Решение по делу № 2-126/2019 от 29.03.2019

Дело № 2-126/2019                                                                19 апреля 2019 года

УИД № 29RS0004-01-2019-000164-76

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Виноградовский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Мой А.И., при секретаре Алекберовой В.В., с участием представителя ответчика ООО «Градиант» Телюкиной Н.С., рассмотрев в отрытом судебном заседании в пос. Березник гражданское дело по иску Секретарева А.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Градиант» о признании незаконным начисление платы за отопление и перерасчете платы за теплоснабжение

у с т а н о в и л:

Секретарев А.Н. обратился в суд с указанным иском к ответчику. В обоснование иска указал, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Ответчиком предоставляется услуга по теплоснабжению жилых домов. В октябре 2018 года ответчиком был выставлен платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги за сентябрь 2018 года, согласно которому плата за отопление начислена за указанный период как за полный месяц, а не период, когда фактически оказывалась услуга. Считает, что ему незаконно был выставлен счет об оплате коммунальных услуг по отоплению за сентябрь 2018 года как за полный месяц, в то время как отопительный период начался с 21 сентября 2018 года. Просит суд: признать начисление ответчиком платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> без учета постановлений и распоряжения администрации МО «Виноградовский муниципальный район» о начале и об окончании отопительных сезонов незаконным; обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за сентябрь 2018 года с учетом постановлений и распоряжения администрации МО «Виноградовский муниципальный район» о начале и об окончании отопительного сезона; обязать ответчика до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги, осуществлять расчет платы за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с учетом даты времени начала и окончания отопительных периодов.

Истец, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, пояснив, что начисление платы за отопление за полные месяцы в сентябре и мае предусмотрено законодательством.

Суд, заслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, пришел к следующему.

Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Из содержания статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

В соответствии с частью 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В судебном заседании установлено, что истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение отапливается через присоединенную сеть. Услуга по теплоснабжения представляется ООО «Градиант».

Из материалов дела следует, что Секретареву А.Н. за сентябрь 2018 года выставлен счет об оплате коммунальных услуг по отоплению из расчета оказания услуги за полный месяц.

Расчет размера платы за отопление ООО «Градиант» производит, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, установленного постановлением Министерства энергетики и связи Архангельской области от 27.07.2013г. -пн. Так, на территории МО «Борецкое» норматив потребления коммунальной услуги по отоплению установлен для многоквартирных зданий - 0,049 Гкал. на 1 кв. метр общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилом доме в месяц в течение отопительного периода. Указанный норматив для расчета размера платы по отоплению истцу применяет ООО «Градиант».

В соответствии с п. 42(1) Правил оплата коммунальных услуг по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

На территории Архангельской области установлен способ оплаты услуги по отоплению - в течение отопительного периода.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся вопросы организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений.

На основании п. 5 Правил, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом.

Пунктом 2.6.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

Кроме того, Постановлением Правительства Архангельской области от 24.07.2018 N 326-пп установлены размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи на период с 1 июля 2018 года по 30 июня 2019 года, которые применяются для расчета и предоставления субсидий начиная с установленных постановлениями администраций городских поселений, осуществляющих полномочия по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, соответственно дня начала или дня окончания отопительного периода в поселении.

Аналогичный порядок применялся в 2016, 2017, 2018 гг. на основании постановлений Правительства Архангельской области от 26.06.2015 N 236-пп, 28.06.2016 N 224-пп, 28.02.2017 N 94-пп, 27.07.2017 N 285-пп.

Учитывая вышеизложенное, продолжительность отопительного периода на территории МО «Борецкое» определяется днем начала и днем окончания отопительного периода, установленными распоряжением главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район».

Распоряжением главы администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 20 сентября 2018 года № 668-р датой начала отопительного периода 2018-2019 гг. установлено 21 сентября 2018 года.

В октябре 2018 года ответчик начислил истцу плату за отопление жилого помещения за сентябрь 2018 года за полный месяц, без учета фактического количества дней предоставления коммунальной услуги в указанном месяце. При этом, рассчитывая плату за отопление истцу, ответчиком применен норматив потребления.

Представитель ответчика в судебном заседании пояснил, что ООО «Градиант» считает правильным начисление платы за отопления исходя из продолжительности отопительного периода 9 полных календарных месяцев, в случае если начало или окончание отопительного периода не совпадает с календарной датой, то плата должна начисляться как за полный месяц.

Суд не может согласить с данной позицией ответчика по начислению платы за оказываемую им услугу по теплоснабжению.

Норматив потребления коммунальной услуги, определяемый в соответствии с Правилами, - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении в случаях, предусмотренных настоящими Правилами и Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила предоставления коммунальных услуг.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (в редакции от 09.09.2017) оплата коммунальных услуг по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года.

Согласно п. 42.2 Правил способ предоставления коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода применяется с начала отопительного периода в году, следующем за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа, а способ оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года - с 01 июля года, следующего за годом, в котором органом государственной власти субъекта Российской Федерации принято решение о выборе такого способа.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016г. № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября.

Таким образом, ни органы местного самоуправления, ни общее собрание собственников помещений не наделены полномочиями по выбору способа оплаты услуги по отоплению - такими полномочиями обладают только органы государственной власти субъекта РФ. При этом данный орган государственной власти вправе выбрать один из двух установленных законом способов оплаты - в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года.

На территории Архангельской области установлен способ оплаты услуги по отоплению - в течение отопительного периода.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального образования относится организация этого муниципального образования электро-,тепло-,газо-, и водоснабжения, водоотведения, снабжении населения топливом. Так, согласно ст. 7 указанного Закона по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Учитывая изложенное, организация теплоснабжения в границах муниципального образования относится к вопросам местного значения, а решения по таким вопросам уполномочены принимать органы местного самоуправления, путем издания муниципальных правовых актов.

Кроме того, пунктом 2.6.9 Правил и норм эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, прямо утверждено, что начало отопительного сезона устанавливается органами местного самоуправления.

Доказательств, свидетельствующих о том, что органами государственной власти или местного самоуправления принималось решение об установлении отопительного периода, равного 9 месяцам, - судом не добыто.

Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, постановления Правительства №№ 306, 354 не содержат нормы, устанавливающей продолжительность отопительного периода, равную 9 месяцам, или предусматривающую возможность определения способа оплаты - за полные месяцы отопительного периода.

Закон связывает равномерность ежемесячных платежей только со способом оплаты - в течение календарного года.

Применяя норматив потребления тепловой энергии и рассчитывая услугу на полный месяц (сентябрь), без учета фактического начала отопительного периода, ответчик, в нарушение закона, изменил способ оплаты за отопление, установленный постановлениями Правительства РФ № 354,603.

Довод ответчика о том, что норматив потребления коммунальных услуг определяется по Правилам предоставления коммунальных услуг, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, где отопительный период принят равным 9 месяцам, следовательно, и плата за отопление должна производиться за 9 полных месяцев, не может быть признан состоятельным.

Такие понятия как «норматив потребления» и «порядок (способ) оплаты коммунальной услуги» - различны и влекут самостоятельные юридические последствия для исчисления размера ежемесячного платежа за теплоснабжение. Порядок определения норматива потребления, тарифа и порядок установления отопительного периода не идентичны. Формула определения платы за отопление включает в себя множитель - норматив, то есть усредненный показатель, что не позволяет для произвольного применения к порядку определения отопительного периода положений закона, регулирующих установление норматива и тарифа. Противное приведет к необоснованному увеличению платы за теплоснабжение.

Согласно п. 5 вышеназванных Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.

Указанное свидетельствует, что отопительный период может быть начат ранее такого периода (теоретически - в любое время, в которое среднесуточная температура наружного воздуха ниже + 8). Право начать отопительный период имеется круглогодично, а вот обязанность начать такой период возникает в день, следующий за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого среднесуточная температура была ниже +8. Исполнитель коммунальных услуг начинает отопительный период (то есть подает горячую воду в систему отопления управляемых многоквартирных домов) в срок, установленный уполномоченным органом.

Таким образом, отопительный период - величина не постоянная, зависит как от объективных, так и от субъективных факторов.

Принимая во внимание то, что законодательно не установлены точные критерии, регулирующие продолжительность отопительного периода в его количественном выражении, то расширительное толкование п. 18 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и применение этих положений к способу оплаты услуги по отоплению (определению продолжительности отопительного периода), недопустимо.

При этом способе оплаты на истца не может быть возложена обязанность по оплате услуги за время, выходящее за рамки отопительного периода.     

При способе оплаты - в течение календарного года размер платы за отопление устанавливается в ином порядке, который предусматривает оплату услуги равными частями в течение года. В этом случае услуга за отопление оплачивается, в том числе, за период, в котором она не предоставляется, что прямо предусмотрено действующим законом.

Суд считает, что в данном случае, разъяснение Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.11.2015г. № 38988-ОГ/04, на что ссылается ответчик, не применимо к спорным правоотношениям, поскольку оно противоречит вышеперечисленным нормам права и устанавливает иной способ оплаты за отопление, чем предусмотрен действующим законодательством, что недопустимо.

Таким образом, суд пришел к выводу, что ответчик незаконно предъявил к оплате счет за коммунальные услуги по отоплению, начислив плату за сентябрь 2018 года как за полный месяц, то есть без учета распоряжения администрации МО «Виноградовский муниципальный район».

Учитывая вышеизложенное, требование истца о перерасчете платы за теплоснабжение с учетом постановлений и распоряжений администрации МО «Виноградовский муниципальный район» о начале и об окончании отопительного сезона подлежит удовлетворению.

Истец просит суд обязать ответчика до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет платы за отопление с учетом даты времени начала и окончания отопительных периодов.

В соответствии со 3 ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Действия ответчика по начислению платы за отопление от норматива потребления в полном объеме, нарушает право истца, а так же создает реальную угрозу нарушения их права в будущем.

Исходя из изложенного, суд считает необходимым обязать ООО «Градиант» до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги осуществлять расчет с учетом даты времени начала и окончания отопительных периодов.

В силу взаимосвязанных положений ч. 1 ст. 56, ч. 1 ст. 88, ст. 94 и 98 ГПК РФ возмещение судебных расходов, в том числе расходов на оплату услуг представителя, стороне может производиться только в том случае, если сторона докажет, что несение указанных расходов в действительности имело место.

Из соглашения об оказании юридических услуг и квитанции на сумму 2500 рублей, выданных адвокатом Волыхиным Е.А., следует, что расходы в указанной сумме были понесены истцом на оплату услуг по составлению иска и представления интересов истца в судебном заседании.

Несение истцом расходов было связано с целесообразным осуществлением правового требования и правовой защиты, в связи с чем, суд признаёт данные расходы истца необходимыми судебными расходами и считает возможным взыскать их с ответчика.

Доказательств, свидетельствующих о чрезмерности взысканных расходов, ответчик суду не представил.

Поэтому в пользу истца подлежат взысканию с ответчика судебные расходы в размере 2500 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, подлежит взысканию с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Секретарева А.Н. к обществу с ограниченной ответственностью «Градиант» удовлетворить.

Признать начисление обществом с ограниченной ответственностью «Градиант» платы за отопление жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без учета постановлений и распоряжения администрации МО «Виноградовский муниципальный район» о начале и об окончании отопительных периодов незаконным.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Градиант» произвести перерасчет платы за отопление жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, за сентябрь 2018 года с учетом распоряжения администрации МО «Виноградовский муниципальный район» от 20.09.2018 года № 668-р о начале отопительного периода с 21 сентября 2018 года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Градиант» до прекращения отношений по договору теплоснабжения или изменения объема предоставленной услуги, осуществлять расчет платы за отопление квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, с учетом даты времени начала и окончания отопительных периодов.

Взыскать с общество с ограниченной ответственностью «Градиант» в пользу Секретарева А.Н. судебные расходы в сумме 2500 рублей.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Градиант» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца с момента изготовления судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Виноградовский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено 23 апреля 2019 года.

Судья                                                                                                 А.И. Мой                                                                                                                                

2-126/2019

Категория:
Гражданские
Другие
Секретарев А.Н.
ООО "Градиант"
Телюкина Н.С.
Суд
Виноградовский районный суд Архангельской области
Дело на странице суда
vinogsud.arh.sudrf.ru
29.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.03.2019Передача материалов судье
03.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.04.2019Судебное заседание
23.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.04.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее