Решение по делу № 72-218/2023 от 14.04.2023

Судья Рожкова И.П.

Дело № 72-218/2023

УИД 59RS0004-01-2023-000613-80

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 мая 2023 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием Костарева Д.П., защитников Маматовой Л.Х., Ялалова Ю.З., Ивлева С.В., генерального директора ООО «№1» Б1., представителя УФАС России по Пермскому краю И., прокуроров Синевой А.В., Колдани Д.А., Каменских Е.С., должностного лица, вынесшего постановление Б2., рассмотрев жалобу заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Дмитрия Павловича на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 г., постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. №059/04/7.32-1219/2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 г., должностное лицо – заместитель директора государственного казенного учреждения «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарев Д.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, дополнениях к жалобе, поданных в Пермский краевой суд, Костарев Д.П. просит решение судьи районного суда, постановление должностного лица отменить, указывая на противоречие выводов судьи положениям Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 апреля 2022 г. № 340-п. Указанный Порядок не содержит требования о том, что заказчик обязан обосновать наличие причинно-следственной связи между возникновением независящих от сторон обстоятельств и невозможностью исполнить контракт. Процедура внесения изменений в контракт заказчиком соблюдена, рассмотрение заявки МРГ и издание распоряжения Правительства Пермского края об изменении существенных условий контракта подтверждают наличие причинно-следственной связи. При соблюдении процедуры внесения изменений в контракт привлечение заказчика к ответственности по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконно и необоснованно.

В судебном заседании в краевом суде Костарев Д.П., защитники Маматова Л.Х., Ялалов Ю.З., Ивлев С.В., генеральный директор ООО «№1» Б1. жалобу поддержали.

Должностные лица УФАС России по Пермскому краю Б2., И., прокуроры Синева А.В., Колдани Д.А., Каменских Е.С. в судебном заседании в краевом суде возражали против удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, дополнительные материалы, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральным законом от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Пермского края в связи с обращением директора ООО «№2» Н. на основании решения первого заместителя прокурора Пермского края № 183 от 20 мая 2022 г. проведена проверка в отношении ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» по исполнению требований законодательства о контрактной системе закупок при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В ходе проверки установлено, что ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» в период с 10 августа 2021 г. по 13 сентября 2021 г. провело открытый конкурс с указанным предметом закупки; в соответствии с проектом контракта авансирование не предусмотрено; в требованиях к характеристикам и оборудованию транспортных средств (приложение № 2 к проекту контракта) на маршрутах №№ 802, 749, 752, 786 закреплено, что подрядчик обязан обеспечить наличие 19 автобусов большого класса со сроком эксплуатации не более 1 года на дату начала выполнения работ по контракту, аналогично на маршрутах №№ 777, 779 - 4 автобуса среднего класса, № 141 - 8 автобусов среднего класса, а также наличие резервных 1 автобуса малого класса со сроком эксплуатации до 6 лет. При этом указано, что резервное транспортное средство используется подрядчиком в случаях объективной невозможности использования основного подвижного состава впоследствии технической неисправности.

В пункте 2.1 конкурсной документации предусмотрено предоставление согласия участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных указанной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса.

01 октября 2021 г. между ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» и ООО «№1» заключен государственный контракт № 67-ОПП-21 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (141, 545, 749, 752, 777, 779, 786, 802). В соответствии с которым с которым последнее обязалось выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением №1 к контракту, а заказчик – принять и оплатить эти работы; для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствует требованиям, установленным приложением № 2 к контракту.

Цена контракта составила 1 444 331 455 рублей 96 копеек, формируется с учетом расходов подрядчика, в том числе, расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые подрядчик должен выплатить в связи с исполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации; является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ; заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненный объем работ в течение срока действия контракта (этапа исполнения контракта), но не превышающий объем работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением № 3 к контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением № 5 к контракту; срок оплаты фактически выполненных работ определяется в соответствии с частью 13.1 статьи 34 названного Федерального закона и составляет не более чем 30 дней со дня подписания заказчиком акта приемки выполненных работ. Период выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края определен с момента заключения контракта: маршруты 141, 786 с 10 февраля 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут 545 - с 19 августа 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут 749 - с 01 марта 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршруты 777, 752 - с 16 февраля 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут - 779 с 01 января 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут 802 - с 01 апреля 2022 г. по 31 мая 2027 г.

В соответствии с пунктом 3.1 контракта подрядчик обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала выполнения работ направить заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению № 10 к контракту в двух экземплярах с приложением необходимых документов на транспортные средства. В требованиях приложения № 2 к контракту (при проведении закупки идентичное положение содержалось в техническом задании в составе конкурсной документации) закреплено, что срок эксплуатации транспортных средств должен быть не более 1 года.

В связи с несоблюдением подрядчиком обязанности, предусмотренной пунктом 3.1 контракта с учетом требований приложения № 2, заказчиком генеральному директору ООО «№1» 11 февраля 2022 г. и 16 февраля 2022 г. направлены претензии о несоблюдении требований государственного контракта (по маршрутам № 141, 777, 752, 786). Согласно ответу ООО «№1» от 14 февраля 2022 г. подрядчик не получил своевременно автобусы марки «Ютонг 6122» 2021-2022 г.в. производства КНР по договорам поставки с ООО «№3» (срок поставки: декабрь 2021 года - январь 2022 года) в связи с ожиданием таможенного оформления на границе (переход Манчжурия-Забайкальск).

Заказчиком в связи с нарушением подрядчиком условий контракта в части срока эксплуатации транспортных средств, используемых при выполнении работ, 22 марта 2022 г. начислены штрафные санкции на сумму 342 469,69 рублей.

26 мая 2022 г. стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заключили дополнительное соглашение № 3 к контракту, которым предусмотрено авансирование в размере 28400000 рублей, условие об использовании автобусов со сроком эксплуатации не более 1 года перенесено на 01 октября 2022 г. в отношении 17 автобусов большого класса, количество требуемых автобусов среднего класса на маршруте № 141 снижено до 7, допущено использование в качестве резервных 2 автобусов большого класса и 1 автобуса среднего класса со сроком эксплуатации до 7 лет.

При проведении проверки прокуратура Пермского края усмотрела в действиях заказчика, выразившихся в изменении существенных условий государственного контракта от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21 на основании дополнительного соглашения от 26 мая 2022 г. № 3 нарушение статей 34, 95, части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Дополнительное соглашение от 26 мая 2022 г. № 3 подписано исполняющим обязанности директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костаревым Д.П.

Приказом Министерства транспорта от 13 мая 2022 г. №44-01-05-73 «Об отпуске М.» на период с 23 мая по 05 июня 2022 г. исполнение обязанностей директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» возложено на Костарева Д.П., заместителя директора.

Факт внесения изменений в государственный контракт от 01 октября 2021 г. в отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, послужил основанием для возбуждения в отношении заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Д.П. дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая должностное лицо Костарева Д.П. к административной ответственности, должностное лицо административного органа расценило действия, направленные на заключение дополнительного соглашения, как способ освобождения ООО «№1» от штрафных санкций, исходило из того, что Костаревым Д.П. не доказано наличие причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта. Костарев Д.П. не принял всех необходимых мер, направленных на соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе статьей 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, которой закреплен принцип профессионализма заказчика, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности Костарева Д.П. в совершении вмененного ему административного правонарушения.

С выводами должностного лица УФАС России по Пермскому краю, судьи Ленинского районного суда г. Перми согласиться нельзя в силу следующего.

Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве задач производства по делам об административных правонарушениях определяет всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Такие случаи предусмотрены частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, Федеральным законом от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

На основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.

Часть 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта.

Таким образом, существенные условия государственного контракта могут быть изменены в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие решения и издание актов, предусмотренных частью 65.1 статьи 112 указанного Федерального закона, в данном случае осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. №85-п «О создании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края» в целях усиления контроля за обоснованностью расходования средств бюджета Пермского края в соответствии с утвержденными государственными программами Пермского края создана Межведомственная рабочая группа по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края. Утверждены состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края; регламент работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее – Регламент работы МРГ) (в редакции по состоянию на дату заседания МРГ 22 апреля 2022 г.).

В соответствии с пунктом 1.1 Регламента работы МРГ настоящий Регламент определяет порядок работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ) при рассмотрении заявок на осуществление закупок товаров, работ, услуг (далее - заявки) для заказчиков, указанных в пункте 1.1(1) настоящего Регламента, на предмет обоснованности и целесообразности закупок и принятии решений МРГ по указанным вопросам.

МРГ рассматривает, в том числе заявки о предложении об изменении существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (пункт 1.3.8 Регламента работы МРГ).

Как следует из материалов дела, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ и необходимостью подготовки решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» в адрес Министерства транспорта Пермского края направлена заявка в электронной форме № 44-Вн-01-04-117 от 30 марта 2022 г. о необходимости изменения существенных условий контрактов согласно Перечню контрактов, в который включен, в том числе государственный контракт от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21, к заявке приложены письма подрядных организаций (л.д. 39-43).

В свою очередь Министерством транспорта Пермского края посредством системы электронного документооборота Пермского края направлено письмо № 44-01-10вн-435 от 05 апреля 2022 г. в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края о необходимости предусмотреть возможность изменения существенных условий государственных контрактов с предложением мер, направленных на недопущение остановки перевозок по межмуниципальным маршрутам Пермского края (л.д. 44-46).

Заявки о предложении изменений существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 г., если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, были рассмотрены на заседании МРГ 22апреля 2022 г.

По результатам рассмотрения заявок МРГ принято решение согласовать заявки № 1-21, 24, 25 (заявка № 14 – государственный контракт от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21), решение принято большинством голосов, составлен протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от 22 апреля 2022 г. № 26 (л.д. об административном правонарушении 75-80).

Протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от 22 апреля 2022 г. № 26 послужил основанием для издания распоряжения Правительства Пермского края от 11 мая 2022 г. № 131-рп, которым утверждены изменения, вносимые в приложение к распоряжению Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 г. № 96-рп «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году».

Распоряжением Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 г. № 96-рп установлено, что при исполнении контрактов по перечню согласно приложению к настоящему распоряжению допускается по соглашению сторон изменение существенных условий таких контрактов, заключенных до 01 января 2023 года, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.

Государственный контракт от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21 внесен в указанный Перечень под пунктом 5.13, обоснованием изменения условий контракта является протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от 22 апреля 2022 г. № 26.

После вынесения указанных распоряжений Правительства Пермского края 26 мая 2022 г. ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» и ООО «№1» заключили дополнительное соглашение № 3 к контракту от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21.

При таких обстоятельствах дополнительное соглашение от 26 мая 2022 г. № 3 в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заключено на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Относительно указания отсутствия доказательств наличия причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в контексте Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ, то в данном случае вопрос о ее наличии был разрешен фактически на совещании МРГ, по итогам которого соответствующая заявка с приведением конкретных условий, которые подлежат изменению в государственном контракте, была согласована. Протокол заседания, как указано выше, лег в основу распоряжений Правительства Пермского края, которые в установленном порядке не оспорены. Исходя из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление действительного наличия независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, предметом рассмотрения в данном деле не является, соответствующие вопросы подлежат рассмотрению в порядке иного судопроизводства.

Учитывая изложенное, вывод о совершении должностным лицом Костаревым Д.П. административного правонарушения, ответственность за которое наступает в соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует фактическим обстоятельствам, действующему законодательству.

