Решение по делу № 33-17420/2023 от 18.10.2023

Судья Чернева Н.С.                           Дело № 33-17420/2023 (2инстанция)

                             Дело № 2-2938/2023 (1 инстанция)

УИД 52RS0003-01-2023-001967-29

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е        О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Нижний Новгород                                                                21 ноября 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Кузиной Т.А., судей Леонтенковой Е.А., Соколова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Самойловой А.И.

с участием истца Гонтаря Ю.П., представителя ответчика Кушнарева В.В. по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузиной Т.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе ГЮП

на решение Ленинского районного суда города Нижнего Новгорода от 23 августа 2023 года

по иску ГЮП к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании незаконным действий (бездействия),

У С Т А Н О В И Л А:

Гонтарь Ю.П. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании незаконными действий (бездействия), указав, что 22 марта 2023 года получил пенсию в меньшем размере, чем получал ранее. С целью получения информации о размере полученной пенсии обратился к ответчику с письменным заявлением. Письмом ответчика от 21 апреля 2023 года [номер]л сообщено, что с марта 2023 года выплата страховой пенсии по старости ему производится как работающему пенсионеру без учета индексации, ранее выплата пенсии производилась с учетом индексации, как неработающему пенсионеру, в связи с несвоевременной сдачей отчетности страхователем ООО «Предприятие «Радар». После получения пенсионным органом отчетности от страхователя, в которой отражены сведения о работе истца, размер пенсии приведен в соответствие.

Не согласившись с действиями пенсионного органа, которые повлекли уменьшение размера получаемой пенсии, ссылаясь на получение пенсии в размере ниже установленного прожиточного минимума, необоснованность выплаты пенсии без учета индексации, а также наличие в распоряжении ответчика информации о месте его работы, истец просил признать незаконными действия и бездействия Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области.

Определением Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 15 июня 2023 года, на основании статьи 16.1 КАС РФ суд перешел к рассмотрению административного иска Гонтаря Ю.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании незаконными действий и бездействия в порядке гражданского судопроизводства.

К участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечены общество с ограниченной ответственностью «Радар», а также прокуратура Ленинского района г. Нижнего Новгорода.

В судебном заседании первой инстанции истец исковые требования поддержал; представитель ответчика Кушнарев В.В. возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

В судебное заседание суда первой инстанции иные лица, участвующие в деле не явились, извещены.

Решением Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 23 августа 2023 в удовлетворении исковых требований Гонтарю Ю.П. отказано.

В апелляционной жалобе истец просит об отмене решения как незаконного и необоснованного, указывая, что размер получаемой с марта 2023 года пенсии ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Нижегородской области № 1080 от 16.12.2022 года, основываясь на доводах заявленного иска считает, что суд неправомерно перешел к рассмотрению административного дела по правилам гражданского судопроизводства; обращает внимание на то, что ответчиком нарушены сроки рассмотрения его обращения, установленные Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации».

Ответчиком поданы возражения на апелляционную жалобу.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал; представитель ответчика Кушнарев В.В. просил решение суда оставить без изменения.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом. В соответствии со ст. ст. 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что с 24 октября 2017 года Гонтарь Ю.П. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В марте 2023 года истец получил пенсию в размере 8 991 рубль 01 копейка, что оказалось меньше размера пенсии, получаемой ранее.

С целью получения разъяснений об установленном размере пенсии истец 27 марта 2023 года обратился в пенсионный орган с письменным заявлением, в котором просил дать пояснения о причине начисления пенсии в марте 2023 года ниже прожиточного минимума для него как пенсионера, а также возможности получения путевки в санаторий в связи с наличием заболевания.

30 марта 2023 года истцом в адрес ответчика направлено обращение, в котором он просил выслать в его адрес извещение о состоянии индивидуального лицевого счета, справку о размере пенсии и иных выплатах, получаемых в Фонде пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Ответчиком в адрес истца направлены ответы на письменные обращения [номер]л от 21 апреля 2023 года и [номер]л от 28 апреля 2023 года, в которых содержались разъяснения по существу заданных вопросов и возможных способах получения запрашиваемой информации.

Не согласившись с данными разъяснениями и действиями ответчика, истец обратился в суд с указанным иском.

Разрешая спор, суд первой инстанции, основываясь на положениях Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе индивидуального пенсионного страхования», Федерального закона от 17.07.1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», установив, что выплата страховой пенсии по старости производится Гонтарю Ю.П. в полном объеме, нарушения пенсионных прав истца со стороны ответчика отсутствуют, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Судебная коллегия, повторно оценив имеющиеся по делу доказательства, не находит оснований для отмены решения суда, а доводы апелляционной жалобы полагает подлежащими отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в иных случаях, установленных законом, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно части 3 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом.

Согласно нормам пункта 1 части 2, части 3 статьи 10 и части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, лицо, являющееся получателем страховой пенсии по старости, имеет право на повышение фиксированной выплаты к пенсии в случае нахождения на его иждивении детей, не достигших возраста 18 лет либо достигших возраста 18 лет и завершившие обучение по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, а также детей, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.

Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 указанного федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Частью 8 статьи 18 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                    400-ФЗ предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

В соответствии с частями 1, 3, 4 статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 2.2. статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, обязан представлять о каждом работающем у него застрахованном лице сведения.

Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 12.1 указанного Федерального закона федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

Исходя из положений пункта 12 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела,                Гонтарь Ю.П. обратился в суд с настоящим иском с целью обжалования действий (бездействия) ответчика и вытекают из несогласия с установленным пенсионным органом размером пенсии, а также выплатой пенсии в заниженном размере.

Согласно разъяснениям, содержащимся в части 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.

Так не подлежат рассмотрению по правилам Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дела, связанные с назначением и выплатой пенсий, реализацией гражданами социальных прав.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно перешел к рассмотрению административного иска Гонтаря Ю.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Нижегородской области о признании незаконными действий (бездействия), по правилам гражданского судопроизводства, а доводы апелляционной жалобы о неправомерности перехода судом первой инстанции к рассмотрению указанного гражданского дела в порядке гражданского судопроизводства отклоняются судебной коллегией ввиду неверного толкования истцом норм процессуального права.

Из материалов дела также следует, что с 24 октября 2017 года Гонтарь Ю.П. является получателем страховой пенсии по старости, назначенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно свидетельству о рождении [номер] на иждивении истца на момент установления страховой пенсии по старости находилась дочь, ГЕЮ, [дата] года рождения. На основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ              Гонтарю Ю.П. одновременно с назначением страховой пенсии была установлена фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом одного иждивенца (л.д.19).

В связи с достижением дочерью истца 02 января 2022 года возраста 18 лет, размер фиксированной выплаты пересчитан пенсионным органом без учета нахождения на иждивении пенсионера нетрудоспособного члена семьи, что повлекло уменьшение размера выплачиваемой пенсии с 01 февраля 2022 года (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера установленной пенсии). Документов, подтверждающих сохранение права на установление фиксированной выплаты в повышенном размере, истцом представлено не было. В ходе рассмотрения гражданского дела данный факт истцом не оспаривался.

С 01 февраля 2022 года размер пенсии истца составил 10 379 рублей 35 копеек, из них фиксированная выплата – 6564 рубля 31 копейка (до осуществления перерасчета – 8752 рубля 41 копейка), что подтверждается приведенным ответчиком расчетом (л.д.104-106).

Как следует из решения ОПФР по Нижегородской области от 10 марта 2023 года [номер] Гонтарю Ю.П. неправомерно произведена выплата (индексация) пенсии как неработающему пенсионеру в связи с несвоевременной сдачей работодателем ООО «Предприятие Радар» отчетности по форме СЗВ-М за период с марта по декабрь 2022 года (л.д.23).

Установлено, что Гонтарь Ю.П. является учредителем и генеральным директором ООО «Предприятие «Радар».

Страхователем ООО «Предприятие «Радар» несвоевременно представлены сведения о работе истца по форме СЗВ-М. Так, за период с марта 2022 года по ноябрь 2022 года отчетность предоставлена 08 января 2023 года, за январь 2023 года - 21 апреля 2023 года, за февраль 2023 года - 28 апреля 2023 года, за март 2023 года - 12 мая 2023 года. Кроме того, в форме СЗВ-М за февраль 2022 года, представленной работодателем своевременно, содержаться сведения о застрахованном лице Гонтаре Ю.П. (л.д.52-60).

В соответствии с положениями ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» работодатель обязан не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным периодом - месяцем, направить сведения по форме СЗВ-М на каждого работающего у него пенсионера.

В случае, если такие сведения не поступают или поступают с указанием на отсутствие факта работы пенсионера, пенсионер имеет право на получение пенсии с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.7 ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года     № 400-ФЗ суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Из вышеизложенного следует, что юридически пенсионер получает право на выплату ему страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер прекратил трудовую деятельность. Однако фактически выплата пенсии происходит лишь после осуществления указанной в статье 26.1 Федераль- ного закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ процедуры.

Из вышеизложенного следует, что, например, в случае неполучения в апреле сведений о работающем в марте пенсионере, пенсионный орган лишь в мае сможет вынести решение о выплате пенсии с учетом произведенной индексации, а фактически осуществить выплату сможет только в июне. Однако поскольку пенсионер получает право на получение индексированной пенсии в марте, то в июне происходит перерасчет, в результате которого пенсионеру выплачиваются суммы пенсии с индексацией за март, апрель, май и июнь соответственно.

В связи с тем, что сведения об осуществлении трудовой деятельности истцом в марте 2022 года в распоряжении пенсионного органа отсутствовали, то с 01 июня 2022 года ответчиком произведен перерасчет назначенной истцу пенсии с учетом индексации как неработающему пенсионеру с доплатой за период с 01 марта 2022 года по 31 мая 2022 года.

Поскольку сведения о застрахованных лицах СЗВ-М за март 2022 не были представлены страхователем своевременно, то работник Гонтарь Ю.Н. из категории «работающих» в автоматическом режиме перешел в категорию «неработающих» и, соответственно, пенсионным органом произведена индексация его пенсии в соответствии с положениями ст.26.1 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законо-дательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.

С целью приведения размера пенсии истца в соответствие с требованиями положений статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ и предотвращения дальнейшей ее переплаты истцу с марта 2023 года произведена выплата пенсии без учета индексации как неработающему пенсионеру в размере 8 991 рублей 01 копеек, что соответствует требованиям действующего законодательства.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии в действиях ответчика нарушений пенсионных прав истца и отклоняет доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неправильном толковании норм материального права.

Рассматривая доводы апелляционной жалобы о том, что размер получаемой истцом с марта 2023 года пенсии ниже величины прожиточного минимума, установленного постановлением Правительства Нижегородской области № 1080 от 16.12.2022 года «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения по основным социально-демографическим группам населения по Нижегородской области на 2023 год», судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации.

Пунктом 10 статьи 12.1 указанного закона предусмотрено, что федеральная социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Поскольку истец осуществляет трудовую деятельность в должности генерального директора ООО «Предприятие Радар», в период осуществления которой подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», оснований для назначения федеральной социальной доплаты к пенсии с целью доведения размера установленной пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера в Нижегородской области у пенсионного органа не имеется.

Ввиду вышеизложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия ответчика, выразившемся в выплате страховой пенсии по старости без установления федеральной социальной доплаты к пенсии в соответствии с нормами Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

Как следует из материалов дела, 27 марта 2023 года истцом в адрес ответчика направлено обращение, в котором просит дать пояснения о размере полученной пенсии в марте 2023 года, указав, что ее величина ниже прожиточного минимума для него как пенсионера, а также возможности получения путевки в санаторий в связи с наличием заболевания.

Согласно ответу ОСФР по Нижегородской области [номер]л от 21 апреля 2023 года на обращение истца, поступившее ответчику 29 марта 2023 года, страховая пенсия по старости с марта 2023 года выплачивается ему без учета индексации (как работающему пенсионеру) в размере 8991 рубль 01 копейка как работающему пенсионеру. При этом указано на неправомерность выплаты пенсии с марта 2022 года с учетом индексации как неработающему пенсионеру в связи с несвоевременной сдачей отчетности о факте работы страхователем ООО «Предприятие «Радар». Также указано, что путевки в санаторий предоставляются лицам, имеющим инвалидность и являющимися получателем ЕДВ с предоставлением набора социальных услуг, к категории которых Гонтарь Ю.П. не относится.

Указанный ответ на обращение получен истцом 26 апреля 2023 года.

Судом также установлено, что 30 марта 2023 года Гонтарь Ю.Н. направил ответчику обращение, в котором просил выслать в его адрес извещение о состоянии лицевого счета в СФР, справку о размере пенсии и иных выплатах, получаемых в СФР, сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Ответ ОСФР по Нижегородской области [номер]л от 28 апреля 2023 года на данное обращение, поступившее ответчику 04 апреля 2023 года, содержит информацию о способах получения запрашиваемой информации и разъяснение права ее получения путем личного обращения в органы ОСФР по Нижегородской области по предварительной записи.

Согласно списку почтовых отправлений реестр [номер] от 02 мая 2023 года ответ на обращение [номер]л от 28 апреля 2023 года направлен ОСФР по Нижегородской области по указанному истцом адресу 03 мая 2023 года и доставлен истцу 12 мая 2023 года ([номер]) (л.д.39-40).

Федеральным законом от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

Частью 1 статьи 10 указанного закона установлено, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в числе прочего, обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.

Согласно части 1 статьи 12 названного закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 данной статьи.

В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что письменные обращения истца рассмотрены ОСФР по Нижегородской области в соответствии с его компетенцией в установленные Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сроки с направлением в адрес заявителя мотивированного ответа по результатам рассмотрения обращения.

Доводы апелляционной жалобы истца по указанным мотивам не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения гражданского дела.

Ссылки истца в суде апелляционной инстанции на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не разрешены и не удовлетворены его ходатайства, не предоставлено возможности задать вопросы прокурору по обстоятельствам спора, не учетно, что он фактически не работает в ООО «Радар», а только числится единственным учредителем и генеральным директором, то, что пенсионный орган неверно исчислил его трудовой стаж, снизив его на 30 лет, снизил размер ранее назначенной пенсии и производит из нее удержание денежных средств в качестве переплаты, подлежат отклонению судебной коллегией как несостоятельные.

В соответствии со ст.ст.56, 147-148, 196 ч.3 ГПК РФ вопрос об обстоятельствах, имеющих значение для разрешения спора, исходя из предмета и оснований заявленных требований, разрешается судом. В этой связи суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных истцом ходатайств, как не соответствующих указанным положениям. Также истцом не было предъявлено в суд исковых требований в порядке искового производства путем подачи соответствующего искового заявления в письменной форме согласно ст.131 ГПК РФ относительно перерасчета страхового (трудового) стажа и размера пенсии, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали процессуальные основания для рассмотрения указанных обстоятельств. В соответствии со ст.45 ГПК РФ заявленный по настоящему делу спор не относится к числу тех, участие в которых в силу закона для прокурора является обязательным, также прокурор не является участником материального правоотношения по данному делу, в связи с чем его участие в деле обязательным признано быть не может. То, что по утверждению истца он фактически не работает в ООО «Радар», а только числится единственным учредителем и генеральным директором, также на правильность выводов суда первой инстанции не влияет, поскольку согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц Гонтарь Ю.П. является лицом, осуществляющим полномочия исполнительного органа общества и его учредителя, в связи с чем в соответствии с положениями ст.51 Гражданского кодекса РФ, Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» признаются достоверными.

При изложенных обстоятельствах выводы суда первой инстанции следует признать верными, мотивированными и в апелляционной жалобе по существу не опровергнутыми. Доводы жалобы сводятся к изложению тех же обстоятельств, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и повторяют правовую позицию ответчика, направлены на оспаривание установленных судом по делу обстоятельств и не являются основаниями к отмене правильного по существу решения суда.

С учетом вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции исследованы все значимые по делу обстоятельства, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем решение является законным и обоснованным, а потому отмене или изменению по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Ленинского районного суда г.Нижнего Новгорода от 23 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГЮП – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 21 ноября 2023 года.

33-17420/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Гонтарь Юрий Петрович
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Нижегородской области
Другие
ООО Радар
Прокуратура Ленинского района г. Н.новгорода
Суд
Нижегородский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
23.10.2023Передача дела судье
21.11.2023Судебное заседание
30.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2023Передано в экспедицию
21.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее