Дело № 2-385/2023 (2-5891/2022)
УИД 59RS0007-01-2022-005642-47
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
23 января 2023 года г. Пермь
Свердловский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,
при секретаре судебного заседания Орловой О.В.,
с участием представителя ответчика Булычевой И.Л.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елоховой Е. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л :
Елохова Е.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена вторая группа инвалидности бессрочно, однако, страховая пенсия по инвалидности назначена лишь с ДД.ММ.ГГГГ. При обращении к ответчику истцу было сообщено, что пенсионные выплаты производятся с момента обращения с соответствующим заявлением, а не со дня установления группы инвалидности. Считает данный отказ незаконным, поскольку ГУ ОПФР по Пермскому краю, являясь оператором федерального реестра инвалидов, не воспользовался сведениями, размещенными с реестре, не предпринял мер реагирования, закрепленных Правилами ведения Федерального реестра инвалидов. Полагает, что отмена ранее действующего закона об обязании не позднее чем через 12 месяцев с этого дня обратиться в ПФР с заявлением и применение нового закона, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, позволяет ей получить пенсию по инвалидности с момента назначения. Действиями ответчика истцу причинен моральный вред, который она оценивает в размере <данные изъяты>
На основании изложенного просит суд, взыскать с ответчика в ее пользу невыплаченную пенсию по инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, денежную компенсацию морального вреда в размере 10 000,00 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена судом надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ранее в судебном заседании принимала участие ее представитель, который на удовлетворении требований настаивала, дополнительно указывала, что на момент изменения законодательства (ДД.ММ.ГГГГ) о беззаявительном назначении пенсии по инвалидности 12-ти месячный срок с момента установления истцу пенсии не истек, ответчик был обязан назначить истцу пенсию в беззаявительном порядке. Также ответчик не исполнил свою обязанность по информированию истца о его праве на назначение пенсии.
01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.
Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве, в котором указывает, что до ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по инвалидности устанавливалась на основании заявления со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня. Поскольку истец обратилась с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, по истечении 12 месяцев со дня установления инвалидности, пенсия была назначена со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ. Требование о взыскании компенсации морального вреда также не подлежат удовлетворению, поскольку отсутствует совокупность обстоятельств, с наличием которой законодатель связывает возможность такой компенсации.
Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Как предусмотрено частью 1 статьи 9 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Страховая пенсия по инвалидности устанавливается на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы (часть 2 статьи 9 Закона № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей до 01.01.2022) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2022) страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона. Если указанное заявление пересылается по почте либо представляется в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации, либо подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем, днем обращения за страховой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, либо дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, либо дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
В силу пункта 2 части 2 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности назначается со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
Федеральным законом от 26.05.2021 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Закон № 400-ФЗ был дополнен статья 25.1. «Особенности назначения страховых пенсий по инвалидности», вступившей в силу с 01.01.2022.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом, назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
Согласно части 2 статьи 25.1 Закона № 400-ФЗ решение о назначении страховой пенсии по инвалидности принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, признанного инвалидом, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение. Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по инвалидности. В случае отсутствия условий, необходимых для назначения лицу, признанному инвалидом, страховой пенсии по инвалидности, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, уведомляет данное лицо об условиях, необходимых для назначения страховой пенсии по инвалидности.
Таким образом, до 01.01.2022 страховая пенсия по инвалидности устанавливалась на основании заявления лица, признанного инвалидом, со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня.
С 01.01.2022 года изменился порядок назначения страховой пенсия по инвалидности лицу, признанному инвалидом: пенсия назначается со дня его признания инвалидом без истребования от него заявления о назначении страховой пенсии по инвалидности на основании данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, в том числе сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов. Такое решение принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о чем инвалид извещается в течение трех рабочих дней со дня вынесения решения о назначении страховой пенсии по инвалидности извещает данное лицо о назначении ему страховой пенсии по инвалидности.
Статьей 28.1. Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Пунктом 4.1. Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минтруда России от 22.01.2015 № 35н, установлено, что ежемесячная денежная выплата инвалидам и детям-инвалидам устанавливается без подачи заявления со дня признания гражданина инвалидом или ребенком-инвалидом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Елоховой Е.А. впервые установлена <данные изъяты> группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно, что подтверждается справкой ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России №, выпиской из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом ФКУ «ГБ МСЭ по Пермскому краю» Минтруда России (л.д. 33, 34).
ДД.ММ.ГГГГ Елоховой Е.А. на основании поступивших сведений из федерального реестра инвалидов была назначена ежемесячная денежная выплата на основании статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 69-73).
ДД.ММ.ГГГГ Елохова Е.А. обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением (через информационную систему Пенсионного фонда РФ) о назначении пенсии, предусмотренной ст. 9 Закона № 400-ФЗ (л.д. 29-31, 32).
До подачи указанного заявления Елохова Е.А. в пенсионный орган не обращалась ни одним из предусмотренным законом способом.
Решением ОПФР по Пермскому краю № от ДД.ММ.ГГГГ Елоховой Е.А. с ДД.ММ.ГГГГ назначена страховая пенсия по инвалидности в соответствии со ст. 9 Закона № 400-ФЗ, так как обращение с заявлением о пенсии последовало по истечении 12 месяцев с момента установления инвалидности (л.д. 28).
В связи с установлением ДД.ММ.ГГГГ первой группы инвалидности истцу произведен перерасчет размера фиксированной выплаты со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.
Полагая, что начисление пенсии должно производиться ей с момента первичного установления ей группы инвалидности, то есть, с ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ Елохова Е.А. обратилась в ОПФР по Пермскому краю с заявлением о перерасчете пенсионных выплат (л.д. 11-12).
ДД.ММ.ГГГГ ОПФР по Пермскому краю истцу дан ответ, согласно которому до ДД.ММ.ГГГГ страховая пенсия по инвалидности устанавливалась на основании заявления со дня признания лица инвалидом, если обращение за указанной пенсией последовало не позднее чем через 12 месяцев с этого дня. Поскольку обращение с заявлением о назначении пенсии, предусмотренной ст. 9 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, последовало по истечении 12 месяцев со дня установления инвалидности, пенсия была назначена со дня обращения – ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13).
Не согласившись с указанным решением, истец обратилась в суд с настоящим иском.
Истец считает, что отмена ранее действующего закона об обязании не позднее чем через 12 месяцев с этого дня обратиться с ПФР с заявлением и применение нового закона, вступившим в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ позволяет ей получить пенсию с момента первичного назначения группы инвалидности.
При этом истец указывает, что ответчик не исполнил обязанность по информированию истца о наличии у нее права на пенсию.
Также истец полагает, что ответчик начиная с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являясь оператором федерального реестра инвалидов располагал сведениями о наличии у истца инвалидности и имел возможность до истечения 12-ти месячного срока с момента первичного назначения истцу второй группы инвалидности назначить ей пенсию в беззаявительном порядке.
Суд оценивая, указанные доводы истца о наличии оснований назначения ей пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ, приходит к выводу, что они основаны на неправильном толковании норм материального права.
Общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу. При этом установление правил действия во времени и по кругу лиц новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, должно осуществляться им с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод, включая право на социальное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 года № 7-О).
Как следует из текста Федерального закона от 26.05.2021 № 153-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», он не распространил действие вводимых им норм, в том числе, вновь принятой ст. 25.1 Закона № 400-ФЗ, на отношения, возникшие до 01.01.2022.
Также ни указанным законом, ни подзаконными актами, принятыми в его развитие, не установлена обязанность органов Пенсионного фонда РФ в пятидневный или в иной срок с момента вступления в силу указанного закона назначить пенсию по инвалидности всем инвалидам, сведения об установлении инвалидности которым имеются в федеральном реестре инвалидов.
Сам текст вновь принятой статьи 25.1 Закона № 400-ФЗ (части 2) о том, решение о назначении страховой пенсии по инвалидности принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по месту жительства лица, признанного инвалидом, не позднее пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, указывает на то, что назначение пенсии по новому беззаявительному правилу назначения пенсии подлежит в течение пяти рабочих дней со дня поступления сведений о признании лица инвалидом из федерального реестра инвалидов в распоряжение органа, а не сведений, уже имеющихся в распоряжении органа.
Так как сведения о первичном установлении истцу инвалидности поступили в распоряжение пенсионного органа до введения в действие статьи 25.1 Закона № 400-ФЗ, у ответчика не имелось обязанности по назначению пенсии до поступления сведений из федерального реестра инвалидов об установлении ДД.ММ.ГГГГ истцу первой группы инвалидности или до подачи истцом заявления о назначении пенсии по инвалидности (в зависимости от того, какой из фактов возникнет ранее).
С заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности Елохова Е.А. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-31), с указанной даты пенсия истцу назначена.
Каких-либо доказательств обращения Елоховой Е.А. в ОПФР по Пермскому краю ранее ДД.ММ.ГГГГ материалы дела не содержат.
До указанной даты пенсионным органом совершены действия по назначению материального обеспечения инвалида в беззаявительном порядке – ДД.ММ.ГГГГ обработана информация на основании поступивших сведений из федерального реестра инвалидов и Елоховой Е.А. назначена ежемесячная денежная выплата на основании статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» в беззаявительном порядке с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 69-73).
Ссылка истца на невыполнение ответчиком обязанности по разъяснению истцу ее права на получение пенсии по инвалидности на выводы суда не влияют, так как истец ранее ДД.ММ.ГГГГ к ответчику не обращалась, иного суду не представлено.
Отсутствие специальных юридических познаний в области права в части сроков для обращения в ПФР за назначением пенсии по инвалидности не свидетельствует об отсутствии у истца возможности обратиться в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по инвалидности, в том числе через представителя.
Таким образом, поскольку Елохова Е.А. с заявлением о назначении страховой пенсии по инвалидности в ОПФР по Пермскому краю в установленный срок не обращалась, право на такое обращение ей было разъяснено, с заявлением о назначении пенсии по инвалидности она обратилась ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании невыплаченной пенсии по инвалидности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда
В силу ст. 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 Гражданского кодекса РФ об обязательствах вследствие причинения вреда, и ст. 151 Гражданского кодекса РФ, устанавливающей, что суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации морального вреда, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.
Положения ст. 150 Гражданского кодекса РФ к нематериальным благам относят принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом блага, в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личную и семейную тайну, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство.
Положения п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ устанавливают, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 1100 Гражданского кодекса РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда:
- вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности;
- вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ;
- вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию;
- в иных случаях, предусмотренных законом.
Как разъяснено в пунктах 1-4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статьи 17 и 45 Конституции Российской Федерации).
Одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда (статьи 12, 151 Гражданского кодекса РФ).
Под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага или нарушающими его личные неимущественные права (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на компенсацию морального вреда, причиненного действиями (бездействием), нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, в силу пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (например, статья 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-I «О защите прав потребителей», далее - Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», абзац шестой статьи 6 Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
В указанных случаях компенсация морального вреда присуждается истцу при установлении судом самого факта нарушения его имущественных прав.
Судам следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях. Например, умышленная порча одним лицом имущества другого лица, представляющего для последнего особую неимущественную ценность (единственный экземпляр семейного фотоальбома, унаследованный предмет обихода и др.).
Моральный вред по обстоятельствам настоящего дела обоснован истцом нарушением имущественных прав лица, имеющего права на пенсионное обеспечение по инвалидности.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Указанным Федеральным законом не предусмотрена возможность компенсации морального вреда гражданина в случае нарушения его пенсионных прав.
Как разъяснено в п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 Гражданского кодекса РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется.
Указанный пункт постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» в связи с принятием Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» не исключен и продолжает являться обязательным при рассмотрении дел судами.
В связи с этим, при рассмотрении данного спора следует установить, имелось ли в данной ситуации нарушение не только имущественных прав истца, но и его нематериальных благ или его личных неимущественных прав (например, жизнь, здоровье, достоинство личности, свободу, личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, неприкосновенность жилища, свободу передвижения, свободу выбора места пребывания и жительства, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на уважение родственных и семейных связей, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на использование своего имени, право на защиту от оскорбления, высказанного при формулировании оценочного мнения, право авторства, право автора на имя, другие личные неимущественные права автора результата интеллектуальной деятельности и др.)
Так как нарушений прав истца со стороны ответчика в рамках рассмотрения настоящего дела судом не установлено, оснований для удовлетворения требований о взыскании морального вреда не имеется.
В связи с изложенным требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Елоховой Е. А., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС 053-295-329 59, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) о взыскании невыплаченной пенсии и компенсации морального вреда отказать в полном объеме.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 07 марта 2023 года.
Судья: О.П. Берсенёва