Дело № 2а-704/2021
УИД 33RS0018-01-2021-001283-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 ноября 2021 года город Судогда
Судогодский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего Куприянова А.В.,
при секретаре Денькове А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Судогодского района Устюковой О.С.,
представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район», а также представителя заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» на основании доверенностей Дубровного О.В.,
представителя заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району Игнатьева Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Судогодского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения,
у с т а н о в и л:
18.10.2021 прокурор Судогодского района Владимирской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.35 КАС РФ обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Судогодский район» о возложении обязанности в срок до 01.02.2022 привести автомобильную дорогу: «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» Судогодского района Владимирской области (от автодороги «Владимир-Улыбышево-Коняево» до деревни Нижняя Занинка) в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 путем организации ремонта дорожного полотна, с признанием предшествующего бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в нарушение требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на указанном участке автодороги имеются ямы и просадки, которые затрудняют движение автотранспортных средств; неоднократные обращения жителей деревни Нижняя Занинка о приведении дорожного полотна дороги в соответствии с установленными требованиями оставлены административным ответчиком без удовлетворения.
В судебном заседании старший помощник прокурора Судогодского района Устюкова О.С. поддержала исковые требования и настаивала на их удовлетворении по вышеуказанным доводам; дополнительно указав, что движение по данному участку автодороги большегрузных транспортных средств, что приводит к просадкам в дорожном полотне, не является основанием для нарушения требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, поскольку данное обстоятельство сопряжено с обеспечением безопасности участников дорожного движения.
Обращает внимание, что с учетом характера передвижения транспортных средств, их массы, административный ответчик не лишен возможности обеспечить участок дороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» Судогодского района иным твердым покрытием, исключающим возможность постоянных просадок с образованием ям.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район», а также представитель заинтересованного лица Муниципального казенного учреждения Судогодского района «Управление архитектуры и строительства» на основании доверенностей Дубровный О.В. исковые требования прокурора признал в части необходимости проведения ремонта указанного участка автодороги, при этом просил определить срок проведения ремонта до 01.07.2022.
В части признания незаконным бездействия администрации муниципального образования «Судогодский район» по своевременному непринятию мер, связанных с ремонтом автодороги, просил прокурору отказать; указав, что только в 2021 году для ремонта дорожного покрытия вблизи нефтебазы, являющегося частью автодороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка», администрация района закупила 200 т щебня и засыпала им выбоины и ямы. Однако, из-за постоянного движения большегрузных автомашин с топливом щебеночное покрытие дает просадки, что затрудняет движение легкого транспорта жителей деревни Нижняя Занинка.
Обращает внимание, что бюджет муниципального образования «Судогодский район» не позволяет сделать качественное асфальтовое покрытие на данном участке дороги.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району Игнатьев Д.А. поддержал исковые требования прокурора о необходимости проведения ремонта дорожного покрытия автодороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» Судогодского района вблизи нефтебазы, просил продлить срок для исполнения судебного решения до схода снежного покрова и окончания весеннего паводка.
Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав представленные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.4 ст.6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района;
ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий.
Статьей 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 08.11.2007 установлено, что под автомобильной дорогой понимается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элемент»: (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Частью 1 ст.5 Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ установлено, что автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги, федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (части 2-3 ст.5 Закона № 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района (ч.10 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В силу пунктов 6, 11 ч.1 ст.13 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.17 и ч.1 ст.18 Федерального Закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.
В соответствии с ч.1 ст.34 Федерального Закона № 257-ФЗ о г 08.11.2007 дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих, органов исполнительной власти.
В соответствии с ч.1 ст.37 указанного выше Федерального закона № 131 -ФЗ местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п.5 ст.6 Устава муниципального образования «Судогодский район», утвержденного решением Совета народных депутатов Судогодского района от 10.09.2019 № 67/58, к вопросам местного значения муниципального образования «Судогодский район» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных, дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Судогодского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Судогодского района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.7 ч.1 ст.34 Устава к полномочиям администрации муниципального образования «Судогодский район» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах Судогодского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населённых пунктов в границах района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов устанавливает ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы».
Требования ГОСТ Р 50597-201.7 являются обязательными, поскольку направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
В силу п.5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 проезжая часть дорог и улиц, тротуары, пешеходные и велосипедные дорожки, посадочные площадки остановочных пунктов, разделительные полосы и обочины должны быть без посторонних предметов, в том числе предметов, не относящихся к элементам обустройства (массивные предметы по 4.4 и т.п.), за исключением рекламных конструкций и наружной рекламы, размещенных на улицах населенных пунктов.
В соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, коней и иных повреждений (таблица А.,1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
Согласно п.4.4 ГОСТ Р 50597-2017 до устранения дефектов покрытия проезжей части, препятствующих проезду транспортных, средств (изменяющих траекторию и скорость движения), таких как отдельные выбоины, просадки или проломы, колея, выступы или углубления в зоне деформационных швов, превышающие установленные настоящим стандартом размеры, отсутствие (разрушение) крышки люка смотрового колодца, решетки дождеприемника, а также массивных предметов на проезжей части (упавшие деревья и конструкции и др.) и необработанных мест выпотевания вяжущего, участок дороги или улицы должен быть обозначен соответствующими дорожными знаками и при необходимости огражден (в т.ч. временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758) в течение двух часов с момента обнаружения.
Таблицей 3 ГОСТ Р 50597-2017 предусмотрены предельные размеры отдельных просадок, выбоин, которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В соответствии с разделом 4.1 «Методические рекомендации по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», утвержденных письмом Минтранса РФ от 17.03.2004 № ОС-28/1270-ис 4.1.2. под трещинами понимается наиболее частые деформации покрытий дорог с нежесткими дорожными одеждами. Они провоцируют возникновение вторичных серповидных трещин и последующее появление выбоин. Сквозные трещины (преимущественно температурные) со временем все больше раскрываются и способствуют снижению прочности дорожной конструкции.
Просадка покрытия - плавная вертикальная просадка без образования трещин, как результат деформаций уплотнения грунтов земляного полотна и материалов конструктивных слоев дорожных одежд.
Выбоины - локальные разрушения поверхности покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями. Являются следствием образования и развития сетки трещин, действия шины с шипами, нарушения технологии производства работ, недостаточной прочности покрытия.
Проломы - разрушения дорожной одежды на всю толщину на отдельных участках разной площади, растрескивание покрытия на отдельные блоки с просадкой их части в результате резкого снижения прочности земляного полотна, недостаточной прочности дорожной одежды, воздействия ненормативной нагрузки.
Согласно выписки из Реестра муниципальной собственности автодорога «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» имеет реестровый номер ... площадь ... м2 и находится в собственности муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области (л.д.30).
Указанная дорога имеет идентификационный ..., протяженность ... м и относится к ... категории дорог общего пользования местного значения (л.д.38-42).
Представленными материалами дела подтверждено, что жители деревни Ванеевка Судогодского района Владимирской области, в том числе гр-н К, неоднократно (23.07.2021 (л.д.21-24), 24.09.2020 (л.д.13-20), 24.07.2020 (л.д.56-58), 10.08.2020 (л.д.71), 30.05.2021 (л.д.109-115)), обращались в администрацию муниципального образования «Судогодский район», прокуратуру Судогодского района и Владимирской области, органы ГИБДД по вопросу ненадлежащего состояния дорожного покрытия автомобильной дороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка».
Ненадлежащее состояние указанной автодороги объективно подтверждено актами прокурорских проверок от 22.10.2020 (л.д.87-96), от 14.06.2021 (л.д.31-35), проверки ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району (л.д.66-70), а также актом выявленных недостатков от 11.11.2021.
Из последнего следует, что на участках автомобильной дороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка»: 1) ... м – имеются следующие недостатки (дефекты) в эксплуатационном состоянии в виде отдельных повреждений (просадок) на участках:
длиной ... см., площадью ... м2, глубиной ... см.;
длиной ... см., площадью ... м2, глубиной ... см.;
длиной ... см., площадью ... м2 ;
длиной ... см., площадью ... м2, глубиной ....;
длиной ... см., площадью ... м2,глубиной ... см.;
длиной ..., площадью ... м2;
длиной ... см., площадью ... м2;
длиной ... см., площадью ... м2;
длиной ... см, площадью ... м2;
длиной ...., площадью ... м2,
дефекты проезжей части в виде сплошного разрушения дорожного покрытия на участке длиной ... см., площадью ... м2.
Выявленные повреждения объективно свидетельствуют о несоответствии автомобильной дороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» требованиям п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Представления ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району от 04.08.2020 (л.д.64-65, 83-84), прокурора Судогодского района от 27.10.2020 (л.д.100-106) оставлены без фактического удовлетворения, что объективно следует из акта проверки от 11.11.2021.
Суд отвергает доводы представителя административного ответчика администрации муниципального образования «Судогодский район» Дубровного О.В. о том, что в 2021 году для поддержания указанной дороги в нормативном состоянии были произведены ремонтные работы с использованием 200 т щебенки, поскольку, как показал акт проверки от 11.11.2021, избранный способ ремонта не соответствует эксплуатационному характеру данной дороги.
Доводы административного ответчика о том, что ямы и просадки на данной автодороге возникают из-за активного движения тяжеловесных нефте-, бензовозов, дотационности бюджета из устраняют обязанности администрации содержать данную дорогу в надлежащем состоянии для обеспечения безопасности дорожного движения.
Бездействие администрации муниципального образования, выразившееся в непринятии мер, направленных на приведение в нормативное состояние автомобильной дороги «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка», способствует созданию аварийной обстановки на дороге и может повлечь нарушение прав граждан-участников дорожного движения по охране здоровья и имущества.
С учетом изложенного, суд признает исковые требования прокурора Судогодского района обоснованными и подлежащими удовлетворению как в части возложения обязанности привести указанную автодорогу в нормативное состояние, так и в части признания предшествующего бездействия незаконным, поскольку отдельные и безрезультативные мероприятия по ремонту данной дороги не способствовали приведению её в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017.
В силу ч.2 ст.178 КАС РФ при принятии решения суд решает, подлежит ли административный иск удовлетворению; при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.
Учитывая мотивированные возражения представителя административного ответчика о сроках проведения ремонта указанного участка автодороги в теплое время года, доводы представителя заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России по Судогодскому району о целесообразности проведения ремонтных работ после схода снежного покрова и окончания весеннего паводка; а также баланс интересов сторон, суд считает возможным установить срок для исполнения решения до 01.05.2022.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 173-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
административные исковые требования прокурора Судогодского района, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области об устранении нарушений законодательства о безопасности дорожного движения удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Судогодский район», выразившееся в непринятии мер по приведению автомобильной дороги: «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» Судогодского района Владимирской области (от автодороги «Владимир-Улыбышево-Коняево» до деревни Нижняя Занинка) в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Обязать администрацию муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области в срок до 01.05.2022 привести автомобильную дорогу: «Деревня Ванеевка – деревня Нижняя Занинка» Судогодского района Владимирской области (от автодороги «Владимир-Улыбышево-Коняево» до деревни Нижняя Занинка) в соответствии с требованиями п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 путем организации ремонта дорожного полотна.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме во Владимирский областной суд путем представления апелляционной жалобы в Судогодский районный суд Владимирской области.
Председательствующий А.В.Куприянов
Решение в окончательной форме изготовлено 26.11.2021.