Дело № 12-194/2017
Р Е Ш Е Н И Е
22 июня 2017 года гор. Ижевск
Устиновский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего – судьи Черединовой И.В.,
с участием прокурора – Ургарчева Т.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу:
Г У Щ И Н А Д.В.,
<данные изъяты>
- на постановление № И6-02-165 от 15.03.2017 г. Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о привлечении к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 4.100 руб.,
у с т а н о в и л :
Постановлением Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ Гущин Д.В. привлечен к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 4.100 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Гущин Д.В. обратился с жалобой, которую мотивировал тем, что многоквартирный дом № по ул. Гагарина находится в управлении МУП г. Ижевска «МУК-Спецдомоуправление» (далее - МУП «СпДУ»). В соответствии с актом от 23.01.2017 г. проведено обследование домов, находящихся в управлении МУП «СпДУ». Из акта не возможно установить в чем выражаются виновные действия (бездействие) привлекаемого лица. Козырек над балконами квартир в доме № по ул. Гагарина не предусмотрен проектной документацией, установлены жильцами самовольно без согласования в установленном порядке, в состав общедомового имущества не входят. Обязанность по очистке козырьков в данном случае возлагается на собственников квартир. Административным органом надлежащим образом не выяснены обстоятельства о количестве снега на кровле дома № по ул. Гагарина (толщина снега более или менее 30 см). В виду отсутствия вины директора МУП «СпДУ» Гущина Д.В., а также недоказанности обстоятельств просят отменить постановление от 15.03.2017 г. и прекратить производство по делу.
Гущин Д.В. в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о дне, месте, времени рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом.
В соответствии с п. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, с учётом мнения лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие Гущина Д.В.
Помощник прокурора Ленинского района г. Ижевска Ургарчев Т.Д. в судебном заседании с доводами жалобы не согласен, считает постановление административного органа законным и обоснованным.
Представитель административного органа Госжилинспекции по Удмуртской Республики – по доверенности Белослудцева И.Г. полагает необходимым в удовлетворении жалобы отказать, постановление оставить без изменения.
Выслушав позицию административного органа и прокурора, исследовав представленные доказательства и материалы дела об административном правонарушении, проанализировав доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан доводами жалобы и рассматривает дело в полном объеме.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В первую очередь выясняется наличие самого события административного правонарушения, которым в силу ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, во вторую - наличие состава правонарушения (объект, субъект, субъективная сторона).
В соответствии со ст. 26.2 ч. 1 КоАП РФ доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными указанным кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей….
Основанием для возбуждения в отношении должностного лица – директора МУП «СпДУ» Гущина Д.В. дела об административном правонарушении послужил вывод прокурора о наличии в действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 36 ЖК РФ ограждающие несущие и ненесущие конструкции дома, крыши, чердаки, межквартирные лестничные площадки, коридоры, механическое, электрическое; санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, входят в состав общего имущества собственников помещений многоквартирных жилых домов.
Так, в судебном заседании установлено, что 23.01.2017 г. комиссией в составе Администрации Лениского района г. Ижевска с участием прокуратуры Ленинского района г. Ижевска проведено обследование многоквартирного дома № по ул. Гагарина г. Ижевска на предмет уборки снега с кровель крыш, козырьков над входными группами, балконами и уборки снежно-ледяных образований.
По результатам проверки составлен Акт от 23.01.2017 г., в соответствии с которым установлено наличие нарушений МУП «СпДУ» в многоквартирном доме № по ул. Гагарина на предмет уборки снега с кровли крыши, козырьков над балконами, подъездами.
Постановлением прокурором Ленинского района г. Ижевска от 27.02.2017 г. в отношении директора МУП «СпДУ» Гущина Д.В. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.22 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 28.8 КоАП РФ материалы дела об административном правонарушении в отношении директора МУП г. Ижевска «МУК-Спецдомоуправление» Гущина Д.В. направлены в Государственную жилищную инспекцию при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики для рассмотрения.
Постановлением № И6-02-165 от 15.03.2017 г. Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики Гущин Д.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ с назначением ему административного наказания в виде административного штрафа в размере 4.100 руб.
Из постановления следует, что в ходе проверки установлены нарушения, которые явились следствием ненадлежащего выполнения МУП г. Ижевска «МУП-Спецдомоуправление» взятых на себя обязательств по содержанию общедомового имущества, а, именно, не удаления наледи, сосулек, а также снежных навесов с кровли многоквартирного дома № по ул. Гагарина г. Ижевска.
Управляющей компанией многоквартирного дома № № по ул. Гагарина г. Ижевска, в соответствии с договором управления многоквартирным домом №.1 от 01.07.2012 г. является МУП г. Ижевска «Спецдомоуправление».
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17 февраля 2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной ст. 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов.
В соответствии с п. 2.1 договора управления МУП «СпДУ» обязано организовывать работы, связанные с содержанием общего имущества в многоквартирных домах, в порядке, утвержденном собственниками и в объеме собранных от них денежных средств по настоящему договору, в соответствии с «техническим регламентом содержания общего имущества».
Согласно ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В соответствии ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ст. 162 ЖК РФ управляющая компания обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений, осуществлять иную деятельность, направленную на достижение целей управления домом.
В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 г. № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального или иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящего в состав общего имущества для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:
- поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях;
- уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности;
- текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 указанных правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя РФ № 170 от 27.09.2003 г. (далее по тексту – Правила), которые являются обязательными для исполнения управляющими организациями.
В соответствии с п. 4.6.1.23 правил очистка кровли от мусора и грязи производится два раза в год: весной и осенью;
- Удаление наледей и сосулек - по мере необходимости;
- Мягкие кровли от снега не очищают, за исключением: желобов и свесов на скатных рулонных кровлях с наружным водостоком;
- снежных навесов на всех видах кровель, снежных навесов и наледи с балконов и козырьков.
Крышу с наружным водоотводом необходимо периодически очищать от снега (не допускается накопление снега слоем более 30 см; при оттепелях снег следует сбрасывать при меньшей толщине).
В силу п. 3.6.14 Правил накапливающийся на крышах снег должен по мере необходимости сбрасываться на землю и перемещаться в прилотковую полосу, а на широких тротуарах - формироваться в валы.
В соответствии с п. 3.1 Положения «Об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения нормы проектирования ВСН 58-88 (р) (далее – Положение) техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно-гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории.
Из п. 3.4 Положения следует, что неплановые осмотры должны проводиться после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других явлений стихийного характера, которые могут вызвать повреждения отдельных элементов зданий и объектов, после аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения и при выявлении деформаций оснований.
Согласно п.п. «а» п. 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.
Согласно п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, управляющая организация, оказывающая услуги и выполняющая работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом МУП «СпДУ» является лицом, ответственным за содержание общего имущества дома № по ул. Гагарина г. Ижевска и обязано выполнять работы по надлежащему управлению многоквартирным домом, его содержанию.
Выявленные в ходе проверки нарушения, выразившиеся в неисполнении МУП «СпДУ» обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома № по ул. Гагарина г. Ижевска, а, именно, не удаления наледи, сосулек, а также снежных навесов с кровли, являются следствием ненадлежащего выполнения управляющей организацией МУП «СпДУ» взятых на себя обязательств по организации работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома № по ул. Гагарина г. Ижевска.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 17.02.2011 г. № 11 «О некоторых вопросах применения особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указано, что при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной ст. 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из того, что субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилого дома.
Субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация в тех случаях, когда ей согласно ст. 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Распоряжением Администрации г. Ижевска № 162 от 09 февраля 2016 г. Гущин Д.В. назначен на должность директора МУП «СпДУ».
В соответствии с Уставом МУП «СпДУ» директор является единоличным исполнительным органом предприятия, организует его работу, распоряжается его имуществом и т.д. (п. п. 6.1, 6.4 Устава).
Согласно выписке из ЕГРП по состоянию на 03.10.2016 г. директором МУП г. Ижевска «МУП-Спецдомоуправление» является Гущин Д.В.
Согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ Гущин Д.В., как руководитель МУП «СпДУ» является лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции указанного предприятия. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
При вышеуказанных обстоятельствах, вывод Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики о совершении Гущиным Д.В. административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.22 КоАП РФ, является правильным.
В связи с чем, суд находит несостоятельными доводы жалобы Гущина Д.В. в части недостоверности выводов, к которым пришла Прокуратура Ленинского района г. Ижевска при проведении проверки от 23.01.2017 г.
Таким образом, вина Гущина Д.В. состоит в ненадлежащем исполнении им организационно-распорядительных функций по организации содержания общего имущества многоквартирного дома № по ул. Гагарина г. Ижевска.
Согласно ст. 26.11 КоАП РФ судья оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Установленные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что у должностного лица Гущина Д.В., имелась возможность для соблюдения вышеуказанных Правил, однако, им не приняты все зависящие от него меры по обеспечению соблюдения требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, Жилищного кодекса РФ при осуществлении управления многоквартирным домом по адресу: <адрес>.
Установленные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Гущина Д.В. состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 7.22 КоАП РФ.
Наказание Гущину Д.В. назначено в предусмотренном санкцией статьи размере.
Нарушений норм материального и процессуального права, в том числе права на защиту, влекущих отмену или изменение обжалуемого постановления, по делу не имеется.
Следовательно, у суда нет оснований для отмены обжалуемого постановления.
Hа основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 4.5, 24.5 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление Государственной жилищной инспекции при Министерстве энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики № И6-02-165 от 15.03.2017 г. о привлечении директора МУП г. Ижевска «МУК-Спецдомоуправление» Гущина Д.В. к административной ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4.100 руб. оставить без изменения; жалобу Гущина Д.В. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Устиновский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня получения копии.
Судья Устиновского районного суда
гор. Ижевска Удмуртской Республики – Черединова И.В.
КОПИЯ ВЕРНА: судья - И.В. Черединова