Ссылка должностного лица административного органа на пояснительную записку к проекту Федерального закона № 80712-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая в качестве цели принятия Федерального закона № 46-ФЗ указывает защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, и указание на необходимость разрешения вопроса о соответствии действий заказчиков части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ с учетом целей принятия Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ, не может быть признана обоснованной. Пояснительные записки к законопроектам не относятся к источникам действующего законодательства о контрактной системе, а сам текст федерального закона в части приведенной нормы не содержит отсылок к каким-либо случаям, связывает возможность внесения изменений в существующие контракты исключительно с возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Указание в постановлении на Порядок изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01 января 2023 года для обеспечения нужд Пермского края, по соглашению сторон, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 29 апреля 2022 г. № 340-п, является необоснованным, поскольку на момент проведения заседания МРГ 22 апреля 2022 г. данное постановление еще не было принято. Рассмотрение заявок осуществлялось в соответствии с Регламентом работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. № 85-п.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. №059/04/7.32-1219/2022, решение судьи Ленинского районного суда от 29 марта 2023 г. не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме того, следует отметить, что состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края утвержден постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. № 85-п, согласно которому представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (по согласованию) входит в состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края.

Согласно протоколу заседания МРГ от 22 апреля 2022 г. № 26, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Б2., вынесшая постановление по делу об административном правонарушении, принимала участие в данном заседании, решение по результатам которого послужило в дальнейшем основанием для осуществления привлекаемым к административной ответственности лицом действий по внесению изменений в государственный контракт. Указанное должностное лицо выступало на данном заседании, имело право голоса, вопреки показаниями Б2. Показания должностного лица об обратном опровергаются регламентом работы Межведомственной рабочей группы (пункт 2.13), согласно которому члены МРГ обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов. Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Д.П. усматривается заинтересованность должностного лица Б2., что в соответствии со статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключало возможность рассмотрения ею настоящего дела об административном правонарушении.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. № 059/04/7.32-1219/2022, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 г., вынесенные в отношении заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Дмитрия Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - (подпись)

Судья Рожкова И.П.

Дело № 72-218/2023

УИД 59RS0004-01-2023-000613-80

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 18 мая 2023 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола секретарем Каско Н.С., с участием Костарева Д.П., защитников Маматовой Л.Х., Ялалова Ю.З., Ивлева С.В., генерального директора ООО «№1» Б1., представителя УФАС России по Пермскому краю И., прокуроров Синевой А.В., Колдани Д.А., Каменских Е.С., должностного лица, вынесшего постановление Б2., рассмотрев жалобу заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Дмитрия Павловича на решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 г., постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заявителя жалобы

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. №059/04/7.32-1219/2022, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 г., должностное лицо – заместитель директора государственного казенного учреждения «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарев Д.П. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.

В жалобе, дополнениях к жалобе, поданных в Пермский краевой суд, Костарев Д.П. просит решение судьи районного суда, постановление должностного лица отменить, указывая на противоречие выводов судьи положениям Порядка, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 29 апреля 2022 г. № 340-п. Указанный Порядок не содержит требования о том, что заказчик обязан обосновать наличие причинно-следственной связи между возникновением независящих от сторон обстоятельств и невозможностью исполнить контракт. Процедура внесения изменений в контракт заказчиком соблюдена, рассмотрение заявки МРГ и издание распоряжения Правительства Пермского края об изменении существенных условий контракта подтверждают наличие причинно-следственной связи. При соблюдении процедуры внесения изменений в контракт привлечение заказчика к ответственности по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконно и необоснованно.

В судебном заседании в краевом суде Костарев Д.П., защитники Маматова Л.Х., Ялалов Ю.З., Ивлев С.В., генеральный директор ООО «№1» Б1. жалобу поддержали.

Должностные лица УФАС России по Пермскому краю Б2., И., прокуроры Синева А.В., Колдани Д.А., Каменских Е.С. в судебном заседании в краевом суде возражали против удовлетворения жалобы.

Изучив доводы жалобы, заслушав лиц, принимавших участие в судебном заседании, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление, дополнительные материалы, судья краевого суда приходит к следующему.

Часть 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за изменение условий контракта, в том числе увеличение цен товаров, работ, услуг, если возможность изменения условий контракта не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 05апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии с частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, предусмотренных настоящей статьей.

Федеральным законом от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Предусмотренное настоящей частью изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Пермского края в связи с обращением директора ООО «№2» Н. на основании решения первого заместителя прокурора Пермского края № 183 от 20 мая 2022 г. проведена проверка в отношении ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» по исполнению требований законодательства о контрактной системе закупок при выполнении работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

В ходе проверки установлено, что ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» в период с 10 августа 2021 г. по 13 сентября 2021 г. провело открытый конкурс с указанным предметом закупки; в соответствии с проектом контракта авансирование не предусмотрено; в требованиях к характеристикам и оборудованию транспортных средств (приложение № 2 к проекту контракта) на маршрутах №№ 802, 749, 752, 786 закреплено, что подрядчик обязан обеспечить наличие 19 автобусов большого класса со сроком эксплуатации не более 1 года на дату начала выполнения работ по контракту, аналогично на маршрутах №№ 777, 779 - 4 автобуса среднего класса, № 141 - 8 автобусов среднего класса, а также наличие резервных 1 автобуса малого класса со сроком эксплуатации до 6 лет. При этом указано, что резервное транспортное средство используется подрядчиком в случаях объективной невозможности использования основного подвижного состава впоследствии технической неисправности.

В пункте 2.1 конкурсной документации предусмотрено предоставление согласия участника конкурса на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных указанной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения конкурса.

01 октября 2021 г. между ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» и ООО «№1» заключен государственный контракт № 67-ОПП-21 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам Пермского края (141, 545, 749, 752, 777, 779, 786, 802). В соответствии с которым с которым последнее обязалось выполнить работы, связанные с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края по регулируемым тарифам по маршрутам, параметры которых установлены приложением №1 к контракту, а заказчик – принять и оплатить эти работы; для выполнения работ используются транспортные средства, характеристики и оборудование которых соответствует требованиям, установленным приложением № 2 к контракту.

Цена контракта составила 1 444 331 455 рублей 96 копеек, формируется с учетом расходов подрядчика, в том числе, расходов на страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов, других обязательных платежей, которые подрядчик должен выплатить в связи с исполнением обязательств по контракту в соответствии с законодательством Российской Федерации; является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ; заказчик оплачивает подрядчику фактически выполненный объем работ в течение срока действия контракта (этапа исполнения контракта), но не превышающий объем работ, подлежащих выполнению в соответствии с приложением № 3 к контракту, по цене единицы работы, определенной в соответствии с приложением № 5 к контракту; срок оплаты фактически выполненных работ определяется в соответствии с частью 13.1 статьи 34 названного Федерального закона и составляет не более чем 30 дней со дня подписания заказчиком акта приемки выполненных работ. Период выполнения работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по межмуниципальным маршрутам Пермского края определен с момента заключения контракта: маршруты 141, 786 с 10 февраля 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут 545 - с 19 августа 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут 749 - с 01 марта 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршруты 777, 752 - с 16 февраля 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут - 779 с 01 января 2022 г. по 31 мая 2027 г.; маршрут 802 - с 01 апреля 2022 г. по 31 мая 2027 г.

В соответствии с пунктом 3.1 контракта подрядчик обязан не позднее чем за 5 рабочих дней до дня начала выполнения работ направить заказчику подписанный со своей стороны акт наличия транспортных средств согласно приложению № 10 к контракту в двух экземплярах с приложением необходимых документов на транспортные средства. В требованиях приложения № 2 к контракту (при проведении закупки идентичное положение содержалось в техническом задании в составе конкурсной документации) закреплено, что срок эксплуатации транспортных средств должен быть не более 1 года.

В связи с несоблюдением подрядчиком обязанности, предусмотренной пунктом 3.1 контракта с учетом требований приложения № 2, заказчиком генеральному директору ООО «№1» 11 февраля 2022 г. и 16 февраля 2022 г. направлены претензии о несоблюдении требований государственного контракта (по маршрутам № 141, 777, 752, 786). Согласно ответу ООО «№1» от 14 февраля 2022 г. подрядчик не получил своевременно автобусы марки «Ютонг 6122» 2021-2022 г.в. производства КНР по договорам поставки с ООО «№3» (срок поставки: декабрь 2021 года - январь 2022 года) в связи с ожиданием таможенного оформления на границе (переход Манчжурия-Забайкальск).

Заказчиком в связи с нарушением подрядчиком условий контракта в части срока эксплуатации транспортных средств, используемых при выполнении работ, 22 марта 2022 г. начислены штрафные санкции на сумму 342 469,69 рублей.

26 мая 2022 г. стороны на основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заключили дополнительное соглашение № 3 к контракту, которым предусмотрено авансирование в размере 28400000 рублей, условие об использовании автобусов со сроком эксплуатации не более 1 года перенесено на 01 октября 2022 г. в отношении 17 автобусов большого класса, количество требуемых автобусов среднего класса на маршруте № 141 снижено до 7, допущено использование в качестве резервных 2 автобусов большого класса и 1 автобуса среднего класса со сроком эксплуатации до 7 лет.

При проведении проверки прокуратура Пермского края усмотрела в действиях заказчика, выразившихся в изменении существенных условий государственного контракта от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21 на основании дополнительного соглашения от 26 мая 2022 г. № 3 нарушение статей 34, 95, части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Дополнительное соглашение от 26 мая 2022 г. № 3 подписано исполняющим обязанности директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костаревым Д.П.

Приказом Министерства транспорта от 13 мая 2022 г. №44-01-05-73 «Об отпуске М.» на период с 23 мая по 05 июня 2022 г. исполнение обязанностей директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» возложено на Костарева Д.П., заместителя директора.

Факт внесения изменений в государственный контракт от 01 октября 2021 г. в отсутствие оснований, предусмотренных действующим законодательством о контрактной системе, послужил основанием для возбуждения в отношении заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Д.П. дела об административном правонарушении по части 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Привлекая должностное лицо Костарева Д.П. к административной ответственности, должностное лицо административного органа расценило действия, направленные на заключение дополнительного соглашения, как способ освобождения ООО «№1» от штрафных санкций, исходило из того, что Костаревым Д.П. не доказано наличие причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта. Костарев Д.П. не принял всех необходимых мер, направленных на соблюдение законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в том числе статьей 9 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ, которой закреплен принцип профессионализма заказчика, в соответствии с которым контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Судья районного суда согласился с выводами должностного лица о виновности Костарева Д.П. в совершении вмененного ему административного правонарушения.

С выводами должностного лица УФАС России по Пермскому краю, судьи Ленинского районного суда г. Перми согласиться нельзя в силу следующего.

Статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве задач производства по делам об административных правонарушениях определяет всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно части 2 статьи 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Такие случаи предусмотрены частью 1 статьи 95 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ.

Кроме того, Федеральным законом от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» статья 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ дополнена частью 65.1, согласно которой по соглашению сторон допускается изменение существенных условий контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Такое изменение осуществляется с соблюдением положений частей 1.3 - 1.6 статьи 95 настоящего Федерального закона на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно.

На основании части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ при наличии предусмотренного данной нормой решения могут быть изменены любые существенные условия контракта, заключенного до 1 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения. Обстоятельства непреодолимой силы являются одним из таких обстоятельств.

Часть 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ образует специальное основание для изменения существенных условий контракта и не содержит ограничений пределов изменений, вносимых в условия контракта.

Таким образом, существенные условия государственного контракта могут быть изменены в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ на основании решения высшего исполнительного органа соответствующего субъекта Российской Федерации.

Принятие решения и издание актов, предусмотренных частью 65.1 статьи 112 указанного Федерального закона, в данном случае осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края.

Постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. №85-п «О создании Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края» в целях усиления контроля за обоснованностью расходования средств бюджета Пермского края в соответствии с утвержденными государственными программами Пермского края создана Межведомственная рабочая группа по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края. Утверждены состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края; регламент работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее – Регламент работы МРГ) (в редакции по состоянию на дату заседания МРГ 22 апреля 2022 г.).

В соответствии с пунктом 1.1 Регламента работы МРГ настоящий Регламент определяет порядок работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края (далее - МРГ) при рассмотрении заявок на осуществление закупок товаров, работ, услуг (далее - заявки) для заказчиков, указанных в пункте 1.1(1) настоящего Регламента, на предмет обоснованности и целесообразности закупок и принятии решений МРГ по указанным вопросам.

МРГ рассматривает, в том числе заявки о предложении об изменении существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 года, если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (пункт 1.3.8 Регламента работы МРГ).

Как следует из материалов дела, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ и необходимостью подготовки решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» в адрес Министерства транспорта Пермского края направлена заявка в электронной форме № 44-Вн-01-04-117 от 30 марта 2022 г. о необходимости изменения существенных условий контрактов согласно Перечню контрактов, в который включен, в том числе государственный контракт от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21, к заявке приложены письма подрядных организаций (л.д. 39-43).

В свою очередь Министерством транспорта Пермского края посредством системы электронного документооборота Пермского края направлено письмо № 44-01-10вн-435 от 05 апреля 2022 г. в Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края о необходимости предусмотреть возможность изменения существенных условий государственных контрактов с предложением мер, направленных на недопущение остановки перевозок по межмуниципальным маршрутам Пермского края (л.д. 44-46).

Заявки о предложении изменений существенных условий контракта, заключенного до 01 января 2023 г., если при исполнении такого контракта возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, были рассмотрены на заседании МРГ 22апреля 2022 г.

По результатам рассмотрения заявок МРГ принято решение согласовать заявки № 1-21, 24, 25 (заявка № 14 – государственный контракт от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21), решение принято большинством голосов, составлен протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от 22 апреля 2022 г. № 26 (л.д. об административном правонарушении 75-80).

Протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от 22 апреля 2022 г. № 26 послужил основанием для издания распоряжения Правительства Пермского края от 11 мая 2022 г. № 131-рп, которым утверждены изменения, вносимые в приложение к распоряжению Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 г. № 96-рп «Об изменении существенных условий контрактов в 2022 году».

Распоряжением Правительства Пермского края от 13 апреля 2022 г. № 96-рп установлено, что при исполнении контрактов по перечню согласно приложению к настоящему распоряжению допускается по соглашению сторон изменение существенных условий таких контрактов, заключенных до 01 января 2023 года, если при их исполнении возникли не зависящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения.

Государственный контракт от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21 внесен в указанный Перечень под пунктом 5.13, обоснованием изменения условий контракта является протокол заседания межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края от 22 апреля 2022 г. № 26.

После вынесения указанных распоряжений Правительства Пермского края 26 мая 2022 г. ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» и ООО «№1» заключили дополнительное соглашение № 3 к контракту от 01 октября 2021 г. № 67-ОПП-21.

При таких обстоятельствах дополнительное соглашение от 26 мая 2022 г. № 3 в соответствии с положениями части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ заключено на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Относительно указания отсутствия доказательств наличия причинно-следственной связи между невозможностью исполнения контракта и возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность исполнения контракта в контексте Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ, то в данном случае вопрос о ее наличии был разрешен фактически на совещании МРГ, по итогам которого соответствующая заявка с приведением конкретных условий, которые подлежат изменению в государственном контракте, была согласована. Протокол заседания, как указано выше, лег в основу распоряжений Правительства Пермского края, которые в установленном порядке не оспорены. Исходя из положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установление действительного наличия независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения, предметом рассмотрения в данном деле не является, соответствующие вопросы подлежат рассмотрению в порядке иного судопроизводства.

Учитывая изложенное, вывод о совершении должностным лицом Костаревым Д.П. административного правонарушения, ответственность за которое наступает в соответствии с частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не соответствует фактическим обстоятельствам, действующему законодательству.

Ссылка должностного лица административного органа на пояснительную записку к проекту Федерального закона № 80712-8 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которая в качестве цели принятия Федерального закона № 46-ФЗ указывает защиту национальных интересов Российской Федерации в связи с недружественными действиями иностранных государств и международных организаций, и указание на необходимость разрешения вопроса о соответствии действий заказчиков части 65.1 статьи 112 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. № 44-ФЗ с учетом целей принятия Федерального закона от 08 марта 2022 г. № 46-ФЗ, не может быть признана обоснованной. Пояснительные записки к законопроектам не относятся к источникам действующего законодательства о контрактной системе, а сам текст федерального закона в части приведенной нормы не содержит отсылок к каким-либо случаям, связывает возможность внесения изменений в существующие контракты исключительно с возникновением независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения.

Указание в постановлении на Порядок изменения существенных условий контрактов, заключенных до 01 января 2023 года для обеспечения нужд Пермского края, по соглашению сторон, если при исполнении таких контрактов возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность их исполнения, утвержденный постановлением Правительства Пермского края от 29 апреля 2022 г. № 340-п, является необоснованным, поскольку на момент проведения заседания МРГ 22 апреля 2022 г. данное постановление еще не было принято. Рассмотрение заявок осуществлялось в соответствии с Регламентом работы Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края, утвержденным постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. № 85-п.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. №059/04/7.32-1219/2022, решение судьи Ленинского районного суда от 29 марта 2023 г. не могут быть признаны законными и подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме того, следует отметить, что состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края утвержден постановлением Правительства Пермского края от 15 марта 2017 г. № 85-п, согласно которому представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (по согласованию) входит в состав Межведомственной рабочей группы по проверке обоснованности закупок для нужд Пермского края.

Согласно протоколу заседания МРГ от 22 апреля 2022 г. № 26, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю Б2., вынесшая постановление по делу об административном правонарушении, принимала участие в данном заседании, решение по результатам которого послужило в дальнейшем основанием для осуществления привлекаемым к административной ответственности лицом действий по внесению изменений в государственный контракт. Указанное должностное лицо выступало на данном заседании, имело право голоса, вопреки показаниями Б2. Показания должностного лица об обратном опровергаются регламентом работы Межведомственной рабочей группы (пункт 2.13), согласно которому члены МРГ обладают равными правами при обсуждении рассматриваемых на заседании вопросов. Следовательно, при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Д.П. усматривается заинтересованность должностного лица Б2., что в соответствии со статьей 29.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключало возможность рассмотрения ею настоящего дела об административном правонарушении.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 27 декабря 2022 г. № 059/04/7.32-1219/2022, решение судьи Ленинского районного суда г. Перми от 29 марта 2023 г., вынесенные в отношении заместителя директора ГКУ «Организатор пассажирских перевозок Пермского края» Костарева Дмитрия Павловича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья - (подпись)

72-218/2023

Категория:
Административные
Истцы
Прокурор Пермского края
Ответчики
Костарев Дмитрий Павлович
Другие
Маматова Лидия Халиловна
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
14.04.2023Материалы переданы в производство судье
25.04.2023Судебное заседание
11.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.05.2023Дело оформлено
24.05.2023Дело передано в экспедицию
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее