Решение по делу № 12-509/2018 от 25.06.2018

Дело № 12-509/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление об административном правонарушении

424028

город Йошкар-Ола 20 июля 2018 года

ул.Баумана 91-А

Судья Йошкар - Олинского городского суда Республики Марий Эл Сабирьянов Р.Я.,

с участием защитника ФКУ «Войсковая часть 34096» Вялова А.А.,

должностного лица Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, вынесшего постановление, - Старченкова И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу командира ФКУ «Войсковая часть 34096» Тарасова В.М. на постановление Главного государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Старченкова И.М. от 07 марта 2018 года, которым

Федеральное казенное учреждение «Войсковая часть 34096», ИНН , ОГРН , дата регистрации юридического лица - 16 декабря 2009 года, находящегося по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородного правонарушения,

признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Главного государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее по тексту - Волжское МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора) Старченкова И.М от 07 марта 2018 года ФКУ «Войсковая часть 34096» (далее по тексту – В/ч 34096) подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.

Не согласившись с указанным постановлением, командир В/ч 34096 Тарасов В.М. обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить и прекратить производство по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. В обоснование жалобы указал, что указанные в уведомлении на регистрацию организации источники радиоактивной безопасности 4 и 5 категорий на радиационных приборах хранятся и используются в войсковой части примерно с 1970 года. Постановление Правительства РФ № 1184 от 19.11.2012 г. обязала организации регистрировать данные источники с 2012 года. Внеплановая выездная проверка территориального подразделения Ростехнадзора, зная о том, что войсковая часть использует подобные источники, была проведена в марте 2017 года. Выводы о необходимости регистрации данных источников в организации дабы исключить их вред на окружающую среду в данном случае являются несостоятельными, надуманными. Тем более, что проведенной в войсковой части 34096 внеплановой выездной проверкой в период с 20.03.2017 года. по 31.03.2017 года Старченковым И.М. в целом установлено удовлетворительное состояние объектов использования атомной энергии, его элементов и систем, которые соответствуют требованиям федеральных норм и правил в области использования атомной энергии, сведения, представленные в документах, являются достоверными, соответствующими фактическому состоянию. Что позволяет сделать бесспорный вывод о том, что фактов нанесения какого-либо реального вреда жизни и здоровью человека, окружающей среде установлено не было. Несмотря на то, что ФКУ «Войсковая часть 34096» является самостоятельным юридическим лицом, оно не имеет лицевого счета, все поступающие денежные средства имеют бюджетный источник финансирования государством, не извлекает прибыль из своей деятельности. Основным видом деятельности войсковой части 34096, как структурной единицы Министерства обороны РФ, является прежде всего деятельность, связанная с обеспечением военной безопасности нашей страны и граждан РФ.

Направленное 19.02.2018 года уведомление о регистрации войсковой части, осуществляющей использование радиоактивных источников 4 и 5 категорий, на 07.03.2018 г. - день рассмотрения дела об административном правонарушении, было принято для прохождения регистрации территориальным органом Ростехнадзора.

Определением Йошкар-Олинского городского суда от 05 июля 2018 года по ходатайству командира В/ч 34096 Тарасова В.М. восстановлен срок на подачу жалобы на вышеуказанное постановление.

В судебное заседание законный представитель В/ч 34096, надлежаще извещенный, не явился, считаю возможным рассмотреть дело без его участия.

Защитник В/ч 34096 Вялов А.А. поддержал доводы и требования жалобы.

В судебном заседании должностное лицо, вынесшее постановление – Старченков И.М. полагает, что постановление является законным и обоснованным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы дела Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора, дополнительные материалы, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ, невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области использования атомной энергии, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 400 000 до 700 000 рублей.

Объективную сторону указанного правонарушения, составляет противоправное бездействие, выражающееся в нарушении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии при эксплуатации объектов использования атомной энергии.

Правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направленных на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призванных способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии, регулирует Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии)

Согласно статьи 3 Закона об использовании атомной энергии, объектами применения настоящего Федерального закона (объектами использования атомной энергии) являются, в том числе, радиационные источники - не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение.

В соответствии со статьей 6 Закон об использовании атомной энергии, федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии - это нормативные правовые акты, устанавливающие требования к безопасному использованию атомной энергии, включая требования безопасности объектов использования атомной энергии, требования безопасности деятельности в области использования атомной энергии, в том числе цели, принципы и критерии безопасности, соблюдение которых обязательно при осуществлении деятельности в области использования атомной энергии. После введения в действие федеральных норм и правил они являются обязательными для всех лиц, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и действуют на всей территории Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, при проведении документарной проверки в отношении В/ч 34096, в рамках действий по контролю выполнения пункта 3 Предписания от 03 ноября 2017 года было выявлено административное правонарушение, а именно: В/ч 34096 не выполнило в установленный срок до 01 февраля 2018 года требования пункта 3 указанного Предписания, а именно В/ч 34096 не проведена регистрация об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасно­сти.

Согласно постановления, в период с 20 марта 2017 года по 31 марта 2017 года в отношении В/ч 34096 была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой было выявлено, что В/ч 34096 не направило уведомление об осуществлении деятельности по экс­плуатации радиационных источников, содержащих в своём составе только радионуклидные ис­точники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, что являлось нарушением пункта 3 Правил регистрации организаций осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содер­жащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий радиационной опас­ности, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ .

По результа­там проверки В/ч 34096 выдано Предписание от 31 марта 2017 года. Пунктом 2 указанного Предписания, В/ч 34096 предписывалось устранить нарушение, срок выполнения Предписания был установлен до 10 июня 2017 года, который затем был продлен до 10 августа 2017 года.

Решением от 07 июля 2017 года отказано в регистрации В/ч 34096 в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности из-за неполноты и недостоверности предоставленных в уведомлении сведений.

Также решением от 08 сентября 2017 года отказано в регистрации В/ч 34096 в качестве организации, осуществляющей деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности из-за неполноты и недостоверности предоставленных в уведомлении сведений.

В период с 23 октября 2017 года по 03 ноября 2017 года в отношении В/ч 34096 была проведена внеплановая документарная проверка. В ходе проверки выявлено нарушение обязательных требований предусмотренных статьей 36.1 Закона об использовании атомной энергии, а именно: не проведена регистрация осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности.

По результатам проверки В/ч 34096 было выдано Предписание от 03 ноября 2017 года, пунктом 3 которого предписывалось - «зарегистрироваться, как организации осуществляющей деятель­ность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радио­нуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности», в соответствии с требованием статьи 36.1 Закона об использовании атомной энергии. Срок устранения данного нарушения установлен до 01 февраля 2018 года. Указанный срок был согласован с руковод­ством В/ч 34096.

Об устранении в установленные сроки нарушения предлагалось не позднее 04 февраля 2018 года представить информацию в Межрегиональный отдел инспекций в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора.

Несмотря на то, что срок исполнения предписания был предоставлен разумный - около трех месяцев, нарушения указанные в предписании в установленный срок заявителем не устранены.

В соответствии с частью 5 статьей 36.1 Закона об использовании атомной, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, подлежат регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 Правил регистрации организаций осуществляющих деятельность по эксплуатации РИ, содер­жащих в своем составе только радионуклидные источники 4 и 5 категорий радиационной опас­ности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.11.2012 года № 1184, предусмотрено, что для регистрации организации в Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - регистрирующий орган) представляется уведомление об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности (далее - уведомление).

Согласно пункта 4 указанных Правил, регистрация организаций осуществляется регистрирующим органом путем внесения записи в реестр организаций, осуществляющих деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности

В соответствии с пунктом 8 Правил, уведомление составляется организацией по Форме, устанавливаемой регистрирующим органом, и представляется в регистрирующий орган (его территориальный орган) по месту предполагаемого осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, до начала фактического осуществления этой деятельности.

Согласно материалов дела, В/ч 34096 подавала дважды заявление (уведомление) о регистрации осуществления деятельности по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, однако регистрирующим органом было отказано в регистрации из-за неполноты и недостоверности содержащиеся в уведомлении сведений, т.е. несоответствующей вышеназванной Форме.

Согласно предоставленных ИФНС России по г. Йошкар-Оле сведении из ЕГРЮЛ В/ч 34096 на 15 июня 2017 года и 04 августа 2017 года, надзорный орган правомерно отказывал в регистрации в связи с неполнотой и недостоверностью предоставленных воинской частью сведений, где в уведомлениях воинской части об осуществлении деятельности по эксплуатации названных радиационных источников, направленных в адрес регистрирующего органа, наименование воинской части и ОГРН на 15 июня 2017 года указаны неверно, на 04 августа 2017 года не указано полное наименование воинской части и не верно указан ОГРН.

Защитник Вялов А.А. в судебном заседании подтвердил о наличии указанных недостатков, имевшихся в названных уведомлениях.

При таких обстоятельствах административный орган пришел к правильному выводу о наличии в бездействии В/ч 34096 состава административного правонарушения.

Факт совершения В/ч 34096 административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ подтверждаются следующими материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 26 февраля 2018 года; предписанием от 31 марта 2017 года; предписанием от 03 ноября 2017 года; письмом В/ч 34096 от 15 января 2018 года исх. 196/49; уведомлением Волжского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзора от 08 февраля 2018 года исх. сведениями ЕГРЮЛ на 15 июня и 04 августа 2017 года, уведомлениями воинской части об осуществлении деятельности по эксплуатации радиационных источников от 15 июня 2017 и 04 августа 2017 года , решениями от 07 июля 2017 года и от 09 августа 2017 года.

Таким образом, фактические обстоятельства дела подтверждены совокупностью исследованных доказательств, которым дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьей 26.11 КоАП РФ.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательств, подтверждающих, что В/ч 34096 предприняло все зависящие меры по надлежащему исполнению норм и правил в области использования атомной энергии, а также, подтверждающих наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил в области использования атомной энергии, в материалах дела не имеется и в судебное заседание не представлено.

Доводы жалобы по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования, а также к выражению несогласия с оценкой, данной должностным лицом фактическим обстоятельствам дела и представленным по делу доказательствам, выполненной в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ, в связи с чем указанные доводы не подлежат удовлетворению. Предписание выдано в соответствии с требованиями законодательства.

Поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, связано с исполнением обязанности по государственному надзору в области соблюдения Закона об использовании атомной энергии, оно является обязательным для исполнения в установленный срок и за нарушение данного предписания наступает административная ответственность по части 17 статьи 19.5 КоАП РФ.

Каких-либо обстоятельств, которые могли бы повлечь необходимость переоценки выводов должностного лица при рассмотрении жалобы, не установлено.

Обсужден вопрос и о возможном признании малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности в виду малозначительности.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Между тем, состав административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.

Учитывая, что бездействие лица посягают на общественные отношения, складывающиеся в процессе регулирования отношении Федеральным законом «Об использовании атомной энергии», который определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии, важность, охраняемых государством этих отношении, где каждый источник атомной энергии должен состоять на учете государства, предотвращения злоупотреблений в этой сфере, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил наказания, в игнорировании заявителем требований названного законодательства, не нахожу оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Вместе с тем, должностным лицом не учтены характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение воинской части.

Согласно частей 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В/ч 34096 ранее к административной ответственности не привлекалась, является казенным учреждением, и не извлекает прибыль из своей деятельности.

Учитывая изложенное, а также характер совершенного административного правонарушения, отсутствие негативных материальных последствий от совершенного административного правонарушения, имеются основания для изменения наказания и снижения размера административного штрафа до 200 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление Главного государственного инспектора Межрегионального отдела инспекций в Чувашской Республике, Республиках Марий Эл и Татарстан Волжского межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07 марта 2018 года о признании ФКУ «Войсковая часть 34096» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей, изменить.

ФКУ «Войсковая часть 34096» назначить административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 17 статьи 19.5 КоАП РФ.

В остальной части постановление оставить без изменения

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл, либо жалоба может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Марий Эл, в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья- Р.Я. Сабирьянов

12-509/2018

Категория:
Административные
Другие
ФКУ Войсковая часть 34096
Суд
Йошкар-Олинский городской суд Республики Марий Эл
Судья
Сабирьянов Р.Я.
Статьи

19.5

Дело на странице суда
yoshkarolinsky.mari.sudrf.ru
27.06.2018Материалы переданы в производство судье
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее