Дело № 2-343/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 июля 2018 года г. Десногорск
Десногорский городской суд Смоленской области в составе:
председательствующего (федерального судьи) Михаленкова Д.А.,
при секретаре Матвеенковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского» Министерства обороны Российской Федерации к Ковалеву Владимиру Владимировичу о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное казённое военное образовательное учреждение высшего образования «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского» Министерства обороны Российской Федерации (далее Военная академия) обратилось в суд с иском к Ковалеву В.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку.
В обоснование заявленных требований истец указал, что приказом статс-секретаря - заместителя Министра обороны по личному составу № от 31 июля 2014г. Ковалев В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 01 августа 2014г. зачислен на первый курс в Военную академию с присвоением воинского звания «рядовой» по военной специализации «Применение и эксплуатация радиотехнических средств противовоздушной обороны».
На основании приказа начальника Военной академии № от 30 сентября 2015г. Ковалев В.В. отчислен из Военной академии по нежеланию учиться, и на основании приказа начальника Военной академии № от 26 октября 2015г. исключен из списков личного состава академии, всех видов обеспечения, снят с котлового довольствия с 27.10.2015г. и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командира войсковой части № <адрес>.
Из положений Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» следует, что контракт о прохождении военной службы может быть заключен с гражданином в возрасте от 18 лет, тогда как в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане в возрасте от 16 лет. Таким образом, начало обучения (зачисление в военные образовательные учреждения профессионального образования) может не совпадать во временных рамках с моментом заключения обучающимся контракта о прохождении военной службы.
Согласно справке-расчету, Ковалев В.В. обучался в Военной академии полных 1 год 2 месяца, текущее значение суммы взыскания денежных средств, затраченных на военную и специальную подготовку, составляет 61835 руб. До настоящего времени Ковалев В.В. указанные денежные средства не возместил. Вследствие отчисления Ковалева В.В. из Военной академии по нежеланию учиться, государству в лице Военной академии причинен материальный ущерб в размере 61835 рублей, затраченных на обучение ответчика.
Просит взыскать с Ковалева В.В. средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в сумме 61835 рублей.
Представитель истца Военной академии, будучи надлежащим образом извещённым о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, представил ходатайство о рассмотрении настоящего дела в отсутствие представителя Военной академии, исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчик Ковалев В.В. в судебное заседание также не явился. О месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание не предоставил, заявлений с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие не направлял.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя истца, ответчика.
Исследовав письменные материалы дела, оценив их во всей совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
В силу ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Статья 43 Конституции РФ устанавливает, что каждый имеет право на образование; каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Важнейшей государственной гарантией бесплатного получения гражданами Российской Федерации высшего образования в пределах государственных образовательных стандартов является государственное и (или) муниципальное финансирование обучения в высших учебных заведениях.
Исходя из этого, по смыслу ст. 43 Конституции РФ во взаимосвязи с п. «е, з» ст. 71 Конституции РФ, федеральный законодатель, устанавливая гарантии прав граждан в области высшего профессионального образования с учетом имеющихся у государства финансовых ресурсов, вправе предусмотреть соответствующие условия обучения в государственных или муниципальных высших учебных заведениях.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.12. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ" граждане РФ свободны в выборе формы получения высшего профессионального образования, образовательного учреждения, направления подготовки. Это предполагает возможность обучения, как в гражданском, так и в военном учебном заведении. Выбор гражданином РФ военного образовательного учреждения для получения высшего профессионального образования влечет за собой его добровольное вступление в отношения военной службы.
Военная служба, по смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи ее с ч. 1 ст. 37, п. "м" ст. 71, п. "б" ч. 1 ст. 72 и п. "д", "е" ч. 1 ст. 114, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству (Определение Конституционного Суда РФ от 30.09.2004 № 322-О).
Следовательно, законодательное регулирование общественных отношений, связанных с прохождением военной службы должно осуществляться с соблюдением надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как права и свободы лиц, несущих военную службу, и правомерные публичные интересы общества и государства.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу и поступившие в военные образовательные учреждения профессионального образования, с момента зачисления в указанные учреждения приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях, такие граждане заключают контракт о прохождении военной службы (п. 3 ст. 2, ст. 32, 34, 35, п. 10 ст. 38).
В силу ст. 8 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, контракт с военнослужащим, поступающим в военно-учебное заведение или обучающимся в нем, заключается на время обучения в военно-учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания, что направлено на обеспечение Вооруженных сил Российской Федерации квалифицированными кадрами.
При заключении указанного контракта граждане, поступившие в военное образовательное учреждение профессионального образования, добровольно принимают на себя предусмотренные этим контрактом обязанности, обусловленные особым статусом военнослужащего, а также спецификой обучения в таком образовательном учреждении, а государство гарантирует им прохождение оплачиваемой военной службы с предоставлением гарантий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 7 ст. 35 Федерального закона от 28 марта 1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных организациях высшего образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные организации и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям, предусмотренным подпунктами "д", "е", "е.1" и "з" пункта 1, подпунктами "в" и "д" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления размера возмещаемых средств определен Постановлением Правительства РФ № 402 от 25 июня 2007 года, которым утверждена «Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования».
В судебном заседании установлено, что приказом статс-секретаря-заместителя министра обороны РФ по личному составу № от 31.07.2014г. Ковалев В.В. ДД.ММ.ГГГГ года рождения с 01.08.2014г. зачислен на первый курс в Военную академию войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил РФ и назначен на воинскую должность курсант с присвоением воинского звания «рядовой» по военной специальности «Применение и эксплуатация радиотехнических средств противовоздушной обороны» (л.д. 8).
На основании решения ученого совета академии от 30.09.2015г. № (л.д. 9) приказом начальника Военной академии по личному составу от 30.09.2015г. № рядовой Ковалев В.В. курсант второго курса Военной академии отчислен из указанного военно -учебного заведения по нежеланию учиться (л.д. 10). В связи с отчислением из Военной академии приказом начальника Военной академии по строевой части от 26.10.2015г. № Ковалев В.В. с 26.10.2015г. исключен из списка личного состава академии, всех видов обеспечения, с котлового довольствия с 27.10.2015г. и направлен для дальнейшего прохождения военной службы в распоряжение командира войсковой части № <адрес> (л.д. 11).
Сумма затраченных средств федерального бюджета на военную подготовку курсанта Ковалева В.В. за 1 год 2 месяца обучения в Военной академии составила 61835,00 руб., что подтверждается справкой-расчетом (л.д. 12), произведенной с учетом фактических затрат на обучение (л.д. 13-19). По состоянию на 05.06.2018г. средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку курсанта Ковалева В.В. в размере 61835,00 руб. на лицевой счет Военной академии не поступали (л.д. 20).
Представленный расчет суммы средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку курсанта Ковалева В.В., произведенный истцом в соответствии с п. 7 "Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждения профессионального образования", утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007 № 402, сомнений не вызывает, поскольку он проверен судом и является арифметически верным.
Таким образом, учитывая, что Ковалев В.В. был зачислен в Военную академию и приобрел статус военнослужащего и именно с этого момента на него распространяются положения Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», согласно которых на него возложена обязанность в случае отчисления из военного образовательного учреждения по основаниям, связанным с нежеланием учиться, возместить затраты на обучение, а также учитывая, что до настоящего момента ответчик в добровольном порядке не возместил причиненный материальный ущерб, то исковые требования Военной академии подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец на основании п. 19 ч. 1. ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то государственная пошлина в размере 2055,05 руб. подлежит взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского» Министерства обороны Российской Федерации удовлетворить в полном объеме.
Взыскать с Ковалева Владимира Владимировича в пользу Федерального государственного казённого военного образовательного учреждения высшего образования «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных Сил Российской Федерации имени Маршала Советского Союза А.М. Василевского» Министерства обороны Российской Федерации денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в сумме 61835 (шестьдесят одна тысяча восемьсот тридцать пять) рублей 00 копеек.
Взыскать с Ковалева Владимира Владимировича госпошлину в доход государства в размере 2055 (две тысячи пятьдесят пять) рублей 05 копеек.
Решение в апелляционном порядке может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд в течение месяца.
Судья Михаленков Д.А.