Дело № 5-316/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
20 ноября 2020 года с. Красноборск
Судья Красноборского районного суда Архангельской области Баумгертнер А.Л., в помещении Красноборского районного суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, с. Красноборск, ул. Красная, д. 5, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район», расположенной по адресу: Архангельская область, с. Красноборск, ул. Гагарина, д. 7 «а», ИНН 2914000230,
у с т а н о в и л:
Являясь ответственным юридическим лицом за содержание и ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения (в границах с. Красноборск Архангельской области согласно реестра муниципального имущества), и за обеспечение безопасности дорожного движения на них, администрация МО «Красноборский муниципальный район» нарушила правила содержания указанных автомобильных дорог и улиц. В частности: 23 августа 2020 года около 22 часов 36 минут в нарушение требований ст. 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 года №257-ФЗ; ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ; п. 6.9 ГОСТ Р 50597-2017; п. 7.5.1 СП 52.13330.2016; п. 4.6.1.4, п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; п. 13 Общих положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 №1090, на автомобильных дорогах (улицах) с. Красноборск (согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения) не обеспечено включение стационарного уличного освещения в населенном пункте; не приняты меры к своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения Илим прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, когда пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В судебном заседании защитник администрации МО «Красноборский муниципальный район» по доверенности Загрийчук С.Д. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал. Не оспаривая обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, пояснил, что включение стационарного уличного освещения в с. Красноборск осуществляется с 01 сентября 2020 года. Полагает, что по состоянию на 23 августа 2020 года необходимость в таковом отсутствовала в связи с наличием естественного освещения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Брызгунов А.В. в ходе рассмотрения дела полагал об обоснованности привлечения администрации МО «Красноборский муниципальный район» к административной ответственности. Пояснил, что выявленные нарушения на обозначенных участках дорог непосредственно угрожают безопасности дорожного движения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников судебного процесса, прихожу к следующим выводам.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В статье 2 приведенного Федерального закона под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Согласно ст. 12 указанного Федерального закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
По определению п. 1, п. 5, п. 6 и п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, относятся к элементам обустройства автомобильных дорог; дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги представляет собой комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В силу ч. 1 ст. 17 обозначенного Федерального закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
В судебном заседании установлено, что 23 августа 2020 года в 22 часа 36 минут комиссией в составе врио начальника ОГИБДД ОМВД России «Красноборский», инспектора по ИАЗ ОГИБДД ОМВД России «Красноборский» в рамках осуществления государственных функций надзора за дорожным движением проведен осмотр содержания улично-дорожной сети автомобильных дорог (местного значения), проходящим по улицам с. Красноборск Архангельской области на предмет соответствия требованиям ГОСТ Р 50597-2017 и ГОСТ 52766-2007. По результатам осмотра составлен акт, из содержания которого следует, что в с. Красноборск на автодорогах местного значения в период с вечерних сумерек до утренних сумерек не включено стационарное уличное освещение.
По распоряжению первого заместителя Губернатора Архангельской области - председателя Правительства Архангельской области от 06 мая 2020 года №177-рп в рамках разграничения объектов муниципальной собственности дорога, протяженностью 30,769 км. (реестровый № ***) из сельского поселения «Алексеевское» Красноборского муниципального района Архангельской области передана МО «Красноборский муниципальный район».
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Красноборский муниципальный район» утвержден постановлением главы муниципального образования от 10 июня 2020 года №288.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 131-ФЗ), к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ч. 1 ст. 37 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. ст. 4, 23 Устава МО «Красноборский муниципальный район» администрация МО «Красноборский муниципальный район», возглавляемая главой муниципального образования, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, организует и обеспечивает решение вопросов местного значения, осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления федеральными законами и законами Архангельской области.
Следовательно, ответственным лицом в области дорожной деятельности на указанной территории является администрация МО «Красноборский муниципальный район».
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в вечернее время 23 августа 2020 года на автомобильных дорогах (улицах) с. Красноборск (согласно перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения) не обеспечено включение стационарного уличного освещения.
Приведенные обстоятельства подтверждаются представленными по делу доказательствами, в частности, протоколом об административном правонарушении, актом осмотра содержания улично-дорожной сети автодорог.
Технические требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц установлены ГОСТом Р 50597-2017 Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля, (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 №1245-ст).
Согласно разделу 6.9. «Стационарное электрическое освещение» ГОСТа Р 50597-2017 средняя освещенность на дорожном покрытии, равномерность освещенности и коэффициент периферийного освещения дорог должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ 33176. Горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766.
Включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766. Частичное отключение стационарного электрического освещения в ночное время и переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно осуществляют по ГОСТ Р 52766.
Стационарное электрическое освещение не должно иметь дефектов, указанных в таблице Б.8 приложения Б, согласно которой доля неработающих светильников не может составлять более 5% от их общего количества, кроме того, не допускается расположение двух и более неработающих светильников один за другим. Дефекты устраняют в сроки, приведенные в таблице 6.8.
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования (утв. Приказом Ростехрегулирования от 23.10.2007 N 270-ст) установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают: на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.; а также на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, образует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Администрация МО «Красноборский муниципальный район», будучи лицом, ответственным за состояние вышеуказанных участков дорог местного значения, является субъектом вмененного ей административного правонарушения, поэтому действия (бездействие) названного юридического лица подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного администрацией МО «Красноборский муниципальный район» административного правонарушения, ее финансовое положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность администрации МО «Красноборский муниципальный район», не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При этом статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность может быть применена ко всем составам административных правонарушений. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинении вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
В пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Санкция ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в отношении юридического лица предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
По правилам ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Проверкой соблюдения законодательства в области дорожного движения и возбуждением дела об административном правонарушении предупредительные цели административного производства, предусмотренные ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» достигнуты. Каких-либо тяжких последствий от совершенного указанным лицом административного правонарушения не наступило. Освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения, проходящим по улицам с. Красноборск, администрацией МО «Красноборский муниципальный район» осуществляется с 01 сентября 2020 года. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» не имеется.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного административного правонарушения, учитывая отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, принимая во внимание, что по состоянию на 01 сентября 2020 года освещение автомобильных дорог общего пользования местного значения в с. Красноборск осуществлялось, в данном конкретном случае административное правонарушение следует признать малозначительным.
На основании п. 2 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае объявления устного замечания в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах полагаю возможным прекратить в отношении администрации МО «Красноборский муниципальный район» производство по делу об административном правонарушении с объявлением устного замечания.
Руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9 - 29.10 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
администрацию муниципального образования «Красноборский муниципальный район» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
На основании ст. 2.9 КоАП РФ освободить администрацию муниципального образования «Красноборский муниципальный район» от административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения.
Объявить администрации муниципального образования «Красноборский муниципальный район» устное замечание.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Л. Баумгертнер