Дело № 2-1366/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
от 24 октября 2022 года
Северский городской суд Томской области в составе:
председательствующего Гуслиной Е.Н.
при секретаре Кузнецовой Н.С.,
помощник судьи Бегеева А.Ю.,
с участием представителя истца Карасевой Н.Е.,
представителя ответчика СПУК «Союз» и третьего лица СПУК «Трилистник» Петрова В.И.,
рассмотрев в г. Северске Томской области в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску прокурора ЗАТО г. Северск Киселева Д.А., действующего в интересах неопределенного круга лиц, к специализированному потребительскому управленческому кооперативу «Союз» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме,
установил:
прокурор ЗАТО г. Северск Киселев Д.А., действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к специализированному потребительскому управленческому кооперативу «Союз» (далее – СПУК «Союз»), в котором просит возложить обязанность на СПУК «Союз» устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по [адрес], а именно:
- обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты;
- провести ремонт установки противодымной вентиляции в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на: а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону; б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющее подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров;
- заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности;
- в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ обеспечить проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной (противодымной) защиты.
В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой ЗАТО г. Северск в ходе рассмотрения обращения Пименова А.Г. проведен анализ исполнения СПУК «Союз» требований законодательства о пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей. В ходе проверок, проведенных ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» в период с октября 2018 года по апрель 2019 года, в многоквартирном жилом доме, расположенном по [адрес], управление которым осуществлял СПУК «Трилистник», выявлены нарушения требований пожарной безопасности, в связи с чем руководителю организации Петрову В.И. выданы предписания. Решением Северского городского суда Томской области от 10.06.2021 по делу ** удовлетворены исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к СПУК «Трилистник» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в этом многоквартирном жилом доме в течение 3-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Решение суда вступило в законную силу 22.09.2021. 01.11.2021 в ОСП по г. Северску на основании исполнительного листа № ** от 20.10.2021 возбуждено исполнительное производство **-ИП. В ходе принудительного исполнения судебного акта установлено, что СПУК «Трилистник» с 01.12.2021 прекратил управление указанным многоквартирным домом и больше не отвечает за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений. На основании решения внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме от 30.11.2021 выбран способ управления многоквартирным домом посредством управляющей компании СПУК «Союз». Поскольку СПУК «Трилистник» с 01.12.2021 прекратил управление указанным многоквартирным домом, устранение нарушений требований пожарной безопасности в настоящее время является обязанностью СПУК «Союз». До настоящего времени нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме не устранены, чем создается угроза возникновения пожара и (или) жизни или причинения вреда жизни или здоровью людей.
Определением Северского городского суда Томской области от 11.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен СПУК «Трилистник».
В судебном заседании представитель истца Карасева Н.Е. поддержала исковые требования по доводам, изложенным в иске, просила их удовлетворить и все изложенное в нем считать за ее объяснения в суде. Дополнительно пояснила, что исполнительное производство, возбужденное на основании исполнительного листа, выданного Северским городским судом Томской области, в отношении СПУК «Трилистник» не окончено, не исполнено, в рамках исполнительного производства **-ИП невозможно произвести замену должника. Провести плановую, внеплановую проверку многоквартирного дома на предмет соблюдения требований пожарной безопасности невозможно. В настоящее время СПУК «Трилистник» не отвечает за содержание и ремонт МКД, таким образом, надлежащим лицом, которое должно устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, является СПУК «Союз».
Представитель ответчика СПУК «Союз» и третьего лица СПУК «Трилистник» Петров В.И., действующий на основании доверенности, выданной СПУК «Союз», от 01.08.2022 сроком на пять лет, и в соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении СПУК «Трилистник» от 13.10.2022 № ** имеющий право без доверенности действовать от имени юридического лица СПУК «Трилистник», в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требования по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск. Дополнительно объяснил, что у ответчика отсутствует исполнительная документация, а также отсутствовала у СПУК «Трилистник», на основании которой истец требует провести ремонт противодымной вентиляции в МКД, в числе прочего предусматривающая замену ее составных частей, в том числе в установленный срок в 3 месяца исполнить решение суда не представляется возможным. Принятие судом решения по данному делу повлияет на обязанности собственников, многократно (в десятки раз) повысит размер расходов на содержание и ремонт общего имущества, поскольку к полномочиям собственников отнесено бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме на условиях, принятых общим собранием собственников. Без принятия собственниками в соответствии с п. 4.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ решения о текущем ремонте общего имущества в МКД, предлагаемого истцом, и его финансирования собственниками в необходимых объемах, проведение текущего ремонта установки противодымной вентиляции в МКД невозможно. В данном случае СПУК «Союз» существует только за счет взносов плательщиков, а 70% жителей МКД составляют пенсионеры. Доказательств, подтверждающих исполнение решения суда СПУК «Трилистник», не имеется. По его мнению, требования прокурора неисполнимы никакой организацией. В МКД все исправно, но не соответствует настоящим реалиям. Противодымная вентиляция смонтирована по проекту 1986 года.
Представитель третьего лица ФГКУ «Специальное управление ФПС № 8 МЧС России», извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя истца Карасевой Н.Е., представителя ответчика и третьего лица Петрова В.И., изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации гарантировано право каждого гражданина на жизнь и охрану здоровья (ст. 20 и 41). В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощряется деятельность, способствующая экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что пожарной безопасностью является состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности (п. 1); целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (п. 2); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (п. 3); система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара (п. 4).
Согласно ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом;
- в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» и нормативными документами по пожарной безопасности.
Так, п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.2020 № 1479 предусмотрено, что руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты.
При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты (противодымной защиты) составляется, в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем.
На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем.
При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке.
Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты.
К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: 1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; 2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы; 3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
В пункте 4.3.7 Свода правил СП 1.13130.2020 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы», утвержденных приказом МЧС России от 19.03.2020 № 194, указано, что в коридорах на путях эвакуации не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, трубопроводы с горючими газами и жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме встроенных шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
Статьей 82 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определено, что кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (часть 2).
Правила применения электрооборудования в зависимости от степени его взрывопожарной и пожарной опасности в зданиях и сооружениях различного назначения, а также показатели пожарной опасности электрооборудования и методы их определения устанавливаются техническими регламентами для данной продукции, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», для данной продукции и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 13).
В силу ч. 4 ст. 145 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности подлежат объекты защиты (продукция) общего назначения и пожарная техника, требования пожарной безопасности к которым устанавливаются настоящим Федеральным законом и (или) техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», содержащими требования к отдельным видам продукции.
Согласно п. 4.8 Свода правил СП 6.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», утвержденного приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115, кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.
В силу ст. 34 и 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и юридические лица обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечить своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований должностных лиц пожарной охраны.
Согласно ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее ЖК РФ), управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в п. 6 ч. 2 ст. 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества
Пунктом 42 указанных Правил предусмотрено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за ненадлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором, при том, что в содержание общего имущества включаются и меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (подп. е п. 11).
В силу изложенного обязанность по обеспечению пожарной безопасности общего имущества многоквартирного дома лежит на управляющей организации, так как возложение ответственности за соблюдение правил пожарной безопасности на управляющую организацию прямо предусмотрено законом.
Частью 1 ст. 45 ГПК РФ предусмотрено право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что решением Северского городского суда Томской области от 10.06.2021 удовлетворены исковые требования прокурора ЗАТО г.Северск Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к специализированному потребительскому управленческому кооперативу «Трилистник» о возложении обязанности устранить нарушения пожарной безопасности.
Судом возложена обязанность на СПУК «Трилистник» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по [адрес], а именно:
- обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты;
- провести ремонт установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на:
а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону;
б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющие подтверждение соответствиятребованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров;
- заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности;
- обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документацией заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты). Взыскана со СПУК «Трилистник» в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственная пошлина в размере 300 руб.
Решением суда установлены следующие обстоятельства.
В ходе рассмотрения обращения Пименова А.Г. проведен анализ исполнения СПУК «Трилистник» требований законодательства о пожарной безопасности в местах с массовым пребыванием людей.
Также установлено, что в ходе проверок, проведенных ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» в период с октября 2018 по апрель 2019 года № 92 в многоквартирном [адрес], управление которым осуществлял СПУК «Трилистник», выявлены нарушения требований пожарной безопасности.
Из акта проверки от 30.10.2018 № 92 следует, что в ходе указанной проверки было установлено, что система противодымной вентиляции в многоквартирном жилом доме по [адрес], смонтирована по проекту 1986 года, эксплуатируется более 30 лет, а информации по ремонту и капитальному ремонту системы противодымной защиты не представлено. Марка противопожарных клапанов и марка вентиляторов, смонтированных на данном объекте защиты для противодымной вентиляции, не установлены. В настоящее время система дымоудаления не соответствует предъявляемым требованиям:
1) на объекте защиты отсутствует исполнительная документация на систему противодымной защиты;
2) в данном доме кабельные линии и электропроводка, смонтированные для системы противодымной защиты, не имеют обязательное подтверждение соответствия (не сертифицирована в области пожарной безопасности), а соответственно не подтверждена работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнены функций и эвакуацию людей в безопасную зону;
3) в коридорах на путях эвакуации с 2-го по 15 этажи размещено противодымное оборудование (противопожарные клапана), выступающие из плоскости стен на высоте менее 2 м;
4) оборудование, смонтированное на данном объекте защиты для дымоудаления (противодымные клапана, приточная вентиляция, вытяжная вентиляция), не имеет подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности.
В связи с вышеизложенным система противодымной защиты в случае возникновения пожара требует проведения ремонта с целью приведения её в соответствие требованиям нормативных правовых актов по пожарной безопасности. Лицом, допустившим нарушение, является председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. (л.д. 9-10).
30.10.2018 юридическому лицу СПУК «Трилистник» вынесено предписание № 92/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а именно необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
- обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты в срок по 01.12.2018;
- провести ремонт установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на:
а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону;
б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющее подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров в срок по 01.11.2019 (л.д. 11).
Акт № 92 от 30.10.2018 и предписание № 92/1/1 от 30.10.2018 получены председателем СПУК «Трилистник» Петровым В.И., что подтверждается записью и подписью последнего в указанных документах.
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 05.12.2018 № 133 в многоквартирном [адрес] проведена внеплановая, выездная проверка.
Как следует из акта проверки от 28.12.2018 № 133, в ходе указанной проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов: п. 63 ППР в РФ (не обеспечил в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности). Лицом, допустившим нарушение является председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. (л.д. 12).
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица от 10.01.2019 № 2 в многоквартирном [адрес] проведена внеплановая, выездная проверка.
Из акта проверки от 11.02.2019 № 2 усматривается, что в ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами (с указанием положений (нормативных) правовых актов, а именно указанного выше п. 63 ППР в РФ. Лицом, допустившим нарушение, является председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. (л.д. 13-14).
11.02.2019 юридическому лицу СПУК «Трилистник» выдано предписание № 2/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а именно необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности в срок по 14.03.2019. (л.д. 15).
На основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» о проведении внеплановой, выездной проверки юридического лица 15.03.2019 № 35 в многоквартирном [адрес] проведена внеплановая, выездная проверка.
Однако из акта проверки от 11.04.2019 № 35 следует, что предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности № 2/1/1 от 11.02.2019 не выполнено в установленный срок – 14.03.2019 (л.д. 16-17).
11.04.2019 юридическому лицу СПУК «Трилистник» выдано предписание № 35/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, а именно необходимо устранить следующие нарушения требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки: обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты) многоквартирного жилого дома по [адрес]. Указанные регламентные работы должны выполнять организации, имеющие лицензию в области пожарной безопасности в срок по 01.07.2019 (л.д. 18).
