Решение по делу № 2а-1341/2018 от 01.03.2018

Дело № 2а-1341/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

23 апреля 2018 года г.Чебоксары

Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики в составе: председательствующего судьи Фоминой Н.Э.,

при секретаре судебного заседания Васильевой Т.Г.,

с участием представителя административного истца Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Калачян К.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению прокурора Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации города Чебоксары об организации мероприятий в сфере охраны окружающей среды в границах городского округа,

у с т а н о в и л :

Чебоксарский межрайонный природоохранный прокурор (с учетом внесенных уточнений) обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к администрации города Чебоксары об организации мероприятий в сфере охраны окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утв. приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11.

Обосновывая заявленные требования тем, что на административного ответчика в соответствии с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления» возложены обязанности по организации водоотведения в границах городского округа. Статусом гарантирующей организации постановлением администрации г. Чебоксары наделено АО «Водоканал», которое осуществляет прием жидких бытовых отходов в систему водоотведения на основании договоров на прием сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ в систему канализации.

Согласно указанным договорам местом приема жидких бытовых отходов определен канализационный колодец КК-1 в районе камеры гашения напорной линии от КНС-10.

Канализационный колодец КК-1 расположенный в точке с географическими координатами 56.112930 47.360291. КНС-10 расположена по адресу Чебоксарский район, дер. Янашкасы, ул. Прямая, 64, находится в собственности Общества.

Жидкие бытовые отходы принимаются в канализационный колодец КК-1, где смешиваются со сточной водой централизованной системы водоотведения и далее самотеком поступают на биологические очистные сооружения ГУН «БОС» Минстроя Чувашии. Расстояние от канализационного колодца КК-1 до очистных сооружений около 12 км.

Как указывает административный истец, проверкой установлено, что у Общества отсутствуют сливные станции, жидкие отходы и сточные воды сливаются напрямую в контрольный колодец без соблюдения требований ФЗ «Об охране окружающей среды», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также Свода правил СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения», «Санитарными правилами устройства и содержания сливных станций».

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.12.2017 N 156 «Об отмене отдельных санитарных правил и гигиенических требований» признаны утратившими силу Санитарные правила устройства и содержания сливных станций, утвержденные заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 10.01.1975 N1216-75.

Вместе с тем, продолжает действовать пункт 3.2. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88), согласно которому жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации, а также раздел 6.10.1 СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утвержденная Приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11.

По указанным фактам прокуратурой в адрес главы администрации г. Чебоксары было вынесено представление, однако мер по устранению нарушений действующего законодательства принято не было. Как указывает административный истец, указанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении административным ответчиком своих полномочий по организации водоотведения от неканализованной части городского округа.

В судебном заседании представитель административного истца Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры Калачян К.Ю. поддержала заявленные исковые требования по доводам, изложенным в административном иске.

Администрация г.Чебоксары, извещенная надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечила.

Заинтересованные лица Управление Роспотребнадзора по Чувашской Республики, АО «Водоканал» извещенные о времени и месте рассмотрения дела в установленном законом порядке, явку представителей не обеспечили.

Суд считает возможным рассмотреть данное гражданское дело при имеющейся явке, по имеющимся в деле доказательствам (ч.6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Выслушав доводы и возражения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст.1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (ч. 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Постановлением администрации г. Чебоксары № 1144 от 22.04.2013 ОАО «Водоканал» (АО «Водоканал») наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах муниципального образования г. Чебоксары.

Общество осуществляет прием жидких бытовых отходов в систему водо-отведения на основании следующих договоров на прием сточных вод и содержащихся в них загрязняющих веществ в систему канализации: № 11/27-16 от 11.01.2016 с ООО «------»; № 17/27-16 от 01.01.2016 с 000 «------»; № 01/27-17 от 09.01.2017 с ------.; № 02/27-17 от 09.01.2017 с ------ № 03/27-17 от 09.01.2017 с ------»; № 6/27-17 от 09.01.2017 с ------ № 10/27-17 от 10.01.2017 с ООО «------», -№ 12/27-17 от 09.01.2017 с ------ № 14/27-17 от 09.01.2017 с ------

Согласно указанным договорам местом приема жидких бытовых отходов определен канализационный колодец КК-1 в районе камеры гашения напорной линии от КНС-10.

Канализационный колодец КК-1 расположенный в точке с географическими координатами 56.112930 47.360291. КНС-10 расположена по адресу адрес, находится в собственности Общества.

Жидкие бытовые отходы принимаются в канализационный колодец КК-1, где смешиваются со сточной водой централизованной системы водоотведения и далее самотеком поступают на биологические очистные сооружения ГУН «БОС» Минстроя Чувашии. Расстояние от канализационного колодца КК-1 до очистных сооружений около 12 км.

По информации администрации г. Чебоксары количество частных домовладений и многоквартирных домов, не подключенных к централизованной системе водоотведения составляет 5611 ед. За 2016 год в систему канализации принято 10213,55 м3 жидких бытовых отходов, за 8 месяцев 2017 года - 6156,9 мЗ.

Вместе с тем, как установлено проверкой у Общества сливные станции отсутствуют, жидкие бытовые отходы и сточные воды сливаются напрямую в контрольный колодец КК-1 без соблюдения вышеуказанных требований, что негативно может сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке в городе, поскольку могут быть сброшены запрещенные в централизованные системы водоотведения вещества (материалы), угрожающие работоспособности систем водоотведения.

В соответствии с ст. 3 Федерального закона РФ от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основными принципами охраны окружающей среды являются: хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии со ст.2 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Положениями ст.22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3.2. «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88) жидкие бытовые отходы следует вывозить на сливные станции или поля ассенизации.

Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о ненадлежащем выполнении ответчиком требований законодательства по организации водоотведения от неканализованной части городского округа - г.Чебоксары.

По результатам выявленных нарушений прокуратурой в адрес главы администрации города Чебоксары внесено представление, однако реальных мер по устранению нарушений действующего законодательства до настоящего времени не принято, надлежащий прием жидких бытовых отходов не организован.

В условиях отсутствия сливной станции по приему ЖБО создана угроза нарушения прав населения муниципального образования города Чебоксары на благополучную окружающую среду и интересов Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Обязанность по осуществлению мероприятий по сбору и вывозу ЖБО от неканализованной части муниципального образования на сливные станции, соответствующие предъявляемым к ним требованиям, должна быть возложена на Администрацию города Чебоксары.

Суд не может согласиться с возражениями административного ответчика, поскольку имеются нарушения действующего законодательства, которые не устранены до настоящего времени.

При этом в соответствии со ст.ст. 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, а так же инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Действующее законодательство не связывает реализацию органами местного самоуправления полномочий по организации водоотведения с их финансовыми возможностями.

Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 5 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям Российской Федерации относится проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами; установление государственных стандартов, правил, нормативов и требований безопасного обращения с отходами; организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровья человека.

Оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку непринятие Администрацией г.Чебоксары надлежащих мер в сфере организации водоотведения от неканализованной части городского округа приводит к тому, что жидкие бытовые отходы сливаются напрямую в канализационную сеть без соблюдения вышеуказанных требований, что негативно может сказаться на санитарно-эпидемиологической и экологической обстановке в городе, а также посягает на гарантированные ст.42 Конституции РФ права граждан на благоприятную окружающую среду.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ :

Признать незаконным бездействие администрации г. Чебоксары в части непринятия мер по исполнению представления Чебоксарской межрайонной природоохранной прокуратуры об устранении нарушений требований законодательства от 27.10.2017 и организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, СГ1 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утв. приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 № 635/11.

Обязать администрацию г. Чебоксары в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к организации мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа путем сбора и вывоза от неканализованной части городского округа отходов (осадков) из выгребных ям на сливные станции в соответствии с СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест, утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88, СП 32.13330.2012. Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 2.04.03-85, утв. приказом Министерства регионального развития России от 29.12.2011 №635/11.

Обязать администрацию г. Чебоксары об исполнении решения сообщить в суд, Чебоксарскому межрайонному природоохранному прокурору в течение месяца со дня исполнения возложенных обязанностей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня составления мотивированного решения через Ленинский районный суд г.Чебоксары Чувашской Республики.

Председательствующий судья Н.Э. Фомина

Мотивированное решение изготовлено: 28.04.2018г.

2а-1341/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Чебоксарская межрайонная прокуратура
Ответчики
Администрация г. Чебоксары
Другие
АО Водоканал
Управление Роспотребнадзора по ЧР
Суд
Ленинский районный суд г. Чебоксары
Дело на странице суда
leninsky.chv.sudrf.ru
01.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2018Передача материалов судье
02.03.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.03.2018Предварительное судебное заседание
02.05.2020Регистрация административного искового заявления
02.05.2020Передача материалов судье
02.05.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.05.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.05.2020Предварительное судебное заседание
02.05.2020Судебное заседание
02.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.05.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
02.05.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
02.05.2020Судебное заседание
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее