Решение по делу № 2а-8517/2018 от 16.08.2018

Дело № 2а-8517/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Якутск     14 сентября 2018 года

Якутский городской суд РС (Я) в составе председательствующего судьи Кочкиной А.А., при секретаре Кузьминой Л.П., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием технического средства аудиозаписи дело по административному иску Винокурова Александра Васильевича к Военному комиссариату города Якутска Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения,

установил:

Административный истец Винокуров А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что ____ 2018 года им была получена справка взамен военного билета формы от ____ 2018 год. Указанная справка была ему выдана как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Считает решение административного ответчика о выдаче справки взамен военного билета незаконным, поскольку он не уклонялся от прохождения военной службы, выдача справки нарушает его права, так как лишает его права быть принятым на государственную гражданскую службу. Просит признать недействительным решение административного ответчика от ____ 2018 года, обязать ответчика выдать военный билет.

В судебном заседании административный истец Винокуров А.В., представитель административного истца Оконешников С.П. требования поддержали, пояснили, что административный истец от прохождения воинской службы не уклонялся, с 2014 года не получал повестки о вызове на призывную комиссию, 27 лет ему исполнилось в 2015 году, а справка выдана в 2018 году. Считают, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права истца, просят административный иск удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Александрова А.Е. исковые требования не признала, пояснила, что в 2012 году истцу была предоставлена отсрочка по прохождению воинской службы на 6 месяцев, была вручена повестка о явке в 2013 году, однако истец не явился, таким образом, он уклонился от прохождения воинской службы. Кроме того, истец не известил военный комиссариат об изменении состава семьи – рождении второго ребенка, изменении места жительства и работы. Считает оспариваемое решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Системное толкование приведенного выше процессуального закона приводит к выводу, что для признания действий (бездействия), решений должностного лица незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие действий (бездействия), решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым действием (бездействием), решением прав законных интересов административного истца.

При этом решение вопроса о признании незаконным действия (бездействия) должностного лица имеет своей целью именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что, признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца обязательно должно содержать два элемента: признание незаконным решения, действия (бездействия) должностного лица и указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Винокуров А.В., ____ года рождения, с ____ 2005 года состоял на воинском учете в Военном комиссариате города Якутска РС(Я).

Решением призывной комиссии ГО «город Якутск» от ____ 2012 года №54 Винокурову А.В. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Оспариваемым решением призывной комиссии от ____ 2018 года Винокуров А.В. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислен в запас с указанием о том, что он годен к военной службе по категории «___».

____ 2018 Винокурову А.В. выдана справка взамен военного билета с отметкой о зачислении в запас, как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ.

Статьей 59 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

Правоотношения в области военной обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества в настоящее время урегулированы Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон N 53-ФЗ).

Воинская обязанность граждан Российской Федерации в силу статьи 1 названного Федерального закона предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.

Из содержания пункта 2 вышеуказанной статьи следует, что на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.

В силу статьи 25 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

В силу статьи 10 Закона N 53-ФЗ в целях обеспечения воинского учета, граждане обязаны, в том числе: состоять на воинском учете по месту жительства (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящие альтернативную гражданскую службу, - по месту их пребывания) в военном комиссариате; явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения, соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.

Схожие положения предусмотрены в пункте 50 Положения о воинском учете, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года N 719.

Согласно пункту 1 статьи 26 Закона N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

В соответствии со статьей 28 Закона N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 этого же Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (пункт 1.1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663.

В соответствии с пунктом 34 Положения о призыве на военную службу при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 01 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Данным Положением предусмотрено, что заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии. Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников.

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, Винокурову А.В. ____ 2012 года предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу на срок ___ месяцев, поскольку по результатам медицинского освидетельствования административный истец был признан временно негодным к военной службе по состоянию здоровья - категория "___". Какие-либо иные отсрочки от призыва на военную службу Винокурову А.В. не предоставлялись, что подтверждается материалами личного дела призывника и сторонами не оспаривается. При этом, истцу лично была вручена повестка о явке в отдел Военного комиссариата РС(Я) по г. Якутску на ____ 2013 года, что подтверждается его подписью в получении повестки ____ 2013 года.

Из пояснений административного истца и материалов дела также следует, что у административного истца Винокурова А.В. имеется двое несовершеннолетних детей: ФИО11, ____ года рождения, и ФИО12, ____ года рождения, с 2013 года по 2017 год административный истец проживал в ___

После окончания отсрочки от призыва на военную службу Винокуров А.В. в военный комиссариат не явился. При этом самостоятельно об изменении состава семьи, места жительства, в нарушение пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 53-ФЗ, в военный комиссариат не сообщил.

____ 2018 года Винокуров А.В. привлечен к административной ответственности по ст. 21.5 КоАП РФ за несообщение в течение 2 недель в военный комиссариат об изменении места работы, то есть за нарушение положений закона о воинской обязанности. Указанное постановление вступило в законную силу.

В материалах личного дела Винокурова А.В. отсутствуют материалы, которые бы свидетельствовали о наличии у него причин, предусмотренных пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 Федерального закона N 53-ФЗ, освобождающих его от призыва на военную службу в период с ____ 2013 года до рождения второго ребенка ____ 2014 года.

Таким образом, в материалах личного дела призывника отсутствуют данные, указывающие на наличие у административного истца законных оснований, предусмотренных вышеприведенными нормами Федерального закона N 53-ФЗ, для освобождения его от военной службы по призыву.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что призывная комиссия имела все основания, предусмотренные пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона N 53-ФЗ для принятия оспариваемого решения о зачислении в запас административного лица, как лица, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

По настоящему делу судом не установлено существования каких-либо иных данных, указывающих на то, что Винокуров А.В. не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами.

Доводы административного истца о бездействии органов воинского учета опровергаются представленными в материалы дела доказательствами, указывающими, что военным комиссариатом совершались действия, направленные на осуществление воинского призыва административного истца.

Доводы истца о неоповещении Винокурова А.В. судом отклоняются, поскольку не свидетельствуют об исполнении административным истцом требований статьи 10 Закона N 53-ФЗ. Так, Винокуров А.В., зная о том, что он подлежит призыву на военную службу, сведений об изменении состава семьи и фактического места жительства в военный комиссариат не сообщал, по повестке в призывную комиссию в ___ 2013 года не явился, тем самым воспрепятствовал проведению в отношении него мероприятий, связанных с призывом на военную службу.

Ссылки административного истца на позицию Верховного суда РФ, изложенные в определении от 08.06.2018, судом признаются необоснованными, поскольку в данном случае судом установлен факт нарушения административным истцом своих обязанностей, предусмотренных законодательством о воинской службе.

Доказательств, объективно подтверждающих наличие у Винокурова А.В. предусмотренных законом оснований для непрохождения военной службы в обозначенный период, административным истцом суду не предоставлено.

Принимая во внимание изложенное, учитывая все обстоятельства, вследствие которых Винокуров А.В. не прошел военную службу по призыву, в том числе, обстоятельства, связанные с невыполнением им обязанностей, установленных Федеральным законом N 53-ФЗ, оказавших влияние на возможность выполнения призывных мероприятий, суд полагает, что обжалуемое решение принято призывной комиссией в пределах компетенции, соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, оснований для признания заключения призывной комиссии незаконным не имеется.

При таких обстоятельствах, административный иск подлежит отказу в удовлетворении.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 178-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска Винокурова Александра Васильевича к Военному комиссариату города Якутска Республики Саха (Якутия) об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления в мотивированном виде.

Судья         А.А. Кочкина

2а-8517/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Винокуров А.В.
Винокуров Александр Васильевич
Ответчики
Военный комиссариат г.Якутска РС(Я)
Суд
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия)
Дело на странице суда
jakutsky.jak.sudrf.ru
16.08.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
16.08.2018[Адм.] Передача материалов судье
17.08.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2018[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
28.08.2018[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2018[Адм.] Судебное заседание
19.09.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2018Регистрация административного искового заявления
16.08.2018Передача материалов судье
17.08.2018Решение вопроса о принятии к производству
17.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2018Подготовка дела (собеседование)
28.08.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.09.2018Судебное заседание
19.09.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.09.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.04.2019Дело оформлено
25.04.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее