Решение дело № 2а-2298/2018
именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года г.Глазов
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Черняева Н.В., при секретаре Варанкиной О.А.,
с участием представителя административного истца Ивонина А.А., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год, административного ответчика Лекомцева А.В., представителя административного ответчика Князева В.С., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №2 по УР к Лекомцеву А. В. о взыскании задолженности по налогам, пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по УР обратилась в суд с иском к Лекомцеву А.В. о взыскании задолженности по налогам, пени. В обоснование заявленных требований указано, что Лекомцевым А.В., не исполнена обязанность, установленная ст.57 Конституции Российской Федерации, ст.3 НК РФ, об уплате установленных налогов и сборов. Налогоплательщиком не исполнена обязанность по уплате налога на имущество физических лиц. Объектами налогообложения по налогу на имущество являются: 1) иные строения, помещения и сооружения с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ; 2) иные строения, помещения и сооружения (торгово-развлекательный центр) с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, дата возникновения права собственности ДД.ММ.ГГГГ. Расчёт налога на имущество за 2016 год приведён в налоговом уведомлении № от ДД.ММ.ГГГГ. Общая сумма налога на имущество составила 633 344 руб. Согласно ст.11.2 НК РФ налоговое уведомление направлено налогоплательщику через личный кабинет. Налогоплательщиком не уплачена сумма налога на имущество, начисленная по объекту торгово-развлекательный центр (№ в размере 633 344 руб. Указанная сумма налога включена в требование № от ДД.ММ.ГГГГ. Начислена сумма пени в размере 1 145,3 руб. В соответствии со ст.11.2 НК РФ требование направлено налогоплательщику через личный кабинет. Срок для уплаты налогов и пени по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Требование налогоплательщиком не исполнено до настоящего времени. На основании ст.ст.31, 48 НК РФ, ст.ст.126, 286 КАС РФ, административный истец просит взыскать с налогоплательщика Лекомцева А.В., ИНН № задолженность в размере 634 489,3 руб., в том числе недоимка – 633 344 руб., пени - 1 145,3 руб.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №2 по УР Ивонин А.А. в судебном заседании требования, изложенные в исковом заявлении, поддержал, просил их удовлетворить. Дополнительно пояснил, что фактическое использование помещения не может каким-либо образом влиять на размер налоговой базы, которой применительно к рассматриваемой ситуации признаётся кадастровая стоимость имущества. Использование спорного объекта для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, офисных помещений, проживания, размещение гаражных боксов является правом административного ответчика. Фактически используемые площади не поставлены на государственный кадастровый учёт и не являются самостоятельными объектами гражданского оборота в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следовательно, не могут быть признаны самостоятельными объектами налогообложения. Согласно акту обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой комиссией Министерства имущественных отношений, объект признан нежилым зданием, предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания (или объектов бытового обслуживания, так как наименование нежилого здания и разрешённое использование земельного участка с кадастровым номером №) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № на указанный объект недвижимости предусматривают размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Административный ответчик Лекомцев А.В. в судебном заседании исковые требования не признал, представил отзыв, считает, что расчёт произведён без достаточных на то оснований. Указывает на то, что проведение мероприятий (обследование) недвижимых имущественных комплексов по определению вида их фактического использования Министерством имущественных отношений выполнены только в 2018 году по письменному обращению налогоплательщика. Актом от ДД.ММ.ГГГГ обследования фактического использования объекта недвижимости с кадастровым номером №, проведённого комиссией Министерства имущественных отношений УР, обследованный объект недвижимости, признан нежилым зданием, предназначенным для использования в целях размещения в нём торговых объектов и объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Согласно п.3 акта обследования зафиксировано фактическое использование помещений, находящихся в данном имущественном комплексе (здании РЦ «Айсберг»), а именно: размещение объектов общественного питания площадью <данные изъяты> кв.м. и офисные помещения площадью <данные изъяты> кв.м., что составляет 16,79 % общей площади здания. Остальные полезные помещения здания используются как складские помещения и для размещения жилых объектов, гаражных боксов, а большая часть площади здания площадью <данные изъяты> кв.м. не используются вообще начиная с 2010 года, в связи с проводимыми ремонтными мероприятиями. В соответствии с п.6 ст.378.2 НК РФ налоговая база должна быть в отношении этих помещений определена как доля кадастровой стоимости здания, в котором находятся помещения. Кроме того, налоговой инспекцией необходимо было применить налоговую ставку в размере не превышающей 0,1% стоимости объекта недвижимости, поскольку в состав указанного недвижимого имущественного комплекса входит жилое помещение (квартира) состоящее из трёх комнат, кухни, туалета, ванны и балкона, в котором он проживает со свое семьёй.
Представитель административного ответчика Князев В.С. в судебном заседании показал, что административные исковые требования подлежат взысканию частично, поддерживает возражения административного ответчика, считает, что налоговая инспекция допустила нарушение прав собственника как плательщика налога на имущество физических лиц, так как незаконно возложила на него обязанность по уплате указанного налога в завышенном размере.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Лекомцев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ является собственником торгово-развлекательного центра с кадастровым номером №, расположенным по адресу: <адрес> (л.д.9).
МИФНС России №2 по УР за 2016 год по объекту недвижимого имущества, с кадастровым номером №, в отношении которого налоговая база определена как кадастровая стоимость, начислен налог на имущество физических лиц в размере 633 344 руб.
Согласно налоговому уведомлению № от ДД.ММ.ГГГГ Лекомцеву А.В. предложено уплатить не позднее ДД.ММ.ГГГГ налог на имущество физических лиц налог на имущество за 2016 в сумме 633 344 руб. (л.д.10).
В связи с неуплатой налога в установленный срок ИФНС России №2 по УР направлено требование № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющимися индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за Лекомцевым А.В. числиться общая задолженность в сумме 1 038 988,38 руб., в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 984 883,68 руб., которая подлежит уплате (л.д.12).
Требование № от ДД.ММ.ГГГГ административным ответчиком не исполнено в установленный срок.
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счёт уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Налог, как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 17.12.1996 №20-П, необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Пунктом 1 ст.23 НК РФ обязанность уплаты законно установленных налогов возложена на налогоплательщика, который в силу ст.45 НК РФ обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственно уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (ст.52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признаётся извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.69 НК РФ).
В силу ст.400 НК РФ физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здание, строение, сооружение, помещение (пункты 4 и 6 ч.1 названной статьи).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (п.3 ст.402 НК РФ).
В соответствии с п.7 ст.378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, а именно: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Такой перечень объектов определяется на основании Положения о порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений для целей налогообложения, утверждённого постановлением Правительства УР от 14.07.2014 №270
Рассматриваемый объект недвижимости расположен в здании по адресу: <адрес>
Согласно вышеназванному постановлению Правительства УР это здание признано объектом недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Довод ответчика о применении к спорной ситуации п.6 ст.378.2 НК РФ в связи с фактическим использованием помещений, составляющих 16,79% общей площади объекта, не принимаются судом, т.к. основаны на неверном трактовании действующего законодательства.
Использование спорного объекта для размещения объектов общественного питания и бытового обслуживания, офисных помещений, для проживания, размещения гаражных боксов является реализацией собственником Лекомцевым А.В. правомочия пользования, предусмотренного ст.209 ГК РФ. Фактически используемые площади не поставлены на государственный кадастровый учёт и не являются самостоятельным объектом гражданского оборота в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следовательно, не могут быть признаны самостоятельными объектами налогообложения.
Согласно сведениям, полученным налоговой инспекцией в порядке п.4 ст.85 НК РФ по адресу: <адрес> зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ право собственности Лекомцева А.В. на объект недвижимости в виде торгово-развлекательного центра с кадастровым номером № (л.д.9).
В соответствии с ч.1 ст.406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Глазовской городской Думы от 26.11.2014 №505 «Об установлении на территории МО «Город Глазов» налога на имущество физических лиц» установлены налоговые ставки в отношении соответствующего имущества.
Доводов о неверности расчёта исковых требований со стороны ответчика не представлено.
В соответствии со ст.57 НК РФ, сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п.1 ст.75 НК РФ пеней признаётся установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. В пункте 3 этой же статьи указано, что пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (п.5 ст.75 НК РФ).
В силу п.2 ст.48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счёт имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (п.3 ст.48 НК РФ).
Таким образом, ст.48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган обратился с заявлением о вынесении судебного приказа; ДД.ММ.ГГГГ мировым судьёй судебного участка № г.Глазова УР судебный приказ отменён. В Глазовский районный суд УР налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением сроков для обращения.
При таких обстоятельствах, суд считает административные исковые требования ИФНС России № по УР к Лекомцеву А.В. о взыскании задолженности обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № по Удмуртской Республике к Лекомцеву А. В. о взыскании задолженности по налогам, пени, удовлетворить.
Взыскать с Лекомцева А. В. (ИНН №) задолженность по налогу на имущество в размере 633 344 руб. (КБК №, ОКТМО 94720000), пени – 1 145,3 руб. (КБК №, ОКТМО 94720000), всего 634 489,3 руб. с перечислением на расчётный счёт № в ГРКЦ НБ Удмуртской Республики Банка России <адрес>, БИК №, ИНН № УФК Минфина России по Удмуртии (Межрайонная ИФНС России № по Удмуртской Республике).
Взыскать с Лекомцева А. В. государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 9 545 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
Судья Н.В.Черняев
Решение в окончательной форме составлено 04.12.2018.