Решение по делу № 33-1295/2022 от 25.03.2022

     УИД: 04RS0008-01-2021-002753-29

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Дело № 33-1295                                  поступило 25 марта 2022 года

Судья Зарбаева В.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Улан-Удэ                                                                        11 апреля 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе: председательствующего судьи Урмаевой Т.А.,

судей коллегии Чупошева Е.Н., Семенова Б.С.,

при секретаре Долонове Ц-Н.Б.

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

    по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Ивановой Т.Г. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» о возложении обязанности

по апелляционной жалобе представителя Министерства здравоохранения РБ Осокиной И.А.

на решение Заиграевского районного суда РБ от 28 января 2022 года, которым исковые требования удовлетворены и постановлено:

Обязать Министерство здравоохранения Республики Бурятия организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>

Обязать ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>.

Заслушав доклад судьи Семенова Б.С., пояснения прокурора, ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Обращаясь в суд, прокурор Заиграевского района РБ с учетом уточнения требований просил:

обязать Министерство здравоохранения РБ организовать обеспечение своевременного и в полном объеме предоставления Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>;

обязать ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» (далее ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ») обеспечить своевременное и в полном объеме предоставление Ивановой Т.Г. изделий медицинского назначения в соответствии с имеющейся потребностью на весь период лечения, до момента окончания лечения или изменения тактики лечения, согласно рекомендациям лечащего врача, а именно: <...>

Требования мотивированы тем, что Иванова Т.Г., являющаяся лицом, имеющим диагноз - <...>, имеет право на бесплатное получение указанных медицинских изделий, выдаваемое количество которых ей явно недостаточно.

Согласно информации ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» Ивановой Т.Г. в 2021 году без учета необходимой потребности выдано лишь три упаковки <...>, <...> не выдавались.

В судебном заседании помощник прокурора Баранникова Е.Г. исковые требования с учетом уточнений поддержала.

Истец Иванова Т.Г., представители Министерства здравоохранения РБ, ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» в суд не явились.

Судом первой инстанции исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РБ просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального права. Указывает, что Иванова Т.Г. не является лицом, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на льготное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств федерального бюджета. Назначение лекарственных препаратов и медицинских изделий входит в обязанности лечащего врача.

В заседание судебной коллегии представитель Министерства здравоохранения РБ не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Прокурор Сметанина И.Г. возражала против удовлетворения жалобы.

Иванова Т.Г., представитель ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» не явились, о времени и месте судебного разбирательства надлежаще извещены.

В силу ст.ст. 167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (ст. 41).

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в РФ, регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В ст. 4 указанного Федерального закона закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья (п.п. 1, 5 ст. 4).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 этого Закона).

Статьей 29 названного Закона определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 43 рассматриваемого Федерального закона гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43).

Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 года № 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний в который включен, в том числе, сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Пункт 4 ч. 2 ст. 73 вышеуказанного Закона обязывает медицинских работников назначать лекарственные препараты в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 80 вышеназванного Закона установлено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 81 Закона в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники (ст. 82 Закона).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения, в группе «категории заболеваний» поименован <...>, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, <...>, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно п. 4 указанного Постановления Правительства РФ от органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан лекарственных средств и изделий медицинского назначения является государственной гарантией Российской Федерации.

Таким образом, предоставление мер социальной поддержки населению, в т.ч. истцу по делу, в виде бесплатных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения производится за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в рамках, определенных специальными программами государственных гарантий в сфере здравоохранения.

Постановлением Правительства РБ от 16 июня 2008 года № 307 утвержден Порядок предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом. Министерству здравоохранения РБ поручено обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом, при формировании проектов республиканского бюджета включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета.

В целях обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи на территории Республики Бурятия, во исполнение Постановления Правительства РФ от 30 июля 1994 года № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» Правительство Республики Бурятия постановило: обеспечить организацию предоставления мер медико-социальной поддержки лицам, страдающим сахарным диабетом; совместно с Министерством финансов Республики Бурятия при формировании проектов республиканского бюджета на 2009 год и последующие годы включать их в перечень мероприятий, подлежащих финансированию за счет средств республиканского бюджета (п.п. 2.1, 2.2).

Согласно п. 3 Порядка меры медико-социальной поддержки указанной категории граждан предоставляются в форме обеспечения лекарственными средствами и средствами самоконтроля фармацевтическими организациями на основании назначения лечащего врача медицинской организации по месту их жительства, выданному в день обращения.

Судом установлено, что Иванова Т.Г. состоит на учете в ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» с диагнозом <...>, нуждается в <...>. В 2021 ей году выдано четыре упаковки <...> (18 января, 05 апреля, 28 октября, 13 декабря - по 50 шт.), <...> не выдавались.

Согласно пояснениям врача-эндокринолога ФИО1, допрошенной в качестве свидетеля в судебном заседании районного суда, Иванова Т.Г. состоит на учете в ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» с диагнозом <...>, ей требуется проведение контроля <...>, введение инъекций ей необходимо <...> в сутки. Одна игла рассчитана на одну инъекцию. Иванова Т.Г. использует <...>. Рецепты на выдачу могут выдаваться участковыми терапевтами при обращении пациента. Заявка формируется исходя из количества пациентов и суммы лимита, при этом преимущественно заказываются <...>, так как это жизненно-необходимый препарат, <...> заказываются по остаточному принципу. Лимиты, установленные Министерством здравоохранения РБ, являются явно недостаточными для обеспечения медицинскими изделиями и лекарствами всех больных <...>, поскольку потребность превышает лимиты. Потребность берется с федерального регистра, который является открытым. Помимо ежегодной заявки, которая составляется исходя из количества больных, больницей направлялись письма в отдел фармации Минздрава РБ и главному врачу-эндокринологу о выделении дополнительных лекарственных средств и медицинских изделий для больных <...>.

Из протокола заседания комиссии Минздрава РБ по осуществлению контроля за организацией льготного лекарственного обеспечения от ... следует, что на организацию обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями для больных <...>, расходными материалами к <...> для детей на 2021 год предусмотрено финансирование в размере 277 481,3 тыс. руб.. Лимит финансирования для ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» составил всего 11 506,45 руб.

Тогда как из писем ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ», направленных в адрес Минздрава РБ, следует, что потребность только на <...> на 2021 год составляет 50 670 тыс. руб.

Из рецептов, выданных на имя Ивановой Т.Г., следует, что ей выдавалось по <...> (50 штук) раз в три месяца, тогда как потребность в <...> только на один месяц составляет 90 шт.

Таким образом, судом первой инстанции установлено, что Иванова Т.Г. не была обеспечена необходимым количеством тест-полосок для определения уровня сахара в крови и иглами для инъекций исходя из имеющейся потребности согласно рекомендациям лечащего врача.

Из заявки ГАУЗ Заиграевской ЦРБ на 2021 год следует, что сведения о необходимости <...> и количестве <...> указаны без учета количества пациентов, получающих препарат.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что ГАУЗ «Заиграевская ЦРБ» не включило в заявку на 2021 год необходимое количество <...> и <...>, а Министерство здравоохранения РБ, располагая данными Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст.6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи», мер по организации обеспечения граждан изделиями медицинского назначения в необходимом количестве не приняло.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.

Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что выдача рецептов носит заявительный характер, верно признан судом необоснованным, поскольку Ивановой Т.Г. за 2021 года выписано <...> рецепта на выдачу <...> (50 шт), всего 200 шт. за год, из изложенного следует, что Иванова Т.Г. обращалась за выдачей рецептов, однако <...> выдавались ей без учета необходимой потребности (90 шт. в месяц).

Отсутствие обеспечения истца в необходимом объеме <...> и <...> за счет соответствующих бюджетных средств фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, повторяют позицию истца, изложенную в этом суде, не содержат указания на обстоятельства и факты, которые не были проверены или учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу спора, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.

Предусмотренных положениями ч. 4 ст. 330 ГПК РФ оснований, которые независимо от доводов апелляционной жалобы являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом апелляционной инстанции не установлено.

Таким образом, решение суда постановлено законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

    Решение Заиграевского районного суда РБ от 28 января 2022 года по исковому заявлению прокурора Заиграевского района Республики Бурятия в интересах Ивановой Т.Г. к Министерству здравоохранения Республики Бурятия, ГАУЗ «Заиграевская центральная районная больница» о возложении обязанности оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Определение может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

    Председательствующий судья                    Т.А. Урмаева

Судьи коллегии                                                                          Е.Н. Чупошев

                                                                                                        Б.С. Семенов

Мотивированное определение изготовлено «__» ______ 2022 года

33-1295/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокуратура Заиграевского района РБ
Ответчики
министерство здравоохранения РБ
ГАУЗ Заиграевская центральная районная больница
Другие
Иванова Татьяна Георгиевна
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Семенов Баир Станиславович
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
25.03.2022Передача дела судье
11.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2022Передано в экспедицию
11.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее