Дело № 2а-507/2018 Председательствующий судья – Слепухова Н.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 33а-3792/2018
г. Брянск 27 ноября 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.
судей Кулешовой Е.В., Горбачевской Ю.В.
при секретаре Раковской И.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца Сергеева М.Р. на решение Брянского районного суда Брянской области от 12 апреля 2018 года и дополнительное решение Брянского районного суда Брянской области от 7 сентября 2018 года по административному иску Сергеева Михаила Ростиславовича к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным решения органа местного самоуправления.
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.В., объяснения административного истца Сергеева М.Р., возражения представителя административного ответчика администрации Брянского района Брянской области Бойко Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сергеев М.Р. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что им было подано заявление в администрацию Брянского района с просьбой о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером № площадью 390 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> В предоставлении земельного участка отказано, ввиду того, что площадь земельного участка меньше установленной нормы предоставления.
Решение администрации мотивировано ссылкой на решение Брянского районного Совета народных депутатов от 5 ноября 2002 года №2-12-23, в редакции от 17 ноября 2006 года №3-5-20 «О нормах предоставления земельных участков в собственность гражданам на территории Брянского района», согласно которому предельная минимальная норма предоставления гражданам в собственность земельных участков составляет 500 кв.м.
Считает, что, принимая решение об отказе в предоставлении ему земельного участка в собственность, администрацией Брянского района Брянской области не принято во внимание наличие действующего решения Мичуринского сельского Совета народных депутатов №3-19-8 от 25 сентября 2015 года, с изменениями от 23 декабря 2015 года, внесенными решением Мичуринского сельского совета народных депутатов №3-22-6, согласно которому предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых в собственность или на ином праве: 0,3 га и 0,03 га для ведения личного подсобного хозяйства.
Просил признать незаконным отказ администрации Брянского района о передаче в собственность земельного участка с кадастровым номером №, площадью 390 кв.м., находящегося по адресу: <адрес> и обязать администрацию Брянского района заключить с ним договор купли-продажи данного земельного участка.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 12 апреля 2018 года в удовлетворении административного иска Сергеева Михаила Ростиславовича к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность отказано.
Дополнительным решением Брянского районного суда Брянской области от 7 сентября 2018 года в удовлетворении иска Сергеева Михаила Ростиславовича к администрации Брянского района Брянской области об обязании заключения договора купли-продажи земельного участка отказано.
В апелляционной жалобе административный истец Сергеев М.Р. просит отменить решение суда как необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права.
Указал на то, что суд, ссылаясь на решение Брянского районного Совета народных депутатов от 5 ноября 2002 года №2-12-23 «О нормах предоставления земельных участков в собственность гражданам на территории Брянского района», значительно ухудшил его положение и сделал невозможным получение испрашиваемого земельного участка в собственность при наличии к тому всех законных оснований, что недопустимо, исходя из положений ст.54 Конституции РФ.
Кроме того, при вынесении решения суд не указал на то, чьи права и законные интересы будут нарушены в результате предоставления испрашиваемого земельного участка с заявленной площадью.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения административного истца Сергеева М.Р., возражения представителя административного ответчика администрации Брянского района Брянской области Бойко Т.А., судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Как установлено судом первой инстанции, между Сергеевым М.Р. и МУ «Мичуринская сельская администрация» 12 декабря 2016 года заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, площадью 335 кв.м., сроком до 12 декабря 2036 года.
В 2017 году на указанном земельном участке истцом возведена хозяйственная постройка, площадью 2,6 кв.м.
27 февраля 2017 года ООО «Глобус» по заказу Сергеева М.Р. подготовлен технический план указанной постройки, описание местоположения объекта недвижимости, схема расположения здания на земельном участке. На основании данного технического плана и декларации об объекте недвижимости, указанная постройка поставлена на кадастровый учет, ей присвоен кадастровый номер и 4 апреля 2017 года за Сергеевым М.Р. зарегистрировано право собственности на указанный объект недвижимости.
Сообщением администрации Брянского района Брянской области №4-1175А от 26 июня 2017 года, принятым по обращению Сергеева М.Р., сообщено, что в ходе обследования земельного участка установлено, что возведенная на данном земельном участке хозяйственная постройка, площадью 2,6м. не является капитальным строением, не связана прочно с землей, в связи с чем не соответствует понятию «недвижимая вещь».
Решением Брянского районного суда Брянской области от 30 ноября 2017 года, данный отказ администрации Брянского района №4-1175Аот
26 июня 2017 года признан незаконным.
26 декабря 2017 года Сергеевым М.Р. подано заявление в администрацию Брянского района Брянской области о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №, в собственность за плату.
Распоряжением главы администрации Брянского района от 22 января 2018 года, при рассмотрении заявления Сергеева М.Р. о передаче ему в
собственность указанного земельного участка, создана комиссия по
обследованию данного земельного участка, выезд которой оформлен
актом от 26 января 2018 года.
Сообщением администрации Брянского района Брянской области №4-184А от 2 февраля 2018 года, принятым по обращению Сергеева М.Р., по результатам обследования земельного участка установлено, что испрашиваемый им земельный участок меньше нормы, установленной решением Брянского районного Совета народных депутатов от 5 ноября 2002 года № 2-12-23, в связи с чем принято решение об отказе истцу в приобретении испрашиваемого земельного участка в собственность за плату.
Отказывая в удовлетворении требований административного истца, суд первой инстанции с учетом положений, установленных ст.11 ЗК, Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», ст.ст.218, 227 КАС РФ, исходил из того, что испрашиваемый земельный участок менее нормы, установленной органом местного самоуправления муниципального района.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда в силу следующего.
Согласно п. 1 ст. 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства могут включать в себя предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь.
Правила землепользования и застройки утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. 8 ст. 1, п. 3 ч. 1 ст. 8 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела Сергеевым М.Р. заявлены требования о признании незаконным решения органа местного самоуправления и возложении на администрацию Брянского района обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.
Установлено, что Сергееву М.Р. по договору аренды передан земельный участок площадью 335 кв.м.
Обращаясь с настоящим иском в суд, административный истец просил заключить с ним договор купли-продажи на земельный участок площадью 390 кв.м.
Решением Брянского районного суда Брянской области от 12 апреля 2018 года в удовлетворении административного иска Сергеева М.Р. к администрации Брянского района Брянской области о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность отказано исходя из того, что площадь спорного земельного участка менее той, которая установлена органом местного самоуправления муниципального района.
Из абзаца 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» следует, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района с 1 января 2017 года.
Решением Мичуринского сельского Совета народных депутатов Брянского района от 25 сентября 2015 года № 3-19-8 «О нормах предоставления земельных участков», с учетом изменений, внесенных решением Мичуринского сельского Совета народных депутатов Брянского района Брянской области от 23 декабря 2015 года №3-22-6, на территории Муниципального образования «Мичуринское сельское поселение Брянского района Брянской области» установлены предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность в размере 0,3 га и 0,03 га для личного подсобного хозяйства.
Образуемый земельный участок размером 390 кв. м вышеуказанным требованиям не соответствует, в связи с чем у администрации Брянского района отсутствовали правовые основания для заключения договора купли-продажи земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении административного иска.
Таким образом, судебная коллегия применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение, действие (бездействия) совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) соблюден, основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) имелись, содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) соответствуют нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на содержание постановленного судом решения, правильность определения судом прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений и не свидетельствуют о наличии оснований, для отмены или изменения решения в апелляционном порядке; решение суда является законным и обоснованным, по своему содержанию оно соответствует положениям статьи 180 КАС РФ; нарушений норм материального и процессуального права судом при его принятии не допущено; по изученным материалам административного дела оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Брянского районного суда Брянской области от 12 апреля 2018 года и дополнительное решение Брянского районного суда Брянской области от 7 сентября 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца Сергеева М.Р. – без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
Е.В. Кулешова