатных) избирательных округов могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования (в случае возложения полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию – на эту Территориальную избирательную комиссию).

Согласно статье 10 Устава внутригородского муниципального образования города Севастополя – Андреевский муниципальный округ депутаты внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, при которой в силу части 1 статьи 13 Закона города Севастополя № 20-ЗС образуются одномандатные и (или) многомандатные избирательные округа.

По выборам депутатов Совета Андреевского муниципального округа в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона № 67-ФЗ образованы многомандатные избирательные округа сроком на 10 лет – пятимандатный избирательный округ № 1, пятимандатный избирательный округ № 2 (по 5 мандатов на каждый избирательный округ) (постановление Севастопольской городской избирательной комиссии от 25 июня 2014 года № 9/47-1 в редакции от 30 июня 2014 года № 10/503-1).

Решением Территориальной избирательной комиссии Нахимовского района города Севастополя (избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ) от 02 июля 2021 года № 60/372-2 полномочия окружных избирательных комиссий пятимандатных избирательных округов № 1, № 2 Андреевский муниципальный округ в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона № 67-ФЗ возложены территориальной избирательной комиссией Нахимовского района города Севастополя с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Андреевский муниципальный округ на территориальную избирательную комиссию Нахимовского района.

Условия и порядок выдвижения кандидатов избирательным объединением регулируются положениями статей 32, 33, 35 Федерального закона № 67-ФЗ.

Определяя условия выдвижения кандидатов, Федеральный закон № 67-ФЗ устанавливает, что при проведении выборов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам помимо документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, кандидаты представляют в соответствии с пунктом 5 статьи 33 указанного Федерального закона в окружную избирательную комиссию, с учетом требований пункта 1 части 4 статьи 40 Закона города № 20-ЗС, официально заверенную уполномоченным органом избирательного объединения копию свидетельства о государственной регистрации избирательного объединения (пункт 14.5 статьи 35). При этом данный Федеральный закон № 67-ФЗ напрямую не оговаривает возможность представления документов, содержащих указанные сведения, после подачи в окружную избирательную комиссию документов, необходимых для уведомления о выдвижении кандидата, а лишь допускает возможность внесения уточнений и дополнений в документы, а также замену документов, оформленных с нарушением установленных требований.

Согласно положениям пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, части 2 статьи 48 Закона города № 20-ЗС кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение – в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 указанного Федерального закона, а также в иные документы в целях приведения их в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Заменить представленный документ кандидат вправе только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. При отсутствии копии какого-либо документа, предусмотренного пунктом 2.2. статьи 33 указанного Федерального закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, пунктом 3 части 3 статьи 48 Закона города Севастополя № 20-ЗС, установлено, что отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Так инициатива избирательного объединения в определении кандидата в представительный орган муниципального образования реализуется на основании предоставленного избирательному объединению статьей 32 Федерального закона № 67-ФЗ права выдвижения кандидата в соответствии с условиями, предусмотренными статьями 33, 35 указанного Федерального закона.

Вместе с заявлением кандидат, выдвинутый избирательным объединением, представляет документы, предусмотренные п. 2.2. статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ, а также документы, указанные в п. 14.5 статьи 35 указанного Федерального закона.

Указанные документы кандидат обязан представить лично (п. 5 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ).

Отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом № 67-ФЗ, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с пи. «в» п. 24 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ.

Положения п. 1.1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, как ошибочно полагает административный истец, исключают возможность представления данного документа не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии по вопросу регистрации кандидата, а представление кандидатом указанного документа за пределами установленного срока для уведомления о выдвижения кандидата (при условии, что избирательному объединению было известно данное обстоятельство по состоянию на 16 июля 2021) вступает в противоречие с положениями п. 9 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ, ч. 4 ст. 37 Закона города Севастополя № 20-ЗС и является не допустимым.

Как верно указал суд первой инстанции, поскольку Плотников В.С. принял решение баллотироваться в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва, подал заявление о согласии баллотироваться в депутаты в территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями избирательной комиссии внутригородского муниципального образования города Севастополя Андреевский муниципальный округ, а также с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Андреевский муниципальный округ) и решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Совета Андреевского муниципального округа третьего созыва по пятимандатному избирательному округу № 2 принимала территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Андреевский муниципальный округ) приведенные им в административном иске доводы не могут рассматриваться как нарушающие избирательные права кандидата.

Соответствующая правовая позиция содержится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 сентября 2016 года№ 1742-0, а также в пункте 4.12 Методических рекомендациях, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11 июня 2014 года № 235/1486-6 по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской федерации от 23 марта 2007 года № «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в. 1», «в. 2» пункта 24, подпунктов «б. 1», «б. 2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», также разъясняется, что ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата. Кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.

Пунктом 4.1 Постановления Конституционного суда Российской Федерации от 12 марта 2021 года № 6-П «По делу о проверке Конституционности пункта 1.1. статьи 38 и пункта 1 статьи 39 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» наделение избирательных комиссий обязанностью извещать кандидатов о выявленных в представленных ими документах нарушениях не снимает с самого кандидата ответственности за качество, полноту и достоверность переданных им сведений и документов. В любом случае именно на кандидате лежит безусловная обязанность представить в избирательную комиссию вместе с заявлением о его согласии баллотироваться все иные документы, представление которых для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации предусмотрено законом, если только их изготовление и заверение не отнесено законом к полномочиям избирательной комиссии.

Указанными нормами, ответственность за предоставление полных сведений возложена на кандидата.

Как следует из подтверждения получения документов от кандидата Плотникова В.С. в числе принятых документов значится нотариально удостоверенная копия свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия» в городе Севастополе от 19 апреля 2019 года, которая на момент подачи документов в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя не применялось, поскольку было выдано свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации Региональное отделение Социалистической политической партии «Справедливая Россия – патриоты – за правду» в городе Севастополе.

В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции и апелляционной жалобы судебной коллегией по административным делам Севастопольского городского суда, кандидат не представил обоснованной позиции о том, что мешало ему сразу предоставить в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя (с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 Андреевского муниципального округа) документ о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений в нужной редакции.

При этом вопреки доводам апеллянта представление недействующего документа не равнозначно представлению документа, оформленного с нарушением требований законодательства.

Судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о наличии безусловных оснований для отказа в регистрации кандидата в соответствии с пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ, а приведенные доводы административного истца о применении к спорным правоотношениям положений ч. 5 ст. 40 Закона города Севастополя № 20-ЗС не подлежащими удовлетворению, поскольку Грошевым В.Е. документы на регистрацию представлены в Территориальную избирательную комиссию Нахимовского района города Севастополя с полномочиями окружной избирательной комиссии пятимандатного избирательного округа № 2 по выборам депутатов в Совет Нахимовского муниципального округа внутригородского муниципального образования города Севастополя Нахимовский муниципальный округ.

Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм права, являлись предметом исследования суда первой инстанции и проверены в полном объеме. Кроме того, доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, которые влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, фактически выражают несогласие с принятым судебным решением.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 – 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда, -

определила:

решение Нахимовского районного суда города Севастополя 23 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Плотникова В. С. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

    Председательствующий

Судьи

33а-3116/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Плотников Виктор Семенович
Прокуратура Нахимовского района г. Севатсополя
Ответчики
Территориальная избирательная комиссия Нахимовского района города Севастополя
Другие
Бариева Алена Евгеньевна
Капцов Михаил Евгеньевич
Севастопольская городская избирательная комиссия
Дубовик Евгений Георгиевич
Политическая партия Справедливая Россия - патриоты - за правду
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Бояринова Елена Владимировна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
27.08.2021Передача дела судье
01.09.2021Судебное заседание
02.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2021Передано в экспедицию
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее