№ 5-217/2020
УИД 04RS0021-01-2020-001388-24
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 апреля 2020 года г. Улан-Удэ
Судья Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ Баторова Д.А., при секретаре Цырендашиевой Т.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.3 ч.2 КоАП РФ, в отношении Мерзлякова Александра Андреевича, *** г.р., уроженца <адрес>, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>.
Права, предусмотренные ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст.25.1 КоАП РФ, в том числе иметь защитника, разъяснены.
У С Т А Н О В И Л:
*** в период времени с 12 час.55 мин. по 13 ч. 00 мин. Мерзляков А.А., находился по <адрес>, около магазина <данные изъяты>, т.е. покинул место своего проживания при отсутствии жизненной необходимости в период действия Указа главы Республики Бурятия от 13 марта 2020 года № 37, пунктом 1.6. которого постановлено не покидать места проживания (пребывания) гражданам РФ, находящимся на территории Республики Бурятия, тем самым не выполнил противоэпидемические мероприятия, в период возникновения угрозы распространения инфекции COVID-2019, представляющего опасность для окружающих, нарушив законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
В судебном заседании Мерзляков А.А. вину в совершении правонарушения не признал. Суду пояснил, что осуществлял доставку товара, не входящего в перечень предметов первой необходимости (саморезы), однако как индивидуальный предприниматель и реализовывает в своем магазине предметы, входящие в перечень непродовольственных товаров первой необходимости маски-респираторы, очки защитные и карабины и цепи для животных.
Заслушав Мерзлякова А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 6.3 ч.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, в том числе граждан, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду реализуется, в том числе, путем обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Федеральный закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования. Основной задачей санитарно-эпидемиологического нормирования является установление санитарно-эпидемиологических требований, удовлетворяющих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания.
Статьей 6 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, контроль за их исполнением; право разработки, утверждения и реализации региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; введение и отмена на территории субъекта Российской Федерации ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей.
В ч.2 и 3 Федерального Закона № 52-ФЗ указано, что ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 31 января 2020 г. № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Указом Президента Российской Федерации №239 от 02.04.2020 установлен особый порядок передвижения на соответствующей территории лиц и транспортных средств, за исключением транспортных средств, осуществляющих межрегиональные перевозки(пп. "в" п. 2пп. "в" п. 2 Указа Президента РФ от 02.04.2020 N 239).
Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача РФ от 02 марта 2020 года № 5 (в редакции от 13 марта 2020 г.) «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) поручено с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия (п.1.2).
В силу ст.1 названного ФЗ № 52-ФЗ, под ограничительными мероприятиями (карантин) понимаются административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных
В связи с приведенными нормативными актами в целях недопущения возникновения и распространения инфекции, вызванной новым типом коронавируса (COVID-2019) на территории Республики Бурятия, главой Республики Бурятия принят Указ от 13 марта 2020 года № 37 (также с изм. от 05 апреля 2020 г.), в котором указан ряд ограничений для перемещения гражданам РФ, находящимся на территории Республики Бурятия.
П.1.6 данного Указа, гражданам предписано сначала по 5, а затем и по 30 апреля 2020 года не покидать места проживания (пребывания), за исключением случаев обращения за экстренной (неотложной) медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью, случаев следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом, осуществления деятельности, связанной с передвижением по территории Республики Бурятия, в случае, если такое передвижение непосредственно связано с осуществлением деятельности, которая не приостановлена в соответствии с настоящим указом (в том числе оказанием транспортных услуг и услуг доставки), а также следования к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, реализация которых не ограничена в соответствии с настоящим указом, выгула домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 метров от места проживания (пребывания), выноса отходов до ближайшего места накопления отходов; а также при следовании к близким родственникам из числа лиц, указанных в п. 1.4 настоящего указа, в случае доставки им на дом продуктов питания (лекарственных средств), ухода на дому за лежачими, тяжелобольными близкими родственниками, смерти (гибели) близких людей и иных случаях крайней необходимости.
Определен перечень непродовольственных товаров первой необходимости согласно Указа главы Республики Бурятия от 13.03.2020 №37 (с внесенными изменениями от 30.03.2020) (приложение №2), в который входят наряду с другими предметами - санитарно-гигиеническая маска, зоотовары (включая корма для животных и ветеринарные препараты), который не противоречит Распоряжению Правительства Российской Федерации №762-р от 27.03.2020.
Согласно п. 4 вышеуказанного Распоряжения Правительства Российской Федерации №762-р от 27.03.2020 при реализации хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, товаров, входящих хотя бы в одну группу товаров, указанных в перечне, такие хозяйствующие субъекты вправе реализовывать товары, не включенные в перечень.
Из материалов административного дела следует, что *** в период времени с 12 час.55 мин. по 13 ч. 00 мин. Мерзляков А.А. будучи зарегистрированным и проживающим по адресу: <адрес>, находился по <адрес>, около магазина <данные изъяты>
Факт нахождения Мерзлякова А.А. в указанном месте подтверждается иными материалами дел и самим Мерзляковым не отрицался. Вместе с тем, Мерзляков А.А. осуществлял доставку приобретенного покупателем товара (саморезы), о чем свидетельствует кассовый чек от 04.04.2020 время 12:56 (на чеке стоит печать ИП Мерзляков А.А.). Из Выписки из ЕГРИП от 04.04.2020, из Выписки из ЕГРЮЛ от 16.04.2020 следует, что индивидуальный предприниматель Мерзляков А.А. и <данные изъяты>, генеральным директором которого является Мерзляков А.А. осуществляют прочую розничную торговлю. Представленными фотоматериалами, счет-фактурами подтверждается, что Мерзляков осуществляет торговлю фильтрующими масками типа защиты FFР1, FFР2, FFР3, респираторами, относящие к медицинскому инвентарю, непосредственно выполняют защитную функцию. Также законодательством прямо не конкретизирован перечень товаров относящийся к зоотоварам, за исключением корма для животных и ветеринарные препараты, а потому можно отнести к зоотоварам и карабины для животных, указание на использование для животных прямо указано на упаковке.
Согласно Википедии респиратор и функциональные маски выполняют защитные функции: обеспечивают подвод воздуха для дыхания, защищают лицо от летящих объектов или опасной окружающей среду с сохранением возможности визуального наблюдения (респиратор–средство индивидуальной защиты органов дыхания (СИЗОД) от попадания аэрозолей (пыль, дым, туман) и и/или вредных газов, медицинская маска (стерильные и нестерильные)- медицинское изделие, закрывающее рот и нос носителя и обеспечивающее барьер для прямой передачи инфекционных частиц от носителя маски к другим людям).
В юридическом составе административного правонарушения выделяют четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.
Объектом правонарушения выступают конкретные нормы, предписания, законные требования, запреты.
Объективной стороной является внешнее проявление противоправного поведения: действие, бездействие. Наличие объективной стороны законодатель во многих случаях ставит в зависимость от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, его систематичности, повторности, злостности.
Субъектом административного правонарушения выступает лицо, виновное в его совершении.
Субъективная сторона определяет форму вины такого лица (умысел, неосторожность).
Отсутствие одного из четырех элементов означает отсутствие и самого состава административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Из имеющихся в материалах дела доказательств не представляется возможным сделать однозначный вывод о том, что Мерзляков А.А. покинул свое место жительство по обстоятельствам, не предусмотренным п.1.6 Указа главы Республики Бурятия № 37, поскольку осуществлял деятельность, которая не была приостановлена в соответствии с Указом главы Республики Бурятия № 37.
Бесспорные доказательства, которые могли бы свидетельствовать об этом, в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.7, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 6.3 ░.2 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░