В связи с невыполнением предписания № 2/1/1 от 11.02.2019 постановлением государственного инспектора ФГКУ «СУ ФПС № 8 МЧС России» Литвинова Е.А. по делу об административном правонарушении от 11.04.2019 № 23 председатель СПУК «Трилистник» Петров В.И. признан винновым в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 руб. (л.д. 19-21).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 22.09.2021 решение Северского городского суда Томской области от 10.06.2021 оставлено без изменения, апелляционная жалоба председателя СПУК «Трилистник» Петрова В.И. - без удовлетворения.
В судебном заседании также установлено, что на основании вышеуказанного решения суда от 10.06.2021 и выданного исполнительного листа от 20.10.2021 № ** возбуждено исполнительное производство от 01.11.2021 **-ИП в отношении СПУК «Трилистник» (л.д. 33).
Петрову В.И., как председателю СПУК «Трилистник», было выдано предупреждение и требование от 16.11.2021, согласно которым в 7-дневный срок со дня поступления данного требования должны быть устранены нарушения требований пожарной безопасности, указанные в решении суда от 10.06.2021 (л.д. 34, 35).
Петров В.И. обязался явиться к судебному приставу-исполнителю ОСП по г.Северску 01.12.2021 для предоставления сведений об исполнении решения суда от 10.06.2021 (л.д. 36).
01.12.2021 Петров В.И. сообщил судебному приставу-исполнителю Геращенко Н.В., что в соответствии с решением внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД: [адрес] 01.12.2021 СПУК «Трилистник» прекратил управление данным МКД и больше не отвечает за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений, включая противопожарное оборудование в данном МКД. На основании протокола внеочередного общего собрания собственников помещений МКД по [адрес] принято решение: выбрать управление данным МКД управление СПУК «Союз» с 01.12.2021 (л.д. 37-39).
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал, что поскольку СПУК «Трилистник» выявленные при проверке нарушения требований пожарной безопасности не устранены, эти нарушения создают угрозу возникновения пожара или причинение вреда жизни или здоровью граждан, управление МКД СПУК «Трилистник» прекратило с 01.12.2021, новая управляющая организация СПУК «Союз» обязана обеспечить противопожарную безопасность общего имущества указанного МКД.
В судебном заседании установлено, что согласно внеочередному решению общего собрания собственников помещений в МКД: [адрес] решено прекратить с 01.12.2021 управление многоквартирным домом по этому адресу СПУК «Трилистник», выбрать управление домом СПУК «Союз» с 01.12.2021. Данное обстоятельство подтверждается протоколом б/н внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД [адрес] от 30.11.2021.
Доказательств, подтверждающих устранение выявленных в ходе проверок и указанных в актах проверок нарушений требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по [адрес], а именно: обеспечение исправного состояния имеющейся системы противодымной защиты; проведение ремонта установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на: а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону; б) противодымноe оборудование (противодымныe клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющие подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров; заключение договора на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности; обеспечение в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документацией заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты), ни СПУК «Союз», ни третьим лицом СПУК «Трилистник» суду не представлено.
В ходе судебного разбирательства представитель ответчика СПУК «Союз» и третьего лица СПУК «Трилистник» Петров В.И. подтвердил, что решение суда до настоящего времени не исполнено и неисполнимо в связи с отсутствием соответствующих денежных средств для устранения выявленных нарушений.
Вместе с тем, поскольку судом установлено, что управление МКД по [адрес] в г. Северске с 01.12.2021 осуществляет СПУК «Союз», что подтверждается протоколом б/н внеочередного общего собрания собственников помещений в МКД [адрес], а также объяснениями представителя ответчика СПУК «Союз» Петрова В.И., именно на СПУК «Союз» в силу вышеприведенных норм материального права лежит обязанность обеспечить устранение нарушений требований пожарной безопасности в указанном МКД.
Доказательств устранения выявленных при проверке нарушений суду не представлено. Каких-либо убедительных доказательств невозможности выполнить указанные мероприятия в деле не имеется, судом не установлено, стороной ответчика суду в условиях состязательного процесса не представлено и не освобождает ответчика от выполнения возложенной на него законом обязанности.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные прокурором ЗАТО г. Северск, действующим в интересах неопределенного круга лиц, исковые требования законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ суд может принять решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия.
Принимая во внимание, что заявленные исковые требования связаны с обеспечением пожарной безопасности в многоквартирной жилом доме для защиты и по предотвращению угрозы проникновения пожара и (или) причинения вреда жизни или здоровью людей, суд приходит к выводу, что заявленный прокурором срок в течение 3 месяцем со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном доме, расположенном по [адрес], является разумным и достаточным.
Доводы представителя ответчика СПУК «Союз» о необоснованности установленного срока для исполнения судебного решения не могут являться основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в том числе, учитывая объемы работ, которые необходимо произвести с целью исполнения устранения нарушений требований пожарной безопасности, данный трехмесячный срок для исполнения судебного решения является разумным. Какой-либо иной срок, в течение которого возможно устранение этих нарушений, Петров В.И., как представитель СПУК «Союз», не назвал, не обосновал соответствующими доказательствами, почему в трехмесячный срок невозможно устранить допущенные нарушения.
Более того, о допущенных нарушениях требований пожарной безопасности ранее председателю СПУК «Трилистник» Петрову В.И., в настоящее время председателю СПУК «Союз» Загвоздкину Д.С., интересы которого представляет Петров В.И., известно на протяжении длительного времени, между тем в установленные сроки требования ранее выданных предписаний не исполнены.
Ссылка стороны ответчика на отсутствие денежных средств, необходимых для устранения допущенных нарушений является не состоятельной, поскольку данные обстоятельства не могут освобождать ответчика от исполнения обязанности по соблюдению требований законодательства о пожарной безопасности, в том числе, по устранению нарушений, создающих угрозу безопасности людей в случае возникновения пожара.
Доводы представителя ответчика о том, что принятие судом решения по данному делу повлияет на обязанности собственников МКД многократно, повысит размер расходов на содержание и ремонт общего имущества, не может быть принято судом во внимание, учитывая, что СПУК «Союз» является управляющей компанией многоквартирного жилого дома, оказывающей услуги и выполняющей работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, действуя в интересах всех собственников многоквартирного дома.
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно положениям ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор освобожден от обязанности по уплате государственной пошлины.
Частью 1 ст. 103 ГПК РФ установлено, что государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
исковые требования прокурора ЗАТО г. Северск Томской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к специализированному потребительскому управленческому кооперативу «Союз» о возложении обязанности устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме удовлетворить.
Обязать специализированный потребительский управленческий кооператив «Союз» в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований пожарной безопасности в многоквартирном жилом доме, расположенном по [адрес], а именно:
- обеспечить исправное состояние имеющейся системы противодымной защиты;
- провести ремонт установки противодымной вентиляции, в соответствии с исполнительной документацией, предусмотрев при этом замену составных частей на:
а) кабельные линии и электропровода, сохраняющие работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуацию людей в безопасную зону;
б) противодымное оборудование (противодымные клапана, приточную вентиляцию и вытяжную вентиляцию), имеющие подтверждение соответствия требованиям пожарной безопасности с размещением противопожарных клапанов на высоте не менее 2 метров;
- заключить договор на техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт системы противодымной защиты с организацией, имеющей лицензию в области пожарной безопасности;
- обеспечить в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документацией заводов изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту существующей системы противопожарной защиты (противодымной защиты).
Взыскать со специализированного потребительского управленческого кооператива «Союз» (ИНН 7024042316, ОГРН 1177031060821) в доход бюджета муниципального образования ЗАТО Северск Томской области государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Северский городской суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н. Гуслина
УИД 70RS0009-01-2022-001803-28