ГАГАРИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
12 января 2017 года | дело № |
город Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи ФИО9
при секретаре судебного заседания ФИО2,
с участием:
представителя административного истца ФИО8,
представителя административного ответчика ФИО3,
представителя заинтересованного лица ГКУС "<данные изъяты>" ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности утвердить план границ земельного участка, признании распоряжения частично недействительным; заинтересованные лица: Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, ГКУС "<данные изъяты>",
У С Т А Н О В И Л:
В ноябре 2016 года ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя о признании отказа незаконным, возложении обязанности утвердить план границ земельного участка.
В иске также поставлен вопрос о признании частично незаконной схемы расположения земельного участка ГКУ «<данные изъяты>».
Заявление мотивировано тем, что Решением XV сессии Севастопольского городского совета V созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов выбора и даче согласия ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>» утверждены материалы выбора и ФИО1 дано согласие на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
На основании данного решения Севастопольского городского совета ФИО1 был согласован проект землеустройства данного земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям Севастополя с заявлением на предоставление государственной услуги «Утверждение плана границ земельного участка», в котором просил утвердить план границ на спорный земельный участок, и наделить его правом государственной регистрации права собственности г. Севастополя на образованный в правовом поле РФ земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним для дальнейшей регистрации перехода права собственности.
Однако ДД.ММ.ГГГГ за № ФИО1 был получен отказ в утверждении плана границ.
С таким отказом истец не согласен, так как он нарушает его права и является несостоятельным, так как в силу действующего законодательства в отношении спорного земельного участка должна быть завершена процедура передачи в частную собственность.
В судебном заседании представитель истца ФИО8 требования поддержал, просил удовлетворить. Пояснил, что схема расположения земельного участка ГКУ «<данные изъяты>», утвержденная распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-рдз, в части наложения границ лесного фонда на земельный участок, подлежащий передаче ФИО1, является незаконной, поскольку нарушает права административного истца на завершение передачи ему в собственность земельного участка в порядке безоплатной приватизации. Ранее органами власти ФИО1 получил разрешение на разработку технической документации. В ходе оформления технической документации установлено, что земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки, что позволяет предоставить участок для строительства и обслуживания индивидуального жилого дома.
Представитель административного ответчика ФИО3 возражала против удовлетворения иска по тем основаниям, что земельный участок, в отношении которого истцом разработана техническая документация, налагается на земли леса, переданного ГКУ «<данные изъяты>».
Представитель заинтересованного лица ГКУ "<данные изъяты> ФИО4 не усматривал оснований для удовлетворения иска. Пояснил, что земельный участок налагается частично на земли лесничества и не может быть передан в собственность.
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя о времени и месте слушания дела извещено надлежаще, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не известило, в связи с чем неявка представителя заинтересованного лица не препятствует рассмотрению иска.
Заслушав пояснения представителей сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, данным Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом установлено, что Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, как исполнительный орган государственной власти, согласно Постановлению Правительства города Севастополя отДД.ММ.ГГГГ №-ПП «Об утверждении Положения о Департаменте по имущественным и земельным отношениям города Севастополя» использует и распоряжается имуществом, которое находится в собственности города в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 1.1. Положения определено, что Департамент является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, реализующий государственную политику и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, отраслевое и межотраслевое управление в сфере имущественных и земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг, управлению и распоряжением государственным имуществом, которое находится в собственности города Севастополя.
Из материалов дела усматривается, что Решением XV сессии Севастопольского городского совета V созыва № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении материалов выбора и даче согласия ФИО1 на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка ориентировочной площадью 0,06 га для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес>» утверждены материалы выбора и ФИО1 дано согласие на разработку проекта землеустройства на земельный участок, расположенный по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
На основании данного решения Севастопольского городского совета, ФИО1 был согласован проект землеустройства данного земельного участка со всеми необходимыми согласованиями и заключениями.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Правительство Севастополя с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность и предоставил все необходимые документы, согласно п. 2.2. Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Севастополя № от ДД.ММ.ГГГГ.
Письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ Департамент по земельным и имущественным отношениям Севастополя сообщил о том, что ФИО1 должен обратиться в адрес Департамента с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, в котором должен указать информацию о площади, месте расположения, виде разрешенного использования земельного участка, с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, разработанной в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда по делу № от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанное письмо и действия Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, изложенные в письме от ДД.ММ.ГГГГ № о необходимости ФИО1 обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка — признаны незаконными.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Департамент по имущественным и земельным отношениям Севастополя с заявлением на предоставление государственной услуги «Утверждение плана границ земельного участка», в котором просил утвердить план границ на спорный земельный участок, и наделить его правом государственной регистрации права собственности г. Севастополя на образованный в правовом поле РФ земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним для дальнейшей регистрации перехода права собственности.
Заявителем получено письмо Департамента по имущественным и земельным отношениям Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №, которым сообщено, что земельный участок, границы которого уточняются, расположен на землях лесохозяйственного назначения (схема расположения земельного участка ГКУ «<данные изъяты>» утверждена распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № - РДЗ), в настоящее время проводятся кадастровые работы по установлению границ земель, на которых расположен лесной фонд Севастополя, с целью постановки на государственный кадастровый учет земельных участков и передачи в постоянное (бессрочное) пользование ГКУС «<данные изъяты>».
Как указывает административный истец в соответствии с Заключением от ДД.ММ.ГГГГ «По материалам предварительного согласования месторасположения и целевого назначения земельного участка пл. 0.06 га. по <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений» участок находится в проектируемой зоне индивидуальной жилой застройки. Согласно Генеральному плану города Севастополя, утвержденному ДД.ММ.ГГГГ на XIX сессии Севастопольского городского Совета XXIV созыва решением № испрашиваемый земельный участок находится в проектируемой зоне малоэтажной жилой застройки, в т. ч. усадебной. Согласно пояснительной записке ЧП ФИО5 на отводимом участке отсутствуют какие-либо здания и сооружения, а также зеленые насаждения, охранная зона инженерных коммуникаций и другие ограничения в землепользовании отсутствуют. Согласно комплексному градостроительному заключению № № исх. от ДД.ММ.ГГГГ и градостроительному заключению № № исх. от ДД.ММ.ГГГГ размещение объекта соответствует государственным строительным нормам и правилам, генеральному плану г. Севастополя УГиА, проект землеустройства соответствует государственным строительным нормам и правилам, градостроительной документации и генеральному плану г. Севастополя.
В соответствии со ст. 125 ЗК Украины, действовавшего на момент получения административным истцом разрешения на разработку технической документации на испрашиваемый земельный участок, право собственности и право постоянного пользования на земельный участок возникает после получения его собственником или пользователем документа, который удостоверяет право собственности или право постоянного пользования земельным участком, и его государственной регистрации.
Судом установлено, что органами власти решение о предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка, ориентировочной площадью 0,06 га, для строительства и обслуживания жилого дома хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок) по <адрес> в г. Севастополе не принималось.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ города N 1345-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 332 "Об утверждении Порядка предоставления в собственность гражданам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до ДД.ММ.ГГГГ органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о разрешении на разработку документации по землеустройству" установлено, что предоставление земельных участков юридическим и физическим лицам в собственность, в аренду на основании ст. 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" при отсутствии утвержденной в установленном порядке схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ испрашиваемого земельного участка не допускается.
Статьей 12 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до ДД.ММ.ГГГГ (ч. 1).
Предоставление земельных участков, указанных в ч. 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях:
бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в ч. 2 и 3 настоящего Закона (ч. 2 п.1).
В части 6 ст. 12 указанного закона города Севастополя уставлено, что основанием для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей является:
предоставление земельного участка из земель лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов;
несоответствие градостроительной документации, документации по планировке территории (в случае предоставления земельного участка для строительства).
В статье 13 указанного закона города Севастополя предусмотрено, что до ДД.ММ.ГГГГ предоставление земельных участков, перевод земель из одной категории в другую, изъятие земельных участков для государственной собственности, изменение (установление) разрешенного использования земельного участка осуществляется вне зависимости от наличия правил землепользования и застройки, документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов, документации по планировке территории. Правила землепользования и застройки могут быть разработаны до утверждения документов территориального планирования.
На основании распоряжения Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок площадью, 34,322 тыс. га в соответствии с материалами лесоустройства 2011 года закреплен за Государственным казенным учреждением Севастополя «<данные изъяты>», целевое назначение «Защитные леса».
Во исполнение указанного постановления, на основании заявления ГКУС «<данные изъяты>» об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в порядке ст. 11.3, 11.9, 11.10, 39.2 ЗК РФ, административным ответчиком вынесено распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ, которым утверждена схема расположения земельного участка закрепленного за ГКУС «<данные изъяты>» и установлен вид разрешенного землепользования – отдых (рекреация), использование лесов.
В последующем в указанное распоряжение внесены изменения распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-рдз.
Таким образом, схема расположения земельного участка, закрепленного за ГКУС «<данные изъяты>» была утверждена согласно предписаний земельного законодательства.
Как установлено в ходе рассмотрения административного искового заявления, испрашиваемый ФИО1 земельный участок, частично накладывается на земли, закрепленные за ГКУС «<данные изъяты>» с определенным выше видом разрешенного землепользования.
Согласно кода 10.0 «Использование лесов» Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, земли леса не передаются в собственность для размещения объектов капитального строительства, в том числе для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек (приусадебный участок).
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что действия административного ответчика, выразившиеся в отказе ФИО6 утверждения плана границ земельного участка, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, основаны на предписаниях законодательства, основания признать действия Департамента при рассмотрении заявления ФИО1, а также схему расположения земельного участка ГКУ «<данные изъяты>», утвержденной распоряжением Департамента имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ № - №, в части наложения границ лесного фонда на спорный земельный участок, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании незаконным отказа Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя в утверждении плана границ земельного участка, возложении обязанности утвердить план границ земельного участка и признании частично незаконной схему расположения земельного участка ГКУ «<данные изъяты>».
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в порядке, установленном статьей 297 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ ФИО9
Решение не вступило в законную силу
Копия верна:
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя ФИО9