Дело № 2-61/2022 (дело № 1-977/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Смирновой А.А.,
при секретаре Новиковой А.С.,
с участием:
прокурора – помощника Фурмановского межрайонного прокурора Зеленского А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области <ДД.ММ.ГГГГ> гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лунева М.Н., к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение,
У С Т А Н О В И Л:
Фурмановский межрайонный прокурор, действуя в интересах Лунева М.Н., обратился в суд с иском к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение.
Исковые требования обоснованы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой по поручению прокуратуры Ивановской области проведена проверка соблюдения жилищных прав Лунева М.Н., в ходе которой установлено, что Лунев М.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители лишены родительских прав. Лунев М.Н., будучи несовершеннолетним проживал вместе со своим опекуном ФИО 1 по адресу: <адрес>. С <ДД.ММ.ГГГГ> Лунев М.Н. в связи с учебой переехал жить в <адрес>. Решением органа местного самоуправления за Луневым М.Н. закреплено право проживания и пользования квартирой по адресу: <адрес>, в жилом помещении кроме истца зарегистрированы его родители, лишенные родительских прав на воспитание Лунева М.Н. Истец в установленном порядке принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> порядковый номер Лунева М.Н. в областном списке – <№>. У Лунева М.Н. отсутствует на праве собственности жилое помещение, он обращался в Администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением о предоставлении ему благоустроенного жилого помещения, в чем истцу было отказано. Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе при обращении к нему граждан обратиться в суд с заявлением о защите свобод и законных интересов граждан в сфере обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищном фонде. На основании ст. 40 Конституции Российской Федерации, ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации, ст.ст. 14, 109.1, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит возложить на Администрацию Фурмановского муниципального района Ивановской области обязанность предоставить Луневу М.Н. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения.
Прокурор – помощник Фурмановского межрайонного прокурора Зеленский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. С учетом того, что ответчик будет приобретать жилое помещение после выделения ему на эти цели денежных средств Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области, учитывая объем денежных средств, выделенных на цели приобретения жилья в <ДД.ММ.ГГГГ>., учитывая позицию истца, считал возможным предоставить ответчику срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Истец Лунев М.Н. в судебное заседание не явился, судебные повестки, направленные по адресу его регистрации и фактического проживания возвращены суду без вручения по истечении сроков хранения на почтовом отделении, в связи с чем судом причины неявки истца признаны неуважительными и разрешен вопрос о рассмотрении дела в его отсутствие. Ранее участвующий в судебном заседании истец Лунев М.Н. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснил суду, что после лишения его родителей родительских прав истец проживал со своей бабушкой, после окончания интерната уехал в <адрес> учиться на штукатура, во время обучения проживал в общежитии, после окончания обучения стал работать и жить в <адрес>, в квартиру по месту регистрации не возвращался, поскольку его мать, злоупотребляющая спиртными напитками, их комнату в коммунальной квартире привела в непригодное для проживания состояние.
Представитель ответчика Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Бейтикс А.И., извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие (т. 2, л.д. 18), возражают против удовлетворения заявленных исковых требований, по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т. 1, л.д. 209-211), поскольку в бюджете Фурмановского муниципального района отсутствуют собственные денежные средства и материальные ресурсы на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа. В <ДД.ММ.ГГГГ>. бюджету Фурмановского муниципального района на <ДД.ММ.ГГГГ>. выделены денежные средства на приобретение жилья данной категории граждан в размере <данные изъяты>. В настоящее время Администрацией Фурмановского муниципального района не исполнено 9 решения суда о предоставлении жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа со сроком исполнения. Просят предоставить срок для добровольного исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.
Представитель третьих лиц Департамента социальной защиты населения Ивановской области и Правительства Ивановской области Шестова П.В., извещенная о дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, возражает против удовлетворения заявленных исковых требований на основании письменных возражений, которые были оглашены в судебном заседании и приобщены судом к материалам гражданского дела (т. 1, л.д. 191-192, 194-195, т. 2, л.д. 12, 15).
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
<ДД.ММ.ГГГГ> Лунев М.Н. обращался в Администрацию Фурмановского муниципального района с заявлением о предоставлении жилого помещения, как ребенку-сироте (т. 1, л.д. 19).
Письмом от <ДД.ММ.ГГГГ> Администрация Фурмановского муниципального района отказала Луневу М.Н. в предоставлении жилого помещения в связи с их отсутствием (т. 1, л.д. 18).
<ДД.ММ.ГГГГ> Лунев М.Н. обращался к Фурмановскому межрайонному прокурору с заявлением с просьбой принять меры прокурорского реагирования по вопросу восстановления, нарушенных своих жилищных прав (т. 1, л.д. 7).
Решением Фурмановского межрайонного прокурора от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> назначена проверка в отношении Администрации Фурмановского муниципального района по обращению Лунева М.Н. (т. 1, л.д. 14).
Согласно свидетельству о рождении и сообщению Фурмановского районного филиала комитета Ивановской области ЗАГС Лунев М.Н. родился <ДД.ММ.ГГГГ>, его родителями являются ФИО 2 и ФИО 3 (т. 1, л.д. 18, 148).
Постановлением Главы администрации города Фурманова и Фурмановского района Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> ФИО 1 назначена опекуном над несовершеннолетним Луневым М.Н., за Луневым М.Н. закреплены право регистрации и право проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> (т. 1, л.д. 45-46, 75, 151-152).
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, ФИО 2 и ФИО 3 лишены родительских прав в отношении несовершеннолетнего Лунева М.Н., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения (т. 1, л.д. 42-44, 117-118).
Согласно акту проверки жилищных условий Лунева М.Н. от <ДД.ММ.ГГГГ> по адресу: <адрес>, жилой помещение находится в собственности Администрации Фурмановского городского поселения, жилое помещение состоит из 1 комнаты жилой площадью 17,6 кв.м., расположено на 2 этаже в 3-х этажном доме, в квартире зарегистрированы 4 человека (т. 1, л.д. 47).
Решением заседания жилищной комиссии по Администрации Фурмановского городского поселения, оформленным протоколом заседания от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, утвержденным постановлением Администрации Фурмановского городского поселения от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, Лунев М.Н. поставлен на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещения в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с тем, что он обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы (пп. 1 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации) (т. 1, л.д. 30, 78, 79153, 154-161).
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, является коммунальной квартирой. В муниципальной собственности Фурмановского муниципального района находится жилое помещение по адресу: <адрес>, комната <№>, площадью 18,4 кв.м. (т. 1, л.д. 16, 17, 172).
Согласно поквартирной карточке в квартире по адресу: <адрес>, на жилой площади 18,4 кв.м. зарегистрированы истец Лунев М.Н. и его мать ФИО 3 (т. 1, л.д. 64, 121, 124).
Согласно сообщению Фурмановского отделения Ивановского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» в собственности Лунева М.Н. зарегистрированного недвижимого имущества не значится (т. 1, л.д. 29).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> и от <ДД.ММ.ГГГГ> у Лунева М.Н. отсутствует недвижимое имущество на территории Ивановской области (т. 1, л.д. 39, 61).
Согласно уведомлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ> у Лунева М.Н. отсутствуют объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации (т. 1, л.д. 128-129).
Согласно выписке из ЕГРН квартира, расположенная по адресу: <адрес>, находится в собственности ФИО 4 (т. 1, л.д. 59-60). Согласно поквартирной карточке в квартире зарегистрированы ФИО 1 и ФИО 5 (т. 1, л.д. 63).
Согласно сообщениям Департамента социальной защиты населения Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, Лунев М.Н. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. По состоянию на <ДД.ММ.ГГГГ> порядковый номер Лунева М.Н в Списке – <№> (т. 1, л.д. 67). Лунев М.Н. включен в список на основании информации Территориального управления социальной защиты населения по Фурмановскому муниципальному району о его социальном статусе (т. 1, л.д. 70, 180), сообщения Администрации по Фурмановскому муниципальному району от <ДД.ММ.ГГГГ> о том, что Лунев М.Н. не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма (т. 1, л.д. 71, 182, 184), уведомления Росреестра об отсутствии у Лунева М.Н. прав на недвижимое имущество (т. 1, л.д. 72, 73, 181, 185).
Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, отказано в удовлетворении иска Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лунева М.Н., к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, ФИО 3 о принудительном обмене жилого помещения по адресу: <адрес> (т. 2, л.д. 8-10).
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Согласно ст. 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. ж ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Согласно ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей и находящиеся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением либо, если отсутствует жилое помещение, получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлены дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абз. 1 пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.
Согласно п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств: 1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц: лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в п. 4 ч. 1 ст. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно; 2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством; 3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Аналогичные положения содержится и в ст.ст. 8 и 8.8 Закона Ивановской области 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области».
Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых лицам, указанным в п. 1 настоящей статьи, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта РФ и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением населенных пунктов с численностью жителей менее 10 тысяч человек, а также многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 5 Закона Ивановской области 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» предусмотренные настоящим Законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами Ивановской области.
Согласно п. 5 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Ивановской области.
Согласно п. 6 ст. 8 Закона Ивановской области 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ст. 8.1 Закона Ивановской области 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Ивановской области» Ивановская область передает в рамках реализации государственной программы Ивановской области «Социальная поддержка граждан в Ивановской области» органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственные полномочия по однократному обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот).
Согласно ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Установление нормы предоставления законодательством отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно решению Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от <ДД.ММ.ГГГГ> <№>, в редакции решения Совета Фурмановского городского поселения Третьего созыва от <ДД.ММ.ГГГГ> <№> учетная норма общей площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена 10 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, норма предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающих граждан установлена в размере не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения (т. 1, л.д. 163, 164).
Судом установлено, что Лунев М.Н., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его родители ФИО 2 и ФИО 3 лишены родительских прав в отношении сына Лунева М.Н. решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>. <ДД.ММ.ГГГГ> Лунев М.Н. органом местного самоуправления был признан нуждающимся в жилых помещениях и включен в льготный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку обеспечен жилой площадью жилого помещения менее учетной нормы. С <ДД.ММ.ГГГГ> Лунев М.Н. состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, формируемом Департаментом социальной защиты населения Ивановской области, и не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями.
При назначении Луневу М.Н. опекуна, решением органа местного самоуправления от <ДД.ММ.ГГГГ>, за Луневым М.Н. были закреплены регистрации и право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, в котором с <ДД.ММ.ГГГГ> на площади 18,4 кв.м. зарегистрирован истец и его мать, лишенная родительских прав в отношении истца. Решением Фурмановского городского суда Ивановской области от <ДД.ММ.ГГГГ>, вступившим в законную силу <ДД.ММ.ГГГГ>, отказано в удовлетворении иска Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лунева М.Н., к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, ФИО 3 о принудительном обмене жилого помещения по адресу: <адрес> (т. 2, л.д. 8-10). Таким образом в силу абзаца 2 п. 1 ч. 4 ст. 8 Федерального закона от <ДД.ММ.ГГГГ> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проживание Лунева М.Н. в закрепленном за ним жилым помещением по адресу: <адрес>, является невозможным. Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области Лунев М.Н. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени Лунев М.Н. Администрацией Фурмановского муниципального района жилым помещением не обеспечен. Жилых помещений на праве собственности Лунев М.Н. не имеет. Указанное в соответствии с вышеприведенными положениями федерального законодательства и законодательства Ивановской области является основанием для предоставления Луневу М.Н. органом местного самоуправления, на территории которого находится его место жительства, в данном случае - Администрацией Фурмановского муниципального района, благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
Определяя площадь жилого помещения, которое должно быть предоставлено Луневу М.Н., суд приходит к выводу, что жилое помещение должно быть предоставлено Луневу М.Н. по нормам, установленным органом местного самоуправления, для одиноко проживающих граждан – не менее 25 кв.м. общей площади жилого помещения.
Предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не зависит от очередности постановки такого лица на учет и должно предоставляться немедленно после наступления предусмотренных законом обстоятельств, по месту жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку исходя из требований ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от времени постановки на учет, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории, а также от иных условий. Отсутствие надлежащего финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Семейного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Ивановской области 14.03.1997 № 7-ОЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Лунев М.Н. имеет право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на предоставление благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, т.к. своего жилья на праве собственности не имеет, его проживание в жилом помещении, которое он в настоящее время занимает на условиях социального найма невозможно, поскольку в квартире также зарегистрирована его мать, лишенная родительских в прав в отношении истца, в установленном законом Департаментом социальной защиты населения по Ивановской области включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. <ДД.ММ.ГГГГ> Лунев М.Н. достиг возраста 18 лет. По достижению Луневым М.Н. 18-летнего возраста органы местного самоуправления были обязаны обеспечить его жилым помещением. Лунев М.Н. обращался к ответчику с просьбой предоставить ему жилое помещение, отвечающее требованиям закона, однако в предоставлении жилого помещения ему было отказано.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд, учитывая, что бюджету Фурмановского муниципального района на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений на <ДД.ММ.ГГГГ> выделены денежные средства в размере <данные изъяты>, на плановый период <ДД.ММ.ГГГГ> выделено <данные изъяты> копеек, на <ДД.ММ.ГГГГ> – <данные изъяты>, что следует из таблицы № 46 Закона Ивановской области от 15.12.2021 № 98-ОЗ «Об областном бюджете на <ДД.ММ.ГГГГ> и на плановый период <ДД.ММ.ГГГГ> годов», отсутствие в муниципальной собственности Фурмановского муниципального района в настоящее время жилых помещений, которые могли бы быть предоставлены Луневу М.Н., отсутствие в бюджете Фурмановского муниципального района денежных средств в достаточном размере на данные цели, наличие у Администрации Фурмановского муниципального района 9 неисполненных решений о предоставлении жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходимость для ответчика проведения аукционов на проведение жилья и процедур по включения жилых помещений в специализированный жилищный фонд, учитывая возросшую стоимость квартир, считает разумным и справедливым установить ответчику срок для исполнения решения суда до <ДД.ММ.ГГГГ>.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах Лунева М.Н., к Администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение, законные, обоснованные и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Фурмановского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать Администрацию Фурмановского муниципального района Ивановской области в срок до <ДД.ММ.ГГГГ>, предоставить Луневу М.Н., <ДД.ММ.ГГГГ> года рождения, однократно, на условиях договора найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилищного фонда в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью не менее 25 кв.м., на территории Фурмановского муниципального района. Общее количество жилых помещений в виде квартир, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в одном многоквартирном доме, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации и при этом не может превышать 25 процентов от общего количества квартир в этом многоквартирном доме, за исключением многоквартирных домов, количество квартир в которых составляет менее десяти.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Фурмановский городской суд Ивановской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: _________________
Мотивированное решение в окончательной форме составлено <ДД.ММ.ГГГГ>