Решение по делу № 2-1776/2020 от 20.03.2020

Дело № 2-1776/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

19 мая 2020 года город Архангельск

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Вальковой И.А.,

при секретаре Усачёвой К.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филиппова Андрея Владимировича к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о снятии статуса служебного жилого помещения, заключении договора социального найма,

установил:

Филиппов А.В. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о снятии с <адрес> в городе Архангельске статуса служебного жилого помещения, заключении с ним договора социального найма на указанную квартиру.

В обоснование иска указал, что ему 11 апреля 1997 года был выдан ордер на комнаты <адрес> в городе Архангельске. В указанное время он работал в МКП № 1 в должности слесаря-обходчика и жилое помещение было ему предоставлено как служебное. 05.06.2009 между ним и мэрией города Архангельска был заключен договор найма служебного жилого помещения. В 2016 году в исключении жилого помещения из числа служебных и предоставлении его по договору социального найма было отказано. Поскольку квартира в органах регистрации недвижимости не значится в качестве служебного жилья, при передаче данной квартиры в собственность МО «Город Архангельск» она утратила статус служебной, он после увольнения из МКП № 1 продолжил в спорной квартире проживать, оплачивал за наем и коммунальные услуги, то она должна быть предоставлена ему по договору социального найма.

Истец Филиппов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Архангельск» Майзерова С.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями не согласилась, указав, что жилое помещение предоставлено истцу в качестве служебного, заключен договор найма, дом признан непригодным для проживания, оснований для понуждения собственника предоставить жилое помещение по договору социального найма не имеется.

Выслушав стороны, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 12, ч. 1 ст. 130 и ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью.

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; к таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда (абзац двенадцатый ч. 1 ст. 2, п. 6 ч. 1 ст. 14, п. 6 ч. 1 ст. 16).

Аналогичные положения закреплены и в ч. 1 ст. 14 и п. 3 ч. 2 ст. 19 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют также полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.

Судом установлено, что 11 апреля 1997 года на основании приказа главы администрации Северного округа города Архангельска Филиппову А.П. на состав семьи 3 человека был выдан ордер на служебное жилое помещение - <адрес>, в связи с работой в МУП «Муниципальное коммунальное предприятие № 1» в должности слесаря-обходчика.

Указанное жилое помещение является собственностью муниципального образования «Город Архангельск», внесено в реестр недвижимого имущества 17.10.1994.

Согласно архивной справке от 15.03.2016 истец работал в МУП «Муниципальное коммунальное предприятие № 1» с 20.05.1996 по 25.10.1999.

5 июня 2009 года между Филипповым А.В. и мэрией города Архангельска заключен договор найма служебного жилого помещения, по условиям которого истцу передано для временного проживания жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух комнат в коммунальной квартире общей площадью 117,8 кв.м., в том числе жилой площадью 27,8 кв.м., расположенное по адресу: город Архангельск, <адрес>.

14 декабря 2016 года между истцом и ответчиком заключено дополнительное соглашение, в качестве члена семьи в жилое помещение вселена дочь истца – Филиппова Д.А., <адрес>.

4 апреля 2016 года истец обратился в администрацию МО «Город Архангельск» с заявлением об исключении занимаемого им служебного жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда и заключении договора социального найма.

На заседании городской жилищной комиссии 31 мая 2016 года отказано в исключении из числа служебного жилищного фонда двух <адрес> и предоставлении их Филиппову А.В. Отказ мотивирован тем, что на учете нуждающихся в жилых помещениях Филиппов А.В. не состоит, <адрес> заключением межведомственной комиссии № 4843 от 17.11.2015 признан аварийным и подлежащим сносу.

Разрешая заявленные истцом требования о снятии с <адрес> статуса служебного жилого помещения, заключении с ним договора социального найма на указанную квартиру, суд учитывает следующее.

В соответствии с ч.1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, служебные жилые помещения.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ч. 3 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации, специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, внаем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма, предусмотренным разделом IV ЖК РФ.

При этом понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче специализированных жилых помещений в иной фонд недопустимо, поскольку согласно ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 101 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения, предназначенные для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, предоставляются работникам в качестве служебных. Жилое помещение включалось в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов.

Служебные жилые помещения предоставлялись по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдавался ордер на служебное жилое помещение (статья 105 Жилищного кодекса РСФСР).

После 1 марта 2005 г. основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является согласно статье 99 Жилищного кодекса Российской Федерации решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения.

Согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 (ред. от 30.01.2013), служебные жилые помещения подлежат государственному учету наряду с другими жилыми помещениями, которые по целям использования относятся к другим фондам.

Исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится лишь по решению органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (п. 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42).

В ходе рассмотрения дела доказательств о наличии решения об исключении органом местного самоуправления спорного жилого помещения из числа служебных не добыто, а истцом не предоставлено.

Суд считает необоснованными довод истца об отсутствии оснований для отнесения спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду со ссылкой на отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о таком статусе помещения.

По смыслу абз. 3 п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, направляемое в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания жилому помещению статуса специализированного.

Государственная регистрация и государственный учет выполняют функцию учета, но не являются основаниями для возникновения или прекращения статуса специализированного жилого помещения. Отсутствие государственной регистрации спорной квартиры в качестве служебной, предусмотренной Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, не влечет недействительности его нахождения в составе специализированного жилищного фонда.

Довод о том, что при передаче данной квартиры из МКП №1 в собственность МО «Город Архангельск» она утратила статус служебной, также подлежит отклонению, поскольку квартира находится в муниципальной собственности с 1994 года, ее собственник не менялся.

Представленными материалами подтверждается, что спорное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, в 1997 году было предоставлено Филиппову А.В. в связи с его работой слесарем-обходчиком в МКП №1 в качестве служебного, договор найма служебного жилого помещения был заключен с ним путем выдачи служебного ордера от 11.04.1997. В 2009 году по решению органа местного самоуправления с Филипповым А.В. также заключен договор найма служебного жилого помещения.

Ответчик возражает относительно исключения спорного помещения из специализированного жилищного фонда. Понуждение же собственника жилищного фонда, который по своему усмотрению осуществляет принадлежащие ему гражданские права, к исключению служебных жилых помещений из состава специализированного жилищного фонда и включению их в состав социального жилищного фонда, в том числе по требованию нанимателя, действующим законодательством не предусмотрено.

На дату заключения договора найма служебного жилого помещения квартира была отнесена к служебному жилищному фонду. Каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма законодательство не содержит.

При этом суд учитывает и отсутствие предусмотренных ст. ст. 49 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для предоставления жилого помещения на условиях социального найма.

По смыслу части 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма поставлено законодателем в зависимость от наличия двух условий: признания гражданина малоимущим и признания нуждающимся в жилом помещении.

По общему правилу, в силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Филиппов А.В. в установленном законом порядке не признан лицом, нуждающимся в улучшении жилищных условий (статьи 49, 52 ЖК РФ) и на учете в качестве такого лица не состоит.

Помимо прочего, квартира, которую просит предоставить истец, находится в доме, признанном непригодным для проживания, соответственно, не может быть предоставлена по договору социального найма.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Филиппову Андрею Владимировичу в удовлетворении исковых требований к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о снятии статуса служебного жилого помещения, заключении договора социального найма отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение одного месяца путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Решение в окончательной форме изготовлено 22 мая 2020 года.

Председательствующий И.А. Валькова

2-1776/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Филиппов Андрей Владимирович
Ответчики
Администрация МО "Город Архангельск"
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельск
Судья
Валькова И.А.
Дело на странице суда
oktsud.arh.sudrf.ru
23.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.03.2020Передача материалов судье
25.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
25.03.2020Предварительное судебное заседание
14.05.2020Судебное заседание
22.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.05.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее