Судья К. Ю.Б. Дело № ЗЗа-9468/2015
Докладчик Петрунина И.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Петруниной И.Н. судей Недоступ Т.В., Галиной В.А. при секретаре Солодовой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Новосибирске 3 ноября 2015 года дело по апелляционной жалобе Бердникова Дмитрия Владимировича на решение судьи Новосибирского районного суда Новосибирской области от 9 сентября 2015 года, которым отказано в удовлетворении заявления Бердникова Дмитрия Владимировича о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Заслушав доклад судьи областного суда Петруниной И.Н., пояснения представителя Администрации Новосибирского района Новосибирской области, судебная коллегия
установила:
Бердников Д.В. обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации Новосибирского района Новосибирской области по не принятию решения о предоставлении ему в собственность за плату земельного участка и не заключению с ним договора купли-продажи земельного участка незаконным. В обоснование требований указал, что в 2013 году он обратился в администрацию с заявлением о предоставлении в собственность за плату, в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, земельного участка, расположенного в селе <адрес> и об утверждении схемы его расположения. Однако, в утверждении схемы расположения земельного участка заявителю было отказано. Отказ был обжалован в судебном порядке. Апелляционным определением Новосибирского областного суда бездействие Администрации Новосибирского района было признано незаконным, и на администрацию Новосибирского района Новосибирской области возложена обязанность по утверждению и выдаче схемы расположения земельного участка. После утверждения схемы расположения объекта, заявитель за свой счет выполнил межевание этого земельного участка и поставил его на кадастровый учет. 21 июля 2015 года, Бердников Д.В. направил в администрацию Новосибирского района Новосибирской области заявление о заключении договора купли-продажи, с приложением схемы расположения земельного участка и кадастрового паспорта. Решение по указанному заявлению принято не было, что, по мнению заявителя, противоречит действующему законодательству и нарушает его права.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, как принятое
с нарушением норм материального права, и постановить по делу новое решение об удовлетворении его требований.
В соответствии с Федеральным законом от 8 марта 2015 года № 22-ФЗ «О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» введен в действие Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации с 15 сентября 2015 года.
Согласно положениям частей 1,2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений
Проверив представленные материалы дела в полном объеме в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела следует, что 29 августа 2013 года Бердников Д.В. обратился в Администрацию Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка, с разрешенным использованием скверы, цветники, сады, огороды,., порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, площадью 1500 кв. м, расположенного в <адрес>, приложив к заявлению схему земельного участка.
Исход из того, что указанный земельный участок расположен на землях, государственная собственность на которые не разграничена, то до 1 марта 2015 года распоряжение такими земельными участками, осуществлялось органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
В силу пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Администрацией Новосибирского района Новосибирской области в газете «П», 2013 года, 11 сентября (№37(9376)) со ссылкой на статью 34 Земельного кодекса Российской Федерации опубликовано сообщение о планируемом предоставлении Бердникову Д.В. земельного участка, местоположением: <адрес>, ориентировочной площадью 1500 кв. м, с разрешенным использованием: скверы. Цветники, газоны, сады, огороды.
Письмом Администрации Новосибирского района Новосибирской области от 25 октября 2013 года Бердников Д.В. был поставлен в известность о том, что имеется еще одно заявление о предоставлении указанного земельного участка, в связи с чем принято решение о проведении торгов в форме аукциона по продаже права аренды на заключение договора аренды земельного участка. Одновременно, Бердникову Д.В. было предложено подать заявку на участие в этом аукционе.
Не согласившись с такими действиями Администрации Новосибирского района Новосибирской области, Бердников Д.В. обжаловал их в суд.
Апелляционным определением Новосибирского областного суда от 17 июня 2014 года было признано незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в не утверждении и не выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане и кадастровой карте <адрес>. Администрация Новосибирского района обязана утвердить и выдать Бердникову Д.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте <адрес>, новосибирского района новосибирской области, площадью 0,15 га.
Решение суда было исполнено Администрацией Новосибирского района 3 сентября 2014 года: Бердникову Д.В. была выдана утвержденная схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала № площадью 0,15 га.
16 июля 215 года был осуществлен государственный кадастровый учет вышеуказанного земельного участка за кадастровым номером №.
21 июля 2015 года сопроводительным письмом Бердников Д.В. направил в адрес Администрации Новосибирского района кадастровый паспорт земельного участка, и, ссылаясь на положения пункта 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской федерации, а также пункт 3, абзац 3, 5 пункта 42 статьи 34 Федерального закона «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» просил принять в двухнедельный срок решение о предоставлении спорного земельного участка в его собственность за плату.
Письмом от 25 августа 2015 года ему было отказано, по тем основаниям, что с 1 марта 2015 года полномочия по распоряжению земельным участками, государственная собственность на которые не разграничена перешли к органам местного самоуправления.
Бердников Д.В., полагая, что бездействие Администрации Новосибирского района, выразившееся в не принятии решения о передаче ему в собственность за плату указанного земельного участка противоречит земельному законодательству и нарушает его законные права и интересы на получение земельного участка для ведения садоводства и огорода, обратился в суд с заявлением к Администрации Новосибирского района Новосибирской области с заявлением о признании действия (бездействия) незаконным и возложении обязанности принять решение о предоставлении земельного участка.
Отказывая Бердникову Д.В. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Администрации Новосибирского района Новосибирской области совершены в рамках полномочий органа местного самоуправления и основаны на нормах Земельного кодекса Российской Федерации, считая, что нарушений прав и законных интересов Бердникова Д.В. не допущено.
С таким выводом суда согласиться нельзя, поскольку он основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 Кодекса.
В силу пункта 2 стати 81 Земельного кодекса Российской Федерации порядок предоставления земельных участков гражданам для ведения садоводства, огородничества устанавливается этим Земельным кодексом российской федерации и Федеральным законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»: садовый земельный участок - это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок – это земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории).
Данный Федеральный закона предусматривает право граждан вести садоводство, огородничество в индивидуальном порядке (пункт 1 статьи 8 указанного Закона), то есть действующее законодательство не ограничивает возможность предоставления гражданину земельного участка для ведения садоводства и огородничества индивидуально и, следовательно, граждане вправе подавать заявление о предоставлении земельного участка для указанных целей в общем порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства и целей, не связанных со строительством, определяется статьями 30-32 и 34 Земельного кодекса Российской Федерации соответственно.
Статья 30 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также предусматривает право органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления устанавливать перечень случаев, когда предоставление земельных участков осуществляется исключительно на "торгах.
Статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Данной нормой предусмотрено, что органы местного самоуправления для обеспечения процедур предоставления таких земельных участков обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений; уполномочить на распоряжение земельными участками специальный орган; обеспечить подготовку информации о предоставляемых земельных участках и заблаговременную ее публикацию.
Пунктом 2 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок предоставления земельных участков заинтересованным в этом лицам, проведение торгов при этом не предусматривается, поскольку земельный участок предоставляется лицу, произведшему кадастровые работы и кадастровый учет испрашиваемого участка, что прямо предусмотрено пунктом 5 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации.
Анализ приведенных выше правовых норм в их системном единстве, с учетом того, что целями использования земельного участка под садоводство и огородничество, исходя из статьи 1 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» являются выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля и отдых, право возведения жилого строения является дополнительным правом, а не целью использования земельного участка, свидетельствует о том, что земельный участок под указанные цели должен предоставляться в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а не в соответствии со статьей 30 этого же Кодекса, то есть без проведения торгов.
После поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка, оформленного в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления па основании этого заявления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанного заявления утверждает и выдаст заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Совершение указанных действий в месячный срок, определенный пунктом 4 статьи 34 названного Кодекса, является юридической обязанностью соответствующего органа.
В свою очередь, заявитель обязан обеспечить за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обратиться с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221 -ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Таким образом, заявление о предоставлении земельного участка для ведения индивидуального садоводства и огородничества подлежит рассмотрению в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, следовательно, что не может повлечь нарушение прав иных лиц, обратившихся за предоставлением этого же земельного участка, так как иным лицам, обратившимся с заявлением о предоставлении земельного участка, могут быть предложены альтернативные земельные участки либо разъяснено право на повторное обращение с заявлением о предоставлении иного земельного участка.
Исходя из изложенного, вывод суда о том, что процедура предоставления земельного участка по заявлению Бердникова Д.В. от 30 августа 2013 года в порядке статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации прекращена в 2013 году, в связи с подачей вторым претендентом на спорный участок аналогичного заявления, правильным признан быть не может.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии полномочий у Администрации Новосибирского района Новосибирской области в настоящее время по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые де разграничена.
Действительно, по общему правилу, установленному Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации», с 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных Правил землепользования и застройки поселения.
Вместе с тем в абзацах 3, 5 части 42 статьи 34 Федеральным законом от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные акты Российской Федерации» регламентировано, что в случае поступления до 1 марта 2015 года в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления предусмотренного частью 39 настоящей статьи заявления этот орган не вправе распоряжаться земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, по истечении шести месяцев со дня получения им предусмотренного частью 39 настоящей статьи заявления, за исключением случаев, если до 1 марта 2015 года этот орган: разместил или опубликовал в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) сообщение о приеме заявлений о предоставлении такого земельного участка без проведения торгов (конкурса, аукциона); утвердил в отношении такого земельного участка схему его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений.
Исходя из того, что до 1 марта 2015 года Администрация Новосибирского района опубликовала сообщение о приеме заявлений о предоставлении такого земельного участка без проведения торгов (конкурса, аукциона); утвердила в отношении такого земельного участка схему его расположения на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях предоставления для целей, не связанных со строительством, то именно она и должна завершить процедуру его предоставления приняв соответствующе решение о предоставлении земельного участка и заключив договор купли-продажи.
Судебная коллегия установив, что судом первой инстанций допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, полагает необходимым отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 9 сентября 2015 года отменить, принять новое решение, которым заявление Бердникова Дмитрия Владимировича удовлетворить. Признать действия (бездействие) администрации Новосибирского района Новосибирской области но непринятию решения о предоставлении в собственность за плату Бердникову Д.В. земельного участка и незаключению договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, незаконным. Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области предоставить Бердникову Дмитрию Владимировичу для ведения садоводства земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>,
Новосибирской области, если к этому нет иных установленных законом препятствий.
Взыскать с администрации Новосибирского района Новосибирской области в пользу Бердникова Дмитрия Владимировича расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Председательствующий Петрунина И.Н.
Судьи Недоступ Т.В.
Галина В.А.