Судья Михайлова А.А. Дело № 33-5749/2023
Дело № 2-933/2023
64RS0043-01-2023-000081-66
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 июня 2023 года г. Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Артемовой Н.А.,
судей Аракчеевой С.В., Строгановой Е.В.,
при ведении протокола помощником судьи Гринёвым П.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алексушиной С.А. к публичному акционерному обществу «Т Плюс» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет, возмещении судебных расходов по апелляционной жалобе Алексушиной С.А. на решение Волжского районного суда г. Саратова от 17 апреля 2023 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Аракчеевой С.В., объяснения представителя истца Кондратова М.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Черабаевой В.Н., возражавшей по доводам апелляционной жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Алексушина С.А. обратилась в суд с иском к публичному акционерному обществу «Т Плюс» (далее – ПАО «Т Плюс») о признании незаконным начисления платы за отопление и горячее водоснабжение жилого помещения, возложении обязанности произвести перерасчет, обязать ответчика определить порядок внесения Алексушиной С.А. платы за коммунальные услуги по содержанию общего имущества в вышеуказанном многоквартирном доме, исключив из платежных документов плату за отопление, а также горячее водоснабжение жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование исковых требований истцом указано, что она является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>. Поскольку в указанном жилом помещении предусмотрено автономное отопление, в 2006 году на основании технических условий, выданных ОАО «Саратовгаз», был установлен газовый котел «Super Exclusive», все стояки отопления и горячего водоснабжения в квартире истца теплоизолированы, закрыты гипсокартоном, врезок от систем отопления и горячего водоснабжения не имеется. учет газа осуществляется на основании газового счетчика.
Вместе с тем, несмотря на наличие в квартире истца автономного отопления и горячего водоснабжения, ответчиком истцу производится начисление оплаты за отопление и горячее водоснабжение, что, по мнению истца, является незаконным ввиду наличия у нее обязанности только по оплате тепловой энергии мест общего пользования.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 17 апреля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Алексушина С.А., не согласившись с решением суда, обратился с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Ссылается на то, что при переустройстве жилого помещения был соблюден порядок действующий на момент проведения работ, в связи с этим исковые требования подлежат удовлетворению. Полагает сведения, внесенные в технический паспорт дома о том, что в доме все квартиры с центральным отоплением, ошибочные. Указывает на то, что проект на изменение системы отопления был подготовлен в 2001 году, до ввода жилого дома в эксплуатацию и на данные правоотношения не могут распространяться нормы ЖК РФ.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений об уважительности причин неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Алексушина С.А. является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>.
ПАО «Т Плюс» является ресурсоснабжающей организацией по поставке тепловой энергии для многоквартирного жилого дома, в котором расположена квартира истца.
Истцом в обоснование перевода принадлежащего ей жилого помещения № 76 на систему газоснабжения представлен проект газификации данной квартиры, подготовленный 24 мая 2001 года, а также наряд от 15 июня 2007 года, согласно которому 15 июня 2007 года в квартире № 76 была произведена установка газового котла и осуществлен пуск газа, при этом истец ссылается также на акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, из которого следует, что в период с ноября 2006 года по май 2007 года в доме были проведены строительно-монтажные работы по монтажу газопровода.
Разрешая исковые требования, суд первой инстанции, оценив по правилам ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, установив, что переход на индивидуальное отопление квартиры истца не был согласован в установленном законом порядке, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, поскольку он соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным по делу обстоятельствам.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 года № 46-П абз. 2 п. 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354) признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащееся в нем нормативное положение, не допуская возможность раздельного внесения потребителем коммунальной услуги по отоплению платы за потребление этой услуги в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает тех собственников и пользователей жилых помещений в подключенном к централизованным сетям теплоснабжения многоквартирном доме, которые, соблюдая установленный порядок переустройства системы внутриквартирного отопления, действующий на момент проведения такого рода работ, перешли на отопление конкретного помещения с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии и при этом обеспечивают в данном помещении отвечающий нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения.
Следовательно, условием для определения платы за отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии является соблюдение установленного порядка переустройства системы внутриквартирного отопления, действующего на момент проведения такого рода работ.
Согласно правовой позиции, изложенной в вопросе № 37 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 3, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27 ноября 2019 года, отказ собственника или пользователя отдельного помещения в многоквартирном доме от оплаты коммунальной услуги по отоплению допускается только в случаях отсутствия фактического потребления тепловой энергии, обусловленного, в частности, согласованным в установленном порядке демонтажем системы отопления помещения с переходом на иной вид теплоснабжения и надлежащей изоляцией проходящих через помещение элементов внутридомовой системы, а также изначальным отсутствием в помещении элементов системы отопления.
Предполагается, что собственники и иные законные владельцы помещений многоквартирного дома, обеспеченного внутридомовой системой отопления, подключенной к централизованным сетям теплоснабжения, потребляют тепловую энергию на обогрев принадлежащих им помещений через систему отопления, к элементам которой по отношению к отдельному помещению, расположенному внутри многоквартирного дома, помимо отопительных приборов, относятся полотенцесушители, разводящий трубопровод и стояки внутридомовой системы теплоснабжения, проходящие транзитом через такие помещения, а также ограждающие конструкции, в том числе плиты перекрытий и стены, граничащие с соседними помещениями, и через которые в это помещение поступает теплота (ГОСТ Р 56501-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания внутридомовых систем теплоснабжения, отопления и горячего водоснабжения многоквартирных домов. Общие требования, введен в действие Приказом Росстандарта от 30 июня 2015 года № 823-ст).
Право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано только посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.
Рассматриваемый в настоящем деле жилой многоквартирный дом, в котором согласно техническому паспорту отопление осуществляется централизованно, оборудован системой отопления, тепло, подаваемое по центральной системе, распределяется во все помещения дома, в том числе, и в помещения, относящиеся к общему имуществу дома, такая схема теплоснабжения в многоквартирном доме в настоящее время не изменена.
Согласно представленному в материалы дела техническому паспорту на указанный дом по состоянию на 15 января 2004 года, то есть на момент завершения строительства, в данном многоквартирном доме была предусмотрена центральная систем отопления в отношении всей площади дома.
Данные обстоятельства подтверждаются также актом о готовности к постоянной эксплуатации ответвления к потребителю и теплового пункта от 10 октября 2003 года, содержащим заключение комиссии на включение централизованной системы теплоснабжения дома <адрес> на постоянной основе.
Таким образом, доводы жалобы об ошибочном указании в техническом паспорте сведений о наличии в доме системы центрального отопления, отклоняются судебной коллегией как несостоятельные.
Внесение в технический паспорт многоквартирного дома в 2023 году изменений в части указания площади жилого помещения истца, для содержания которого используется автономное отопление, равно как и указание данных сведений в техническом паспорте, выполненном 30 марта 2010 года, на само жилое помещение, не свидетельствует о том, что жилой дом был введен в эксплуатацию в таком виде и о соблюдении истцом порядка осуществления перехода на данный вид отопления.
Право потребителей на отказ от предоставления и оплату услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано только посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома.
.В силу положений ст. ст. 25, 26 ЖК РФ (в редакции, действовавшей на момент установления газового оборудования - июнь 2007 года) переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения представляет:
1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации;
2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются Правительством РФ.
Предусмотренный ч. 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Вместе с тем истцом доказательств согласования переустройства инженерных коммуникаций в порядке, установленном ЖК РФ, суду первой инстанции представлено не было.
Сами по себе технические условия и характеристики газового оборудования, а также то, что газовое оборудование взято на обслуживание специализированной организацией, не свидетельствуют о законности действий заявителя.
Установив факт того, что переход на индивидуальное отопление квартиры истца не был согласован в установленном законом порядке, а также, что многоквартирный дом по адресу: <адрес>, оборудован системой центрального отопления, тепло, подаваемое по центральной системе, распределяется во все помещения дома, в том числе, и в помещения, относящиеся к общему имуществу дома, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы о том, что к данным правоотношениям не подлежат применению положения ЖК РФ, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку ЖК РФ принят 29 декабря 2004 года, переоборудование системы отопления истцом произведено в период с ноября 2006 года по июнь 2007 года, то есть после принятия ЖК РФ.
При этом сама по себе подготовка проекта газификации спорной квартиры, датированного 24 мая 2001 года, не свидетельствует о законности произведенной истцом переустройстве системы отопления.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 84 ЖК РСФСР, действующей в 2001 году, переустройство, перепланировка жилого помещения также допускалась только с разрешения исполнительного комитета местного Совета народных депутатов.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемого решения суда, основаны на неправильном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, и выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств по делу у судебной коллегии не имеется.
Доказательств, опровергающих выводы суда, автором жалобы в суд апелляционной инстанции не представлено.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волжского районного суда г. Саратова от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Алексушиной С.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 30 июня 2023 года.
Председательствующий
Судьи