к делу № 2-2054/2024
УИД 23RS0057-01-2024-003077-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Усть-Лабинск «26» сентября 2024 года
Усть-Лабинский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Дашевского А.Ю.,
при секретаре Сохиной Т.Ю.,
с участием представителей по доверенностям
истца Чебанова Ю.Г.,
ответчика Праведникова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов Краснодарского края к Синецкому В.Н. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчику об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды. В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что из прокуратуры <адрес> в министерство поступило обращение депутата Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации в интересах ФИО5 В своем обращении гражданин ФИО5 указывает на нарушения правил благоустройства территории Воронежского сельского поселения <адрес> в границах земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, а также расположения в его границах твердых бытовых отходов. Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости собственником земельного участка с кадастровым номером № является Синецкий В.Н.
По поручению прокуратуры <адрес> сотрудниками администрации муниципального образования <адрес> и межмуниципального отдела по Тбилисскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> 20.02.2024 проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
По результатам обследования установлено, что собственник земельного участка с кадастровым номером № осуществляет накопление и несанкционированное размещение на почве отходов производства и потребления (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (ФККО): покрышки пневматических шин отработанные (IV класс опасности). Места накопления указанных отходов не организованы в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями: указанные отходы складированы на площадке (на почве), не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
Наличие вышеуказанного факта подтверждается актом визуального обследования земельного участка (земель) от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленного начальником отдела муниципального земельного контроля и учета земель управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации МО <адрес>, протоколом осмотра и актом выездного обследования от ДД.ММ.ГГГГ №, подготовленными государственным инспектором в Тбилисском и <адрес>х по использованию и охране земель межмуниципального отдела по Тбилисскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес>. В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды ФИО1 направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому ему необходимо принять меры по соблюдению обязательных требований, установленных статьей 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ № направлено заказным письмом с уведомлением о вручении (почтовый идентификатор №), получено адресатом ДД.ММ.ГГГГ.
При проведении повторного обследования общедоступной территории в границах земельного участка с кадастровым номером № на основании задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом министерства установлено, что ФИО1 не выполнены требования предостережения от ДД.ММ.ГГГГ №. Отходы расположены на территории земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>. Мер по их утилизации не принято. Таким образом, ФИО1 продолжает допускать несанкционированное размещение отходов производства и потребления на почве.
Просит суд обязать ФИО1 в течение 1 (одного) месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства об охране окружающей среды путем исполнения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно устранить нарушения в части несанкционированного размещения отходов производства и потребления на территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>. В случае неисполнения решения суда в установленный срок взыскать с ФИО1 в пользу министерства природных ресурсов <адрес> 10 000 (десять тысяч) рублей судебной неустойки ежедневно до полного исполнения решения суда.
В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал и просил суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных исковых требований, просил суд отказать в их удовлетворении, поскольку акт проверки от 20.02.2024г. является не законным, собственник не участвовал при его составлении о проверке не извещался, кроме того, истцом не предоставлено доказательств нарушений законодательства и наличие отходов на территории земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Изучив и исследовав материалы дела, суд считает, что исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В силу статьи 58 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Согласно частям 1, 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости ответчик ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером №.
По поручению прокуратуры <адрес> сотрудниками администрации муниципального образования <адрес> и межмуниципального отдела по Тбилисскому и <адрес>м Управления Росреестра по <адрес> 20.02.2024г. проведено обследование вышеуказанного земельного участка.
По результатам обследования составлен акт визуального обследования № и установлено, что собственник земельного участка с кадастровым номером 23:35:0308005:408 осуществляет накопление и несанкционированное размещение на почве отходов производства и потребления (в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (ФККО): покрышки пневматических шин отработанные (IV класс опасности). На придомовой территории ведется ремонт грузового транспорта. Места накопления указанных отходов не организованы в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями: указанные отходы (покрышки) складированы на площадке (на почве), не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров.
В целях устранения выявленных нарушений законодательства в области охраны окружающей среды ФИО1 направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ №.24/430ПРЭ. Однако, в деле отсутствуют доказательства подтверждающие факт направления и получения ответчиком вышеуказанного предостережения.
Согласно статье 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
В соответствии с пунктом 220 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № и введенный в действие с ДД.ММ.ГГГГ, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам; поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом); поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка). Данный СанПиН является обязательным для исполнения гражданами (пункт 1).
Согласно статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
На основании статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно части 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации, приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Согласно статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, в том числе презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
В пункте 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи И, 12, 66 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Согласно акта № от 20.02.2024г. составленного Управлением Росреестра по <адрес>, выездное обследование было проведено путем визуального осмотра вышеуказанного земельного участка, а также путем изучения данных содержащихся в ЕГРН, ЕГРЮЛ и другими методами. На территории земельного участка зарегистрирован объект недвижимости жилой дом площадью 54,6 кв. м. На момент осмотра на земельном участке были расположены грузовые покрышки б/у, автозапчасти. Предположительно установлены нарушения земельного законодательства.
Предостережением №.24/430 ПРЭ от 25.04.2024г. установлено, что собственник вышеуказанного земельного участка (ответчик) осуществляет накопление и несанкционированное размещение на почве отходов производства и потребления (покрышки грузовых автомобилей б/у). Места накопления указанных отходов не организованы, складируются на площадке (почве) не имеющей не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия и не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Согласно фото таблице установлен вышеуказанный факт.
Как установлено судом, согласно протокола осмотра № от 20.06.2024г. видеозапись осмотра проводилась с применением смартфона Samsung A 52, тогда как согласно фото таблице к указанному протоколу, фото фиксация проводилась с применением смартфона Samsung A 50 с цифровой фотокамерой IMEI №. Таким образом, суд не может принять во внимание фото таблицы, поскольку не установлено чем производилась фото и видеосъемка вышеуказанного земельного участка.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Вместе с тем, истцом суду, не представлено доказательств по делу, подтверждающих заявленные исковые требования. Предостережение от ДД.ММ.ГГГГ №.24/430ПРЭ не согласуется с материалами проверок на которые ссылается истец. Кроме того, истцом не доказано наличие отходов и нарушений законодательства.
И поскольку обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, не доказаны, не представлены доказательства, подтверждающие эти обстоятельства, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края к Синецкому В.Н. об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Усть-Лабинский районный суд в течение месяца.
Судья подпись А.Ю. Дашевский