Решение по делу № 33-10476/2022 от 20.05.2022

        ВЕРХОВНЫЙ СУД

        РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 2-1941/2022 (№33-10476/2022)

        г. Уфа                                     21 июня 2022 года

            Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

            председательствующего                                        Вахитовой Г.Д.,

            судей                                                                        Гадиева И.С.,

                                                                                              Фахрисламовой Г.З.,

        при секретаре                             Кадыровой К.Р.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Макаровой Л.А. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании произвести перерасчет размера пенсии,

по апелляционной жалобе Макаровой Л.А. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года.

    Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

УСТАНОВИЛА:

    Макарова Л.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Башкортостан (далее ГУ – ОПФ РФ по РБ, пенсионный орган), в котором просила признать отказ ответчика в перерасчете пенсии незаконным; обязать ГУ – ОПФ РФ по РБ включить в трудовой стаж (страховой стаж) обучение в техникуме в период с дата по дата – 2 года 10 месяцев; произвести индексацию расчетного пенсионного капитала за 2002 год с коэффициентом 1,307; применить постановление Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 года №403/20-155 о начислении «Уральского» коэффициента по Республике Башкортостан – 1,15 к начислению страховой выплаты с момента оформления пенсии – дата; применить положения пункта 1 статьи 14 ФЗ-173 от 17 декабря 2001 года о 6% надбавке к фиксированной части за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые; произвести перерасчет суммы пенсии с применением норм права, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), так как стажевый коэффициент, соотношение стажа к требуемому, сумма валоризации, индивидуальный пенсионный коэффициент, расчетный пенсионный капитал, фиксированная часть - ключевые составляющие при расчете размера пенсии и компенсацию по начислению пенсии по возрасту с последующей индексацией за весь период с дата.

В обоснование предъявленных требований Макарова Л.А. указала на то, что она является получателем страховой пенсии по старости, установленной с дата согласно статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Полагает, что нормы пенсионного законодательства при подсчете ее страхового стажа применены неверно, в результате чего был неправильно произведен расчет размера установленной ей страховой пенсии. Считает, что начисление суммы пенсионного обеспечения произведено с нарушением ее пенсионных прав: не приняты в расчет стажевого коэффициента годы учебы в техникуме с дата по дата (2 года 10 месяцев); соответственно этот период не учтен при валоризации пенсионного капитала (РПК) с 2002 года по 2013 год; за 2002 год индексация РПК с коэффициентом 1,307 не произведена; не применен пункт 17 статьи 14 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» об увеличении на 6% фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин. При формировании пенсионных начислений районный коэффициент 1,15 не применен, в результате за период с дата по дата ею недополучено 20 803, 38 рубля. Кроме того, неправильно рассчитана индексация расчетного пенсионного капитала с 2002 года по 2014 год: за 2002 год не произведена индексация с коэффициентом 1,307 согласно Постановления Правительства Российской Федерации № 152 от дата. В результате допущенных ответчиком нарушений пенсия по возрасту была начислена не в полном объеме, а как следствие этого, неправильно применены коэффициенты и все индексирующие в последующие годы выплаты. С учетом включения периода учебы в техникуме в ее страховой стаж и применении норм права, регулирующих спорные правоотношения, ее расчетный пенсионный капитал подлежит изменению, а размер страховой пенсии по старости – перерасчету со дня назначения пенсии. дата она обращалась в ГУ – УПФ РФ в адрес РБ с заявлением о пересмотре и перерасчете начисленной дата пенсии по старости, заявление оставлено без удовлетворения. Впоследствии она также обращалась к ответчику о пересмотре установленной пенсии, но безрезультатно. Считает, что расчет пенсии со стороны ответчика произведен не корректно с момента назначения, то есть с дата. Отказ в перерасчете пенсии нарушает ее законные права и обязанности.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года в удовлетворении исковых требований Макаровой Л.А. отказано.

В апелляционной жалобе Макаровой Л.А. ставится вопрос об отмене решения суда и рассмотрении дела по правилам производства в суде первой инстанции. В целом доводы жалобы повторяют позицию истца, изложенную им в исковом заявлении и поддержанную при рассмотрении дела судом первой инстанции.

Иными участвующими в деле лицами постановленное решение не обжалуется.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие не явившихся лиц.

        В соответствии с частью 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

        Учитывая приведенные положения части 1 статьи 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав представителя ГУ – ОПФ РФ по РБ – Ахмадуллина Р.И., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.

        В порядке статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, - основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

        1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;

        2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;

        3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;

        4) нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.

        При рассмотрении данного дела такие нарушения судом первой инстанции не допущены, поскольку, разрешая спор, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, и дал им надлежащую оценку в соответствии с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Макаровой Л.А., суд первой инстанции исследовав юридически значимые обстоятельства, дав оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, сделал правомерный вывод, что при оценке застрахованных прав истца и определении размера ее пенсии, пенсионным органом права истца не нарушены, поскольку применен наиболее выгодный для истца вариант расчета трудовой пенсии.

                Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции.

С 01 января 2015 года в целях определения размера страховой пенсии применяется Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части не противоречащей Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В силу статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента, учитываемая для определения размера пенсии, за периоды, имевшие место до 01 января 2015 г. определяется суммированием размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 г. по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по формуле: ПК = (РП - 450 рублей) x Т, где ПК - величина расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; РП - расчетный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьей; 450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года; Т - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).

Согласно пункту 2 указанной нормы расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.

На основании пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле: РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где РП - расчетный размер трудовой пенсии; СК - стажевый коэффициент, ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).

При этом в целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с настоящим пунктом под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются: периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации; периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию; периоды работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера; периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве; периоды творческой деятельности членов творческих союзов писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов; служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны; периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания; период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела; периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

Оценка пенсионных прав истца на момент его обращения с заявлением о назначении пенсии произведена по пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, как наиболее выгодный вариант, соответственно период учебы с дата по дата не учитывался. Оснований же для осуществления перерасчета пенсии с применением формулы, предусмотренной пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, поскольку такой перерасчет повлечет уменьшение размера назначенной истцу пенсии.

При этом, следует принять во внимание то обстоятельство, что возможности соединения формул для определения расчетного размера трудовой пенсии, указанных в пунктах 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, имеющего место в расчете истца, действующее пенсионное законодательство не предусматривает.

Так, для определения расчетного пенсионного капитала произведена оценка пенсионных прав по состоянию на дата в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 года №173-Ф3 (как наиболее выгодный вариант), с учетом: страховой стаж: 19 лет 04 мес.10 дней (232,3333мес); стажевый коэффициент: 55%; отношение имеющегося стажа к требуемому(20лет = 240мес): 232,3-240 = 0,96805556; фактический среднемесячный заработок за период с датаг. по датаг. - 4961,65руб.; среднемесячный заработок по стране -1368,00 руб.; отношение заработков: фактическое: 4961,65 - 1368,00 = 3,32, применяемое: 1,2(максимальный показатель); ожидаемый период выплаты (Т) - 228 мес.

С учетом приведенных данных, в соответствии с формулами, указанными в статье 30 Закона от датаг. № 173-ФЗ, расчёт составит: расчетный размер трудовой пенсии (РП): (0,55 х 1,2 х 1671,00) = 1102,86 руб.; расчёт начального пенсионного капитала (ПК): ((1102,86-450,00) х0,96805556) х 228 = 144097,08 рублей. Сумма начального пенсионного капитала для исчисления пенсии, с учётом всех причитающихся индексаций (на дата общий коэффициент-5,61481656031), составит: 144097,08x5,61481656031=809078,67 руб.

Продолжительность страхового стажа Макаровой Л.А. до дата. составляет 8 лет 4 мес. 12 дней (8% + 10% = 18%), сумма валоризации пенсионного капитала при данном стаже составляет(статья 30.1 Закона от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ): 809561,258x18% = 145634,16 руб.

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

В порядке статьи 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с дата.

На основании имеющихся данных расчёт суммы расчетного пенсионного капитала составит: ПК = 809078,67 (ПКО +145634,16 (СВ) + 330959,19 (ПК2)= 1285672,02 руб.

Как следует из части 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" расчет размера страховой части трудовой пенсии по старости производится с применением расчетного пенсионного капитала.           Исходя из положений части 1 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле: СЧ = ПК / Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

На основании имеющихся данных расчёт по указанной формуле: СЧ - 1285672,02 (ПК) / 228(Т) + 3910,34(Б)=9549,25 руб.

Положения части 10 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" закрепляют порядок реализации права застрахованных лиц на пенсионное обеспечение, исходя из избранного ими наиболее благоприятного варианта исчисления размера пенсии, направлены на учет их интересов, а также на сохранение прав, приобретенных до введения в действие названного Федерального закона.

Согласно части 10 стати 15 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется по формуле:, где ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года; П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленный по состоянию на дата по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери ИПКс каждого умершего родителя или ИПКс умершей одинокой матери определяется исходя из размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера указанной пенсии), исчисленного по формуле, предусмотренной пунктом 1 или 4 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; - сумма коэффициентов, определяемых за каждый календарный год периодов, имевших место до дата, указанных в части 12 настоящей статьи, в порядке, предусмотренном частями 12 - 14 настоящей статьи. При этом указанные периоды учитываются при определении, если они по выбору застрахованного лица не учитываются при исчислении размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 21 марта 2005 года N 18-ФЗ "О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан" и Федеральным законом от 4 июня 2011 года N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан"; К - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по инвалидности (по случаю потери кормильца) - отношению нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) (в месяцах) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по инвалидности (по состоянию на день смерти кормильца), к 180 месяцам. При этом нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом (умершим кормильцем) возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев; КН - коэффициент, для исчисления размера страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности равный 1, а для исчисления размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - количеству нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по случаю потери кормильца соответствующему нетрудоспособному члену семьи; СПКк - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 года, равная 64 рублям 10 копейкам.

На основании имеющихся данных: П =1285672,02 (ПК) / 228(Т) = 5638,91 руб.; СПКк = 64,10 руб. ; ЕНПт=8,985, К=1, КН=1 и расчет по указанной формуле: ИПКс = 5638,91 / 64,10 + 8,985x1 xl = 96,956 б.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПКт), рассчитанного по начисленным взносам за период работы после 01 января 2015г. составила 8,985 балла.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента(ИПК), определённая по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия, в соответствии с частью 9 статьи 15 Закона 400-ФЗ, определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) х КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года;

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности или страховая пенсия по случаю потери кормильца;

КвСП - коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по случаю потери кормильца.

В соответствии с частью 17 статьи 15 Закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости определяется исходя из числа полных месяцев, истекших со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня, с которого назначается страховая пенсия по старости, и (или) истекших со дня прекращения выплаты страховой пенсии по старости в связи с отказом от получения установленной страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, но не ранее чем с 1 января 2015 года до дня ее восстановления или назначения указанной пенсии вновь, по таблице согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону.

На основании имеющихся данных (ИПКс=96,956; ИПКн=ИПК1=1; КвСП=1) расчёт по указанной формуле: ИПК = 96,956 х 1 = 96,956 балл.

Размер страховой пенсии, при её назначении, исчисляется в порядке, предусмотренном статьей 15 Закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ, путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК) по состоянию на октябрь 2019 года составляет 87,24руб.

Размер страховой пенсии по старости определяется по формуле (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013г. № 400-ФЗ): СПст = ИПК х СПК, где СПст - размер страховой пенсии по старости; ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. СПст = 96,956х 87,24= 8458,44 руб.

В порядке части 1 статьи 16 Закона от 28 декабря 2013г. №400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости устанавливается в сумме 5334,19 рублей в месяц. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Таким образом, размер страховой пенсии по старости Макаровой Л.А. с дата составил 13 792 рублей 63 коп., где 5334 рублей 19 копеек -фиксированный базовый размер и 8458 рублей 44 копейки - страховая часть трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера.

Размер страховой пенсии по старости Макаровой Л.А. с дата установлен в размере 16 973 рублей 51 копеек, в т.ч. 6 564 рублей 31 копеек - фиксированная выплата к страховой пенсии и 10 409 рублей 20 копеек - страховая часть трудовой пенсии без учета фиксированного базового размера.

Судебная коллегия соглашается с приведенными расчетами пенсионного органа. Доказательств опровергающих указанные расчета со стороны истца не представлено.

Проверив варианты оценки пенсионных прав истца по пункту 3 и пункту 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, по которым пенсия истца, рассчитанная по пункту 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" по состоянию на 01 января 2002 года составила 16 973,51 рублей, а по пункту 4 статьи 30 указанного Федерального закона по состоянию на эту же дату – 14 098,51 рублей, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что расчет пенсии истцу произведен правильно, по наиболее выгодному для него варианту.

Согласно действующему законодательству, расчетный пенсионный капитал (РПК) определяется на 01 января 2002 года.

Постановлением Правительства от 13 марта 2003 года № 152 был установлен коэффициент индексации 1,307 по отношению к расчетному пенсионному капиталу, определенному по состоянию на дата г., соответственно к страховым взносам, начисленным после этой даты, он не применяется.

Согласно пункту 2 части 1 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 02 июля 1987 N 403/20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в северных и восточных районах Казахской ССР" утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и    служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных районах и городах Башкирской АССР в размере -1,15.

В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона № 173-ФЗ (цитату из которой Вы приводите в своем обращении), отношение среднемесячных заработков в повышенном размере не свыше 1,4; 1,7 и 1,9 (в зависимости от размера районного коэффициента для непроизводственных отраслей, установленного по месту проживания на 01.01.2002г.) может быть применено в отношении лиц, проживавших по состоянию на дата в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, а так же в отношений лиц, проработавших по состоянию на дата в районах Крайнего Севера (далее РКС) не менее 15 календарных лет и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (далее МКС), не менее 20 календарных лет при наличии страхового стажа не менее 20 лет (у женщин). При этом учет в повышенном размере указанного отношения заработков осуществляется на основании сведений о заработной плате за периоды, предусмотренные абзацем седьмым пункта 3 статьи 30, включающие периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях. В состав заработной платы, приходящейся на эти периоды, должны входить выплаты по районному коэффициенту за периоды работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях продолжительностью не менее одного полного месяца.

Соответственно, «уральский» районный коэффициент применяется только при исчислении заработной платы, при рассмотрении вопроса о применении отношения заработков в повышенном размере при определении размера пенсии не учитывается.

До дата одним из видов обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являлась трудовая пенсия по старости, установление и выплата которой осуществлялись в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) в пунктах 1 -22 статьи 14 предусматривал определение размера ее страховой части исходя из устанавливаемого в твердых суммах фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости и сумм расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, сформированного, в том числе, за счет страховых взносов за данное лицо, начиная с 2002 года.

При этом согласно пунктам 17 и 18 статьи 14 данного Федерального закона устанавливаемый гражданам фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости (пункт 2 указанной статьи) за каждый полный год страхового стажа, превышающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин, на день назначения страховой части трудовой пенсии по старости впервые, а для граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - на день достижения общеустановленного пенсионного возраста подлежал увеличению на 6 процентов; а при наличии страхового стажа, не достигающего 30 лет для мужчин и 25 лет для женщин (за исключением граждан, имеющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), - уменьшению на 3 процента за каждый полный недостающий год (абзацы сорок пятый и сорок шестой пункта 10 статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования").

В соответствии с частью 5 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ данные законоположения вступали в силу с 1 января 2015 года.

Таким образом, положения пунктов 17 и 18 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", на которые ссылается Макарова Л.А., устанавливали порядок исчисления только одной из составляющих трудовой пенсии по старости - фиксированного базового размера страховой части и подлежали применению с 1 января 2015 года.

В рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с 1 января 2015 года введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В Федеральном законе "О страховых пенсиях" страховая пенсия и фиксированная выплата к ней также выделены в качестве самостоятельных видов обязательного страхового обеспечения застрахованных лиц (пункты 1 и 6 статьи 3) и определение их размеров осуществляется по различным правилам (статьи 15 - 18). Так, с 1 января 2015 года (момента вступления в силу указанного Федерального закона) размер страховой пенсии по старости стал определяться исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента и индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, рассчитываемого с учетом сумм страховых взносов, начисленных и уплаченных за застрахованное лицо, а размер фиксированной выплаты к ней - в твердых суммах, не зависящих от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (статьи 15 -17 Федерального закона "О страховых пенсиях"). При этом фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии.

В статье 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" перечислены основания повышения фиксированной выплаты, но в их числе повышение фиксированной выплаты за каждый полный год страхового стажа, превышающего 25 лет для женщин, не предусмотрено.

Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2016 г. N 217-0 "По запросу Ленинск-Кузнецкого городского суда адрес о проверке конституционности частей 3 и 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" в рамках реформирования системы обязательного пенсионного страхования законодателем в качестве обязательного страхового обеспечения вместо трудовой пенсии по старости с дата были введены: страховая пенсия по старости, фиксированная выплата к страховой пенсии и накопительная пенсия (пункт 1 статьи 9 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ), а также установлено новое правовое регулирование, закрепляющее условия и порядок их назначения и выплаты (Федеральный закон "О страховых пенсиях" и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии").

В связи с закреплением такого механизма сохранения ранее приобретенных застрахованными лицами пенсионных прав законодатель в статье 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел правило о том, что со дня вступления в силу данного Федерального закона ранее принятые федеральные законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей ему, а Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции правильно установил, что пенсия истцу назначена и перерасчет назначенной пенсии произведен в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.

Доказательств нарушения прав истца действиями ответчика при разбирательстве дела судам не добыто. При таких обстоятельствах отсутствовали основания для удовлетворения заявленных истцом требований.

Доказательства, представленные в обоснование требований о включении спорных периодов оценены судом надлежащим образом, в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Приведенные Макаровой Л.А. в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, которые опровергаются материалами дела, в котором имеются варианты оценки пенсионных прав истца. Принимая решение суд проверил правильность представленных ответчиком ему расчетов и согласился с ними.

                Судебная коллегия соглашается с приведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, согласуются с представленными доказательствами и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции.

Предусмотренные частью 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для перехода к рассмотрению данного дела по правилам производства суда первой инстанции в данном случае отсутствуют.

        Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.

        Судебная коллегия считает необходимым отметить, что доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию истца, изложенную в ходе разбирательства в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

        На основании изложенного, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, вынесено на основании всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств и предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены или изменения судебной коллегией не установлено.

                Руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

                О П Р Е Д Е Л И Л А :

        решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 24 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Макаровой Л.А. без удовлетворения.

            Председательствующий                                            Г.Д.Вахитова

            Судьи                                                                          И.С. Гадиев

                                                                                                  Г.З.Фахрисламова

...

...

...

33-10476/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Макарова Лилиана Аркадьевна
Ответчики
ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ в РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Вахитова Гульнара Диязовна
Дело на странице суда
vs.bkr.sudrf.ru
23.05.2022Передача дела судье
21.06.2022Судебное заседание
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.07.2022Передано в экспедицию
21.06.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее