Председательствующий по делу № дела в суде первой инстанции
Судья Затеева Т.В. 2-72/2023
УИД 75RS0№-39
Дело №
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Казакевич Ю.А.
судей краевого суда Погореловой Е.А.
Чайкиной Е.В.
при секретаре Бутиной Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 20 июня 2023 года гражданское дело по иску прокурора Тунгокоченского района в защиту интересов Анфилофьевой О. П. к МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», администрации муниципального района «Тунгокоченский район», Комитету образования администрации МР «Тунгокоченский район» и Министерству образования и науки Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немовой Е.А.
на решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 18 апреля 2023 года, которым постановлено:
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: №) в пользу Анфилофьевой О. П. (ИНН: №) недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории за период с 01 марта 2022 г. по 31 декабря 2022 г. в сумме 16.225 (шестнадцать тысяч двести двадцать пять) рублей.
Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: №) и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН: №) произвести Анфилофьевой О. П. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г.
Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: №) в дальнейшем производить Анфильфьевой О. П. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г.
Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» (ОГРН: №) профинансировать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначсиленной и невыплаченной заработной платы Анфилофьевой О.П., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края.
Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края (ОГРН: №) профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» Анфилофьевой О. П. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 16225руб., в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 649 (шесть сорок девять) рублей.
Заслушав доклад судьи Чайкиной Е.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Тунгокоченского района в защиту интересов Анфилофьевой О.П. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Анфилофьева О.П. на основании приказа № от 01.08.2002 принята в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» на должность учителя.
При начислении заработной платы выплаты стимулирующего характера, в частности надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет определяются из расчета ставки 18 часов, а не фактической нагрузки, установленной в учебном году.
Установленный таким образом размер заработной платы нарушает её трудовые права и не соответствует трудовому законодательству.
Просила суд взыскать с МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в пользу Анфилофьевой О.П. недоначисленную и невыплаченную заработную плату в части стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории за период с 01 декабря 2021 г. по 31 декабря 2022 г. в сумме 22117,85 руб. Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» и Комитет образования администрации муниципального района «Тунгокоченский район» произвести Анфилофьевой О.П. перерасчет и выплатить задолженность по недоначисленной и невыплаченной сумме за период отпуска в 2021-2022 г. Обязать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в дальнейшем производить Анфилофьевой О.П. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г. Обязать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» профинансировать МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» денежными средствами для выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы Анфилофьевой О.П., в случае их недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах субвенций, выделенных на эти цели из бюджета Забайкальского края. Обязать Министерство образования и науки Забайкальского края профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» на указанные цели (л.д. №).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. №
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства образования и науки Забайкальского края Немова Е.А. просит решение суда в части возложения на Министерство обязанности профинансировать администрацию МР «Тунгокоченский район» на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу, возложения на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» обязанности в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки отменить, в части возложения на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» обязанности в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 01.01.2023 года изменить, возложить на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» обязанность производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки с момента вступления решения суда в законную силу.
Полагает, что на Министерство судом не может быть возложена обязанность профинансировать администрацию муниципального района на выплаты недоначисленной и невыплаченной заработной платы истцу.
В силу п.п. 2.3.1 Положения об оплате труда работников стимулирующие выплаты устанавливаются с целью повышения мотивации работникам учреждения качественному результату, а также поощрения за выполненную работу.
Согласно п.п.2.3.2 Положения выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с федеральным законодательством, Постановлением Правительства РФ, Законами Забайкальского края, постановлениями Правительства ЗК, постановлением администрации МР «Тунгокоченский район».
Указывает, что если учитель работает более чем на одну ставку, трудовой договор не заключается, как совместительством это не оформляется, а педагогическая работа, которую он выполняет, сверх 18 часов, оплачивается на условиях почасовой оплаты, но не более 300 часов в год.
Не допускается работа более чем на 1,5 ставки. Министерство не финансирует непосредственно школы края.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса РФ в случае, если в муниципальном образовании превышены нормативы, используемые в методиках расчета соответствующих субвенций, финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения указанных расходных обязательств муниципального образования осуществляется за счет собственных средств и источников финансирования дефицита местного бюджета. Министерство не занимается начислением заработной платы педагогическим работникам, МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» и администрация МР «Тунгокоченского района» Забайкальского края вправе своими правовыми актами улучшить положение работника в спорном вопросе, в данном случае, начислив стимулирующие выплаты.
Кроме того, в резолютивной части решения на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» возложена обязанность в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности, однако наличие права истца на выплату стимулирующих выплат за соответствие занимаемой должности не было предметом иска и рассмотрения суда, каких-либо уточнений исковых требований в адрес Министерства не поступало.
Также полагает, что обязанность совершить должником определенные действия может быть возложена с учетом наличия документального подтверждения сведений о ее начислении и не выплате только с момента вступления в законную силу судебного решения (л.д. №
В суд апелляционной инстанции стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении слушания дела не просили.
На основании ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения прокурора прокуратуры Забайкальского края Казанцевой Л.И., полагавшей решение суда подлежащим частичной отмене, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Анфилофьева О.П. работает в МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» учителем (л.д.№).
Надбавки за квалификационную категорию и выслугу лет начисляются истцу из расчета ставки 18 часов, а не из фактической нагрузки, установленной в учебном году, которая в 2021-2022 учебном году составила 28 часов. Считая свои трудовые права нарушенными, истец обратилась с иском в суд.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что надбавки за выслугу лет и квалификационную категорию начисляются и выплачиваются образовательным учреждением в порядке, противоречащем действующему законодательству, указанное лишает работников, работающих свыше нормы часов рабочего времени, права на получение выплат стимулирующего характера с учетом их фактической нагрузки.
Учитывая, что начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории производится от оклада за ставку 18 часов, а не от фактического объема учебной нагрузки, суд возложил обязанность на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» производить начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и наличие квалификационной категории от фактического объема учебной нагрузки.
Поскольку финансирование расходов, связанных с оплатой труда педагогических работников, осуществляется за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам, суд возложил обязанность на Министерство образования и науки Забайкальского края выделить из бюджета Забайкальского края денежные средства в виде субвенций в бюджет муниципального района «Тунгокоченский район», а на администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» - обязанность по финансированию МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» для выплаты невыплаченной истцу заработной платы, в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 2 приведенной нормы в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Представитель ответчика – Министерства образования и науки Забайкальского края Немова Е.А. обжалует решение суда в части возложения на Министерство образования и науки Забайкальского края обязанности профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами на выплату недоначисленной и невыплаченной заработной платы Анфилофьевой О.П. в случае недостаточности у образовательного учреждения, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций, возложения на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» обязанности в дальнейшем производить начисление стимулирующих выплат за соответствие занимаемой должности, за выслугу лет от фактического объема учебной нагрузки.
Решение суда первой инстанции проверяется судебной коллегией в указанной в апелляционной жалобе части.
Возлагая на Министерство образования и науки Забайкальского края, как на главного распорядителя бюджетных средств приведенную обязанность, суд первой инстанции исходил из того, что финансирование на оплату труда учителей производится Министерством за счет субвенции краевого бюджета.
Между тем оснований для возложения такой обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края не имеется в связи со следующим.
Министерство образования и науки Забайкальского края в сфере образования обеспечивает государственные гарантии реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечивает дополнительное образование детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми Правительством Забайкальского края (пункт 12.3.2 Положения о Министерстве образования и науки Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 16 мая 2017 г. №192).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Частями 1-3 статьи 99 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому уровню образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, федеральных государственных требований (при их наличии), типа образовательной организации, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся), за исключением образовательной деятельности, осуществляемой в соответствии с образовательными стандартами, в расчете на одного обучающегося, если иное не установлено настоящей статьей.
Нормативные затраты на оказание государственных или муниципальных услуг в сфере образования включают в себя затраты на оплату труда педагогических работников с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников за выполняемую ими учебную (преподавательскую) работу и другую работу, определяемого в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Расходы на оплату труда педагогических работников муниципальных общеобразовательных организаций, включаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в нормативы, определяемые в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации, на территории которого расположены такие общеобразовательные организации.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции, как и в суде апелляционной инстанции фактов ненадлежащего финансирования из бюджета Забайкальского края в бюджет муниципального образования «Тунгокоченский район» установлено не было.
Правовых оснований для возложения субсидиарной ответственности по обязательствам образовательной организации на Министерство не имеется.
Не усматривается такая обязанность из Устава МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ», муниципального района «Тунгокоченский район».
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения в части возложения на Министерство образования и науки Забайкальского края обязанности профинансировать денежными средствами администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» с принятием в указанной части нового решения об отказе в удовлетворении данных требований.
То-же решение суда не может быть признано законным в части возложения обязанностей на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в дальнейшем производить Анфильфьевой О.П. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г.
В силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации судом осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Из содержания статьи 12 указанного Кодекса и вышеприведенной нормы следует, что защите подлежит нарушенное право, а не предполагаемое нарушение.
Выбранный истцом способ защиты восстановления нарушенного права направлен на будущее время при отсутствии оснований полагать, что ответчиком - работодателем будут нарушены трудовые права истца при начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки.
В силу изложенного решение подлежит отмене в приведенной выше части, с принятием нового решения об отказе в иске.
В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Тунгокоченского районного суда Забайкальского края от 18 апреля 2023 года в части возложения на МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» (ОГРН: 1027500783276) обязанности в дальнейшем производить Анфилофьевой О. П. начисление стимулирующих выплат за выслугу лет и соответствие занимаемой должности от фактического объема учебной нагрузки, начиная с 1 января 2023 г. и возложения обязанности на Министерство образования и науки Забайкальского края (ОГРН: 1087536008306) профинансировать администрацию муниципального района «Тунгокоченский район» денежными средствами для выплаты ответчиком МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» Анфилофьевой О. П. недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 16225руб., в случае их недостаточности у МБОУ «Вершино-Дарасунская СОШ» в установленном порядке, за счет и в пределах выделенных на эти цели субвенций, отменить.
Принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении данных требований.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Апелляционное определение вступило в законную силу и может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, в течение 3-х месяцев с даты вынесения настоящего апелляционного определения, путем подачи кассационной жалобы в Тунгокоченский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий Казакевич Ю.А.
Судьи Погорелова Е.А.
Чайкина Е.В.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено – <Дата>.