Дело № 12-33/2022
УИД: 51RS0001-01-2022-006259-72
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
23 марта 2023 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Дерюгина М.В., рассмотрев в помещении суда (г. Мурманск, пр. Ленина, д. 2) жалобу генерального директора ООО "Северная Сова" Казунина С.Н. на постановление и.о. министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области – главного государственного жилищного инспектора Мурманской области №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО «Северная Сова» Казунина С.Н.
УСТАНОВИЛ:
Постановлением и.о. министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области – главного государственного жилищного инспектора Мурманской области №*** от *** должностное лицо – генеральный директор ООО «Северная Сова» Казунин С.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Казунин С.Н. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление по делу об административном правонарушении о его привлечении к административной ответственности отменить. Полагая обжалуемое постановление незаконным и необоснованным, указал, что ООО "Северная Сова", руководство которым он осуществляет с ***, *** заключило с ООО "Северия" договор №*** на обследование фасадов и кровли многоквартирного дома по адресу: ***. По результатам проведенного обследования составлен акт, которым установлено недопустимое состояние стенки и кровли данного многоквартирного дома, категория технического состояния характеризуется снижением работоспособности и эксплуатационных характеристик, физический износ здания превышает 80%, рекомендуется произвести капитальный ремонт кровли и фасадов многоквартирного жилого дома. При этом капитальный ремонт многоквартирных домов в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, установленный постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290, не входит, жильцами многоквартирного дома решение о проведении капитального ремонта принято не было. Для актуализации краткосрочных программ капитального ремонта многоквартирных домов *** *** документация о техническом состоянии указанного многоквартирного дома была направлена в Министерство строительства ***, вместе с тем, ремонт фасада данного дома в краткосрочную программу капитального ремонта по *** не включен, а запланирован в долгосрочной программе на *** годы. Считает, что ООО "Северная Сова" свои обязанности по содержанию указанного многоквартирного дома выполнило полностью, в связи с чем его вина во вмененном правонарушении отсутствует.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Казунин С.Н. не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом судебной корреспонденцией, реализовал предоставленное ст. 25.1 КоАП РФ право на рассмотрение дела с участием его защитника.
Защитник Казунина С.Н. – Васильев К.Л. в судебном заседании поддержал приведенные в жалобе доводы в полном объеме, просил обжалуемое постановление отменить в связи с отсутствием события административного правонарушения. Дополнительно пояснил, что с учетом заключения специалиста указанный многоквартирный дом нуждается в капитальном ремонте, выполнение которого не относится к обязанностям Общества. При этом предписание административного органа №*** от *** об устранении выявленных нарушений Обществом не обжаловалось, о невозможности его исполнения в установленный срок административному органу не сообщалось, с ходатайством о продлении срока его исполнения Общество не обращалось.
Представитель административного органа – Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв на жалобу, в котором просил жалобу оставить без удовлетворения, а оспариваемое постановление без изменения.
Срок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, установленный ст. 30.3 КоАП РФ, не пропущен.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав мнение защитника, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно п. 51 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ч. 1 ст. 192 Жилищного кодекса РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных п. 1 - 6.1 ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса РФ, являются, в том числе требования: а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ; б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ.
Как следует из ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности, собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется в числе иных действий выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, лицензионными требованиями, административная ответственность за нарушение которых установлена ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, является оказание всех услуг и (или) выполнение работ по управлению многоквартирным домом, а также по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме управляющей организацией, что предполагает соблюдение Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170, а также Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядка их оказания и выполнения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290.
Указанными Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Содержание общего имущества включает в себя, в числе прочего, осмотр общего имущества, осуществляемый, в том числе ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства РФ, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; содержание и уход за элементами благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, входящими в состав общего имущества.
Требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда определяются Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
В соответствии с п. 4.10.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по устранению причин, вызывающих увлажнение ограждающих конструкций.
Согласно п. 2.6.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений, а также отопительных печей, дымоходов, газоходов, внутренних систем тепло-, водо- и электроснабжения и установок с газовыми нагревателями.
В силу п. 4.6.1.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно п. 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда следует устранять, не допуская дальнейшего развития в кровлях из рулонных материалов отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев.
Пунктом 4.10.5.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда определено, что теплозащиту дефектных участков стен и крыш необходимо осуществлять путем: устранения неисправностей в ограждающих конструкциях, способствующих увлажнению атмосферной (особенно через стыки панелей), бытовой и грунтовой влагой и повышению инфильтрации; просушки отсыревших участков стен и крыш; восстановления герметизации стыковых соединений панелей, сопряжений стен с оконными блоками, балконными плитами и отделкой стен.
В силу п. 4.2.3.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда с появлением на фасадах зданий отслоений и разрушений облицовочных слоев необходимо: облицовочные плитки и архитектурные детали, потерявшие связь со стеной, немедленно снять; отслоившуюся от поверхности стены штукатурку отбить сразу же после обнаружения отслоения; поврежденные места на фасаде восстановить с заменой всех дефектных архитектурных деталей или их реставрацией.
Исходя из п. 4.2.1.3, 4.2.3.1, 4.2.3.3, 4.2.3.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не допускаются деформации конструкций, отклонение конструкций от вертикали и осадка конструкций, расслоение рядов кладки, разрушение и выветривание стенового материала, провисания и выпадение кирпичей.
Местные разрушения облицовки, штукатурки, фактурного и окрасочного слоев, трещины в штукатурке, выкрашивание раствора из швов облицовки, кирпичной и мелкоблочной кладки, разрушение герметизирующих заделок стыков полносборных зданий, повреждение или износ металлических покрытий на выступающих частях стен, разрушение водосточных труб, мокрые и ржавые пятна, потеки и высолы, общее загрязнение поверхности, разрушение парапетов и т.д. должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Разрушение и повреждение отделочного слоя, ослабление крепления выступающих из плоскости стен архитектурных деталей (карнизов, балконов, поясов, кронштейнов, розеток, тяг и др.) следует устранять при капитальном ремонте по проекту.
Поверхности неоштукатуренных стен с выветрившейся кладкой, как правило, следует облицовывать плитками или оштукатуривать цементным или сложным раствором после предварительной расчистки поверхности от потерявшего прочность материала.
Повреждение поверхности цоколя следует оштукатурить цементно-песчаным раствором с введением гидрофобизирующей добавки (например, ГКЖ-10, ГКЖ-11) или облицевать.
В силу пп. "в" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме в состав общего имