дело № 2а-1991/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
14 июля 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего - судьи Прохорчук О.В.,
секретарь судебного заседания – Уласень Я.А.,
с участием представителя административного истца – Пастухова Эдуарда Викторовича, на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления федеральной налоговой службы по г.Севастополю к Тимченко Алексею Борисовичу о взыскании задолженности по налогу,
установил:
Управление федеральной налоговой службы по <адрес> обратилось в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения за 2017 год в размере 34 000 руб. Одновременно истец просит суд восстановить срок на подачу административного искового заявления.
Административное исковое заявление мотивировано тем, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете в УФНС по <адрес> по месту жительства. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в ИФНС по ленинскому району <адрес> по месту жительства, а также в качестве индивидуального предпринимателя. За 2017 год ФИО2 налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения, в установленный срок не уплачен. В связи с неоплатой страховых взносов за 2017 год плательщику направлены требования от ДД.ММ.ГГГГ № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ, которое налогоплательщиком не исполнено и не оспорено.
Ходатайство о восстановлении срока подачи административного иска мотивировано тем, что в настоящее время ФНС России завершает трехлетнюю работу по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования, которое позволит усовершенствовать инструменты налогового учета и контроля, а также будет способствовать развитию новых сервисов и переходу на экстерриториальный и бесконтактный принципы обслуживания. На данном этапе могут возникать задержки при обработке документов. Вследствие отказа в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока бюджет понесет потери.
В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования по изложенным в административном иске основаниям, а также ходатайство о восстановлении срока на его подачу.
Административный ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
С учетом мнения представителя административного истца и надлежащего извещения, суд определил рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.
Выслушав пояснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В силу подпункта 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.44 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой.
Налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи): в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента; в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента (подпункт 2 пункта 2 статьи 346.51 Налогового кодекса РФ).
Установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ состоял на учете в ИФНС по <адрес> по месту жительства, а также в качестве индивидуального предпринимателя. С ДД.ММ.ГГГГ ответчик состоит на учете в УФНС России по <адрес>.
Согласно патенту от ДД.ММ.ГГГГ на право применения патентной системы налогообложения дата начала действия патента – ДД.ММ.ГГГГ, дата окончания действия патента – ДД.ММ.ГГГГ. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет – 34 000 руб.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В связи с неуплатой ФИО2 налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения за 2017 год, ИФНС России по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заказным письмом в адрес налогоплательщика направлено требование № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно части 6 статьи 289 Кодекса административного производства РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ).
Шестимесячный срок для обращения налогового органа в суд оканчивался ДД.ММ.ГГГГ.
Настоящий административный иск подан в Ленинский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском срока более чем три года.
Суд обращает внимание, что УФНС России по <адрес> является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ему должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Однако административным истцом не приведено обоснования невозможности подачи в суд соответствующего административного иска в установленный срок. Административный иск подан в суд через 1,5 месяца после истечения срока на его подачу и получения копии определения мирового судьи.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
С учетом изложенного, принимая во внимание изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд органу, являющемуся специализированным государственным органом, призванным осуществлять контроль за сбором налогов и своевременностью их взимания, поскольку у налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин пропуска установленного законом срока подачи административного искового заявления о взыскании с ФИО2 задолженности по налогу, взимаемому в связи с применением патентной системы налогообложения.
С учетом изложенного, оснований для восстановления пропущенного срока обращения в суд и удовлетворения исковых требований у суда не имеется.
Руководствуясь статьями 175-189, 219, 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Управления федеральной налоговой службы по г.Севастополю к Тимченко Алексею Борисовичу о взыскании задолженности по налогу, отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течении месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья
В окончательной форме решение принято 28.07.2022.