УИД: 04RS0008-01-2021-002753-29
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Дело № 33-1295 поступило 25 марта 2022 года
Судья Зарбаева В.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Улан-Удэ 11 апреля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,
судей коллегии Чупошева Е.Н., Семенова Б.С.,
при секретаре Долонове Ц-Н.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Ивановой Т.Г. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» о возложении обязанности
по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения РБ Осокиной И.А.
на решение Заиграевского районного суда РБ от 28 января 2022 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:
Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>
Обязать ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>.
Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения прокурора, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Обращаясь в суд, прокурор Заиграевского района РБ с учетом уточнения требований просил:
обязать Министерство здравоохранения РБ организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>;
обязать ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» (далее ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ») обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>
Требования мотивированы тем, что Иванова Т.Г., являющаяся лицом, имеющим диагноз - <...>, имеет право на бесплатное получение указанных медицинских изделий, выдаваемое количество которых ей явно недостаточно.
Согласно информации ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» Ивановой Т.Г. в 2021 году без учета необходимой потребности выдано лишь три упаковки <...>, <...> не выдавались.
В судебном заседании помощник прокурора Баранникова Е.Г. исковые требования с учетом уточнений поддержала.
Истец Иванова Т.Г., представители Министерства здравоохранения РБ, ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» в суд не явились.
Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РБ просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что Иванова Т.Г. не является лицом, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств федерального бюджета. Назначение лекарственных препаратов и медицинских изделий входит в обязанности лечащего врача.
В заседание судебной коллегии представитель Министерства здравоохранения РБ не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Прокурор Сметанина И.Г. возражала против удовлетворения жалобы.
Иванова Т.Г., представитель ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены.
В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (ст. 41).
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В ст. 4 указанного Федерального закона закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (п.п. 1, 5 ст. 4).
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 этого Закона).
Статьей 29 названного Закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).
Согласно ч. 1 ст. 43 рассматриваемого Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43).
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний в который включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
Пункт 4 ч. 2 ст. 73 вышеуказанного Закона обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 вышеназванного Закона установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники (ст. 82 Закона).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в группе «категории заболеваний» поименован <...>, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, <...>, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства РФ от органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.
Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению, в т.ч. истцу по делу, в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.
Постановлением Правительства РБ от 16 июня 2008 года № 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом. Министерству здравоохранения РБ поручено обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, при формировании проектов республиканского бюджета включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.
В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на территории Республики Бурятия, во исполнение Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Республики Бурятия постановило: обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом; совместно с Министерством финансов Республики Бурятия при формировании проектов республиканского бюджета на 2009 год и последующие годы включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета (п.п. 2.1, 2.2).
Согласно п. 3 Порядка меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения.
Судом установлено, что Иванова Т.Г. состоит на учете в ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» с диагнозом <...>, нуждается в <...>. В 2021 ей году выдано четыре упаковки <...> (18 января, 05 апреля, 28 октября, 13 декабря - по 50 шт.), <...> не выдавались.
Согласно пояснениям врача-эндокринолога ФИО1, допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании районного суда, Иванова Т.Г. состоит на учете в ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» с диагнозом <...>, ей требуется проведение контроля <...>, введение инъекций ей необходимо <...> в сутки. Одна игла рассчитана на одну инъекцию. Иванова Т.Г. использует <...>. Рецепты на выдачу могут выдаваться участковыми терапевтами при обращении пациента. Заявка формируется исходя из количества пациентов и суммы лимита, при этом преимущественно заказываются <...>, так как это жизненно-необходимый препарат, <...> заказываются по остаточному принципу. Лимиты, установленные Министерством здравоохранения РБ, являются явно недостаточными для обеспечения медицинскими изделиями и лекарствами всех больных <...>, поскольку потребность превышает лимиты. Потребность берется с федерального регистра, который является открытым. Помимо ежегодной заявки, которая составляется исходя из количества больных, больницей направлялись письма в отдел фармации Минздрава РБ и главному врачу-эндокринологу о выделении дополнительных лекарственных средств и медицинских изделий для больных <...>.
Из протокола заседания комиссии Минздрава РБ по осуществлению контроля за организацией льготного лекарственного обеспечения от ... следует, что на организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями для больных <...>, расходными материалами к <...> для детей на 2021 год предусмотрено финансирование в размере 277 481,3 тыс. руб.. Лимит финансирования для ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» составил всего 11 506,45 руб.
Тогда как из писем ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ», направленных в адрес Минздрава РБ, следует, что потребность только на <...> на 2021 год составляет 50 670 тыс. руб.
Из рецептов, выданных на имя Ивановой Т.Г., следует, что ей выдавалось по <...> (50 штук) раз в три месяца, тогда как потребность в <...> только на один месяц составляет 90 шт.
Таким образом, судом первой инстанции установлено, что Иванова Т.Г. не была обеспечена необходимым количеством тест-полосок для определения уровня сахара в крови и иглами для инъекций исходя из имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача.
Из заявки ГАУЗ Заиграевской ЦРБ на 2021 год следует, что сведения о необходимости <...> и количестве <...> указаны без учета количества пациентов, получающих препарат.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» не включило в заявку на 2021 год необходимое количество <...> и <...>, а Министерство здравоохранения РБ, располагая данными Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст.6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», мер по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения в необходимом количестве не приняло.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что выдача рецептов носит заявительный характер, верно признан судом необоснованным, поскольку Ивановой Т.Г. за 2021 года выписано <...> рецепта на выдачу <...> (50 шт), всего 200 шт. за год, из изложенного следует, что Иванова Т.Г. обращалась за выдачей рецептов, однако <...> выдавались ей без учета необходимой потребности (90 шт. в месяц).
Отсутствие обеспечения истца в необходимом объеме <...> и <...> за счет соответствующих бюджетных средств фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, повторяют позицию истца, изложенную в этом суде, не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных положениями ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда постановлено законно и обоснованно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Заиграевского районного суда РБ от 28 января 2022 года по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Ивановой Т.Г. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий судья Т.А. Урмаева
Судьи коллегии Е.Н. Чупошев
Б.С. Семенов
Мотивированное определение изготовлено «__» ______ 2022 года