11RS0012-01-2020-000855-82 Дело № 2а-373/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года с. Объячево
Судья Прилузского районного суда Республики Коми Можегова Т.В., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению администрации Муниципального района «Прилузский» к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Истомину В.О. об уменьшении исполнительского сбора,
установил:
Администрация МР «Прилузский» обратилась в суд к судебному приставу-исполнителю ОСП по Прилузскому району УФССП по Республике Коми Истомину В.О. с иском об уменьшении исполнительского сбора. Заявленные требования мотивированы тем, что вступившим в законную силу решением суда АМР «Прилузский» обязана обеспечить безопасные условия эксплуатации дорожно-уличной сети на территории района. В отношении должника возбуждено исполнительное производство №-ИП, в рамках которого 09.10.2020 постановлением судебного пристава-исполнителя с должника взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 рублей. Между тем, не исполнение решения суда в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, обусловлено обстоятельствами, не зависящими от должника и носящими исключительный характер (отсутствие в бюджете денежных средств на указанные цели); в связи с чем административный истец обратился в суд с настоящим иском, в котором просит уменьшить сумму взыскиваемого исполнительского сбора на основании п. 7 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве».
В порядке подготовки дела к судебному разбирательству, судом к участию в деле в качестве административного соответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица – прокурор Прилузского района.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствует, направлено заявление о рассмотрении административного дела в его отсутствие в порядке упрощенного (письменного) производства.
Административный ответчик, представитель административного ответчика в суде не присутствуют, о месте и времени заседания извещались надлежаще. Согласно представленного суду письменного отзыва, в удовлетворении заявленных требований просили отказать по основаниям, в нем изложенным.
Заинтересованное лицо в суд также не явился, о месте и времени заседания извещался надлежаще, оставив решение на усмотрение суда.
В силу ч. 7 ст. 150 КАС РФ, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным (ч. 1 ст. 291 КАС).
Отсюда, суд считает возможным рассмотреть дело по представленным письменным доказательствам, в порядке упрощенного производства, по правилам ст. 292 КАС РФ.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, обозрев материалы гражданского дела № 2-95/2019, исполнительное производство №-ИП, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2); защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства (статья 2). Из названных положений во взаимосвязи со статьями 1 (часть 1), 15 (часть 2), 17 (часть 3), 18, 52, 53, 55, 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 118 Конституции Российской Федерации следует, что защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, которым предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий определены Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Установлено, что решением Прилузского районного суда от 21 марта 2019 года администрация МР «Прилузский» обязана обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры путем заключения договора со специализированной организацией и направления результатов проведенной оценки уязвимости в Федеральное дорожное агентство для рассмотрения и принятия решения об утверждении в срок не позднее 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: - мост через р. Беберка на км 0+600 м автомобильной дороги Летка - М. Беберка (реестровый номер №); - мост через р. Летка на км 0+050 м автомобильной дороги Летка-Аэропорт (реестровый номер №); - мост через р. Волосница на км 0+200 м автомобильной дороги Летка - Прислон (реестровый номер №); - мост через р. Чекша на км 2+160 м автомобильной дороги Ношуль - Орысь (реестровый номер №); - мост через р. Поруб на км 10+370 м автомобильной дороги Спаспоруб - Поруб (реестровый номер №); - мост через р. Поруб на км 12+463 м автомобильной дороги Спаспоруб - Поруб (реестровый номер №); - мост через р. Ваймес на км 9+500 м автомобильной дороги Ношуль - Лихачевка - Оньмесь (реестровый номер №). Обязать администрацию муниципального образования муниципального района «Прилузский» разработать планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры: - мост через р. Беберка на км 0+600 м автомобильной дороги Летка - М. Беберка (реестровый номер №); - мост через р. Летка на км 0+050 м автомобильной дороги Летка-Аэропорт (реестровый номер №); - мост через р. Волосница на км 0+200 м автомобильной дороги Летка - Прислон (реестровый номер №); - мост через р. Чекша на км 2+160 м автомобильной дороги Ношуль - Орысь (реестровый номер №); - мост через р. Поруб на км 10+370 м автомобильной дороги Спаспоруб - Поруб (реестровый номер №); - мост через р. Поруб на км 12+463 м автомобильной дороги Спаспоруб - Поруб (реестровый номер №); - мост через р. Ваймес на км 9+500 м автомобильной дороги Ношуль – Лихачевка - Оньмесь (реестровый номер №) на основании результатов проведенной оценки уязвимости и направить их на утверждение в Федеральное дорожное агентство в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение суда вступило в законную силу 23.04.2019, исполнительный лист направлен взыскателю.
22 октября 2019 года, при получении исполнительного листа № 2-95/2019 от 24.04.2019, выданного Прилузским районным судом Республики Коми, судебным приставом-исполнителем ОСП по Прилузскому району УФССП России по Республике Коми возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении должника АМР «Прилузский».
Пунктом 11 ст. 30 Закона предусмотрено, что если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (п. 12 ст. 30 Закона).
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» в п. 2 постановления о возбуждении исполнительного производства от 22.10.2019 должнику предложено в пятидневный срок с момента получения должником копии настоящего постановления добровольно исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования.
В пункте 3 указанного постановления, судебный пристав-исполнитель предупредил должника о том, что в случае неисполнения требований, содержащихся в исполнительном документе в срок, предоставленный для добровольного исполнения, и непредставления доказательств невозможности исполнения требований вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, с должника будет взыскан исполнительский сбор.
Копия настоящего постановления была получена должником, между тем, каких-либо доказательств того, что исполнительный документ был исполнен в указанный срок, судебному приставу – исполнителю должником представлено не было, как не представлено и доказательств того, что исполнение требований невозможно вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств.
В этой связи, поскольку в установленный срок требование судебного пристава-исполнителя должником не исполнено, 09 октября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Прилузскому району вынесено постановление о взыскании с должника - администрации МР «Прилузский» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Отсюда, оценивая правовые позиции сторон, изложенные в административном иске и отзыве на него, суд руководствуется следующим.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ст. ст. 218, 360 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52-54, 55 Конституции Российской Федерации).
Как разъяснено в п. 74 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что для приобретения жилого помещения заинтересованным лицам административному истцу требуются денежные средства, которые в бюджете муниципального района отсутствуют в виду того, что бюджет района дефицитный.
Между тем, действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов вправе формировать, утверждать и исполнять бюджет, осуществлять контроль за исполнением бюджета (подпункт 1 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, у суда нет оснований полагать, что отсутствие в бюджете района денежных средств на проведение указанных мероприятий освобождало должника от решения вопросов местного значения, отнесенных к его компетенции в силу закона.
Следовательно, суд приходит к выводу, что администрация МР «Прилузский» должна была действовать с необходимой степенью заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения обязательств, в т.ч. и в части определения расходов на проведение мероприятий в области ЖКХ при составлении бюджета муниципального района «Прилузский» на 2019-2020 годы.
В то же время, исходя из установленных обстоятельств дела и приведенных представителем административного истца доводов, в данном случае суд приходит к выводу о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность должника.
В частности, из системного толкования положений ст. 112 Закона «Об исполнительном производстве» следует, что законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Так, установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - во всяком случае должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
В силу присущего административному судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по административным делам обусловливается поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности процесса (статья 123, часть 3, Конституции Российской Федерации), стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
В обоснование позиции по спору, должником представлено в суд письмо Управления финансов АМР «Прилузский» от 14.10.2020 №, согласно которого решением Совета МР «Прилузский» от 06.12.2019 № V-40/5 «О бюджете муниципального образования муниципальный район «Прилузский» на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов» бюджет района сбалансирован по источникам финансирования, при этом на 2020 г. дефицит бюджета составляет 74,7 млн. рублей, при этом у АМР «Прилузский» сохраняются долговые обязательства пои ранее привлеченным бюджетным кредита, в связи с чем не имеется возможности принять в 2020 году дополнительные обязательства по вновь принимаемым расходам.
При этом суд учитывает, что в рамках исполнения решения суда от 21.03.2019 (дело № 2-95/2019) АМР «Прилузский» проводит определенную работу: заключен муниципальный контракт №.
Отсюда, принимая во внимание обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, степень вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, его имущественное положение, суд счел возможным снижение размера подлежащего взысканию исполнительского сбора на одну четверть, в связи с чем размер исполнительского сбора, подлежащий уплате АМР «Прилузский» по постановлению судебного пристав-исполнителя от 09.10.2020 составит 37 500 рублей.
В соответствии с п. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Отсюда, руководствуясь ст.ст. 175-180, 292-294 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление администрации Муниципального района «Прилузский» к судебному приставу-исполнителю Отдела судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми Истомину Владимиру Олеговичу, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми об уменьшении исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить исполнительский сбор, подлежащий взысканию с администрации Муниципального района «Прилузский» по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 09 октября 2020 года № на одну четверть от размера, установленного постановлением, т.е. до 37 500 (тридцати семи тысяч пятисот) рублей.
Решение суда об уменьшении исполнительского сбора, взыскиваемого по постановлению судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Прилузскому району Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Коми от 09 октября 2020 года №, обратить к немедленному исполнению.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии настоящего решения.
Судебный акт может быть обжалован в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что были исчерпаны иные установленные КАС РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий