Решение по делу № 8Г-916/2024 [88-3847/2024] от 12.01.2024

УИД 73RS0001-01-2023-002481-08

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                             Дело № 88-3847/2024

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

6 марта 2024 года                                                                     г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

Председательствующего Юровой О.В.,

Судей Бросовой Н.В., Киреевой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Наумова Михаила Андреевича на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 ноября 2023 года по гражданскому делу № 2-2696/2023 по иску Наумова Михаила Андреевича к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Ульяновскому казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности продлить действие социального контракта и произвести очередную выплату, признании незаконным требования о возврате денежных сумм,

Заслушав доклад судьи Бросовой Н.В., проверив материалы дела, судебная коллегия

установила:

Наумов М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске (с 1 сентября 2023 года согласно Указа Губернатора Ульяновской области от 11 мая 2023 года № 45 Министерство социального развития Ульяновской области) о возложении обязанности продлить действие социального контракта, произвести очередную выплату, признании незаконным требования о возврате денежных сумм, взыскании компенсации морального вреда. Требования были мотивированы тем, что 24 марта 2022 года между ним и Департаментом Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске был заключен социальный контракт на поиск работы и трудоустройство. Дата окончания действия социального контракта была установлена 23 декабря 2022 года. Однако датой трудоустройства являлась 29 декабря 2022 года. Решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2022 года он был восстановлен на прежней работе в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» в должности инженера - программиста с 29 декабря 2022 года. Таким образом, он выполнил условия социального контракта по трудоустройству, преодолению возникшей трудной жизненной ситуации и повысил свой доход. Однако, проработать долгое время на прежнем месте работы ему не удалось, трудовой договор был расторгнут по соглашению сторон по причине морально-психологического давления со стороны работодателя после судебного спора, а также незаконного изменения должностной инструкции. Согласно условиям социального контракта Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске обязан подготовить не позднее чем за один месяц до даты завершения срока действия социального контракта заключение об эффективности принятых мер по выводу получателя (семьи получателя) из трудной жизненной ситуации, или о необходимости продления срока действия социального контракта (в случае его заключения на период до 12 месяцев), или о заключении нового социального контракта по другому мероприятию. Однако, свои обязанности Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске не выполнил. Никого содействия в разрешение трудной жизненной ситуации в связи с потерей работы оказано не было, никаких предложений по продлению социального контракта он не получал. Он был зарегистрирован в качестве безработного в ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области», приложил со своей стороны все усилия для трудоустройства, однако, предложения о заключении трудового договора он не получил. Также в период с 8 декабря 2022 года по 29 декабря 2022 года он тяжело болел и ему были выданы больничные листы. Соответственно, он не мог обратиться в органы социальной защиты населения с заявлением о продлении действия социального контракта. Таким образом, у него имелась уважительная причина для продления срока действия социального контракта. 29 декабря 2022 года он по средствам телефонной связи обратился к сотрудникам ответчика, выразив желание продлить действие социального контракта, в связи с чем он был приглашен на консультацию 30 декабря 2022 года, однако, прибыв в указанное время, никто из сотрудников не стал разбираться в его проблеме, сославшись на прекращение срока действия социального контракта. Считает, что отказ ответчика в продлении действия социального контракта является незаконным. Полагает, что все действия ответчика были недобросовестными, поскольку ответчик не стремился достичь целей, предусмотренных социальным контрактом, а подошел к выполнению своих обязанностей формально. Несмотря на то, что ответчик при наличии у него уважительной причины отказался продлевать с ним социальный контракт, 26 апреля 2023 года ему было вручено требование о возврате полученных на основании социального контракта денежных средств в размере 12 276 руб. В связи с этим просил суд обязать Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске продлить действие социального контракта и произвести ему очередную выплату, признать требование о возврате 12 276 руб. незаконным, а также взыскать в его пользу компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

Определениями от 10 мая 2023 года и от 15 июня 2023 года суд привлек к участию в деле в качестве соответчиков Министерство социального развития Ульяновской области, УОГКУ СЗН «Единый областной центр социальных выплат».

Решением Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 3 июля 2023 года исковые требования Наумова Михаила Андреевича к Министерству социального развития Ульяновской области, Департаменту Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, Ульяновскому казённому учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о возложении обязанности продлить действие социального контракта и произвести очередную выплату, признании незаконным требования о возврате денежных сумм, оставлены без удовлетворения.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 ноября 2023 года решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 3 июля 2023 года оставлено без изменений.

В кассационной жалобе, поданной заявителем Наумовым М.А., ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения и принятии нового решения.

От истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

От Министерства социального развития Ульяновской области поступили возражения.

Стороны в заседание судебной коллегии не явились, извещались надлежащим образом и своевременно.

Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне слушания дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Как установлено судом, 4 марта 2022 года истец Наумов М.А. обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске с заявлением об оказании государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта на поиск работы.

Распоряжением Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске от 18 марта 2022 года Наумову М.А. предоставлена государственная социальная помощь на основании социального контракта.

24 марта 2022 года между Наумовым М.А. и Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске был заключен социальный контракт на поиск работы. Дата окончания действия социального контракта была определена 23 декабря 2022 года.

В рамках условий социального контракта истцу была предоставлена денежная выплата в размере 12 276 руб.

Из искового заявления следует, что 29 декабря 2022 года истец по средствам телефонной связи обратился к сотрудникам Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске, выразив желание продлить действие социального контракта. Срок действия социального контракта с истцом продлен не был.

21 марта 2023 года Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске истцу Наумову М.А. было направлено уведомление о необходимости добровольного возврата денежных средств в размере 12 276 руб. в связи с неисполнением условий социального контракта.

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, установив, что правовых оснований для продления социального контракта с истцом не имелось, направление истцу, требования о возврате денежных средств соответствует действующему правовому регулированию, пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

С данными выводами согласился суд апелляционной инстанции, указав, что гражданин, заключивший социальный контракт, вправе обратиться с заявлением о продлении срока действия социального контракта не позднее с 14 календарных дней до дня истечения срока действия социального контракта.

Заявления о продления срока действия социального контракта в указанный срок от Наумова М.А. не поступало.

Как указывал истец Наумов М.А в своем исковом заявлении, для продления срока действия социального контракта, он обратился в Департамент Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по средствам телефонной связи 29 декабря 2022 года. Между тем, данное обращение последовало уже после истечения срока действия социального контракта.

Кроме того, суд апелляционной инстанции указал, что решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2022 года Наумов М.А. был восстановлен на прежней работе в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» в должности инженера - программиста с 29 декабря 2022 года, что исключает возможность продление срока действия социального контракта на поиск работы.

В связи с этим суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для продления с истцом срока действия социального контракта.

Так же согласился с выводами суда первой инстанции, который не усмотрел оснований для признания, направленного истцу Департаментом Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске уведомления о необходимости добровольного возврата денежных средств в размере 12 276 руб. в связи с неисполнением условий социального контракта незаконным.

Суд апелляционной инстанции, с учетом пункта 2.28 Положения о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области, в котором указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на получателя в соответствии с социальным контрактом, необоснованно полученные средства, предоставленные в качестве государственной социальной помощи, возмещаются получателем добровольно не позднее одного месяца со дня принятия решения о таком прекращении. В случае отказа получателя от добровольного возврата необоснованно полученных средств они взыскиваются уполномоченным органом и центром социальных выплат в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

В связи с чем действия Департамента Министерства социального развития Ульяновской области в г. Ульяновске по направлению истцу вышеуказанного уведомления, суды посчитали соответствуют требованиям Положения. Однако указали, что непосредственно вопрос о законности содержащихся в уведомлении требований о возврате социальной выплаты, полученной истцом в связи с неисполнением условий социального контракта, будет решен в судебном порядке, в случае предъявления к Наумову М.А. исковых требований о взыскании данной выплаты.

Судебная коллегия суда кассационной инстанции находит выводы суда апелляционной инстанций обоснованными и не усматривает оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы, поскольку приведенные выше выводы судов предыдущих инстанций соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения (статье 1, 7, 8 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», статье 4 Закона Ульяновской области от 31 августа 2013 года № 160-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи», Постановлению Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2021 года №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области) и обстоятельствам данного гражданского дела.

Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией суда кассационной инстанции необоснованными, так как своего правового и документального обоснования в материалах дела не нашли, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергли.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки) определяет Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

В силу абзаца 2 статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров.

В соответствии с абзацем 8 статьи 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» социальный контракт - соглашение, которое заключено между гражданином и органом социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания гражданина и в соответствии с которым орган социальной защиты населения обязуется оказать гражданину государственную социальную помощь, гражданин - реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации.

Законы и иные нормативные правовые акты, определяющие размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам принимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 5 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина (часть 1 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации (абзац 4 части 2 статьи 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи»).

Согласно частям 1 - 3 статьи 8.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» государственная социальная помощь на основании социального контракта оказывается гражданам, указанным в части первой статьи 7 настоящего Федерального закона, в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации.

В социальном контракте должны быть установлены предмет социального контракта, права и обязанности граждан и органа социальной защиты населения при оказании государственной социальной помощи, виды и размер государственной социальной помощи, порядок оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, срок действия социального контракта, порядок изменения и основания прекращения социального контракта.

К социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи мероприятия. К таким мероприятиям, в частности, относятся поиск работы, прохождение профессионального обучения и дополнительного профессионального образования, осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, ведение личного подсобного хозяйства, осуществление иных мероприятий, направленных на преодоление гражданином трудной жизненной ситуации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона «О государственной социальной помощи» заявитель обязан известить орган социальной защиты населения, который назначил государственную социальную помощь, об изменениях, являвшихся основанием для назначения либо продолжения оказания ему (его семье) государственной социальной помощи сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан в Ульяновской области регулируются Законом Ульяновской области от 31 августа 2013 года № 160-30 «О правовом регулировании отдельных вопросов, связанных с оказанием государственной социальной помощи».

Постановлением Правительства Ульяновской области от 30 апреля 2021 года №164-П «Об оказании государственной социальной помощи в Ульяновской области», утверждено Положение о порядке назначения и выплаты (предоставления) государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, оказываемой за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Согласно п. 2.1. указанного Положения основными принципами оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта являются: добровольность участия, обязательность исполнения условий социального контракта, индивидуальный подход при разработке программы социальной адаптации, целевой характер оказания государственной социальной помощи.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта может быть использована получателем исключительно на реализацию мероприятий, связанных с выполнением обязательств по социальному контракту.

Государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется заявителям в целях стимулирования их активных действий по преодолению трудной жизненной ситуации. Перечень типовых трудных жизненных ситуаций утверждается уполномоченным органом.

Согласно п. 2.6. Положения государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется в целях обеспечения реализации получателем обязательных мероприятий, предусмотренных программой социальной адаптации. К таким мероприятия, в том числе, относятся: поиск работы.

Согласно п. 2.22 Положения гражданин, заключивший социальный контракт, вправе обратиться с заявлением о продлении срока действия социального контракта (далее - заявление о продлении) в случае наличия одного или нескольких оснований, предусмотренных пунктом 2.25 настоящего раздела (за исключением потери дееспособности получателя). Заявление о продлении представляется в учреждение не позднее 14 календарных дней до дня истечения срока действия социального контракта.

Заявление о продлении регистрируется учреждением в порядке, установленном пунктом 1.9 раздела 1 настоящего Положения.

Продление срока действия социального контракта и внесение изменений в программу социальной адаптации оформляется дополнительным соглашением к социальному контракту.

Срок действия социального контракта не может быть продлен более чем на половину срока, на который он был заключен.

Продление социального контракта осуществляется единожды.

Согласно п. 2.25 Положения уважительными причинами, влияющими на невозможность исполнения условий социального контракта и (или) мероприятий программы социальной адаптации являются в том числе длительное (продолжительностью более 21 календарного дня) лечение и (или) реабилитация получателя (члена семьи получателя).

Доводы кассационной жалобы, что истец имеет право на продление контракта в связи длительным лечение более 21 дня, а судом апелляционной инстанции неправильно указано, что он находился на лечении 21 день, не влияют на правильность вынесения решения, поскольку как установлено судом контракт заключен до 23 декабря 2022 года, за 14 дней до окончания контракта истец не заявил о намерении продлить контракт. Об этом он сообщил уже после окончания контракта 29 декабря 2022 года.

К тому же как правильно указали суды, решением Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 28 декабря 2022 года Наумов М.А. был восстановлен на прежней работе в ГУЗ «Ульяновская областная клиническая наркологическая больница» в должности инженера - программиста с 29 декабря 2022 года, следовательно, был трудоустроен, что исключает возможность продление срока действия социального контракта на поиск работы. Доводы о том, что в последствии он уволился, из-за невозможности работать, не влияют на правильность вынесения решения.

Иные доводы, основаны на неверном толковании норм права, были предметом рассмотрения судом апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка, с которой не согласиться оснований не имеется.

Судом кассационной инстанции не производится переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, которые не были установлены судами первой и второй инстанции или были ими опровергнуты. Нарушений норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера судом апелляционной инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не было допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.

При таких данных судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Ульяновска Ульяновской области от 3 июля 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 21 ноября 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Наумова Михаила Андреевича без удовлетворения.

Председательствующий                                         О.В. Юрова

Судьи                                                                             Н.В. Бросова

                                                                                        Е.В. Киреева

8Г-916/2024 [88-3847/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Наумов Михаил Андреевич
Ответчики
Департамент Министерства семейной, демографической политики и социального благополучия Ульяновской области в г. Ульяновске
Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат»
Министерство социальногоразвития Ульяновской области
Другие
Департамент министерства социального развития Ульяновской области в г.Ульяновске
ОГКУ СЗН Ульяновской области
ГУЗ «УОКНБ»
ОГКУ «Кадровый центр Ульяновской области»
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
06.03.2024Судебное заседание
06.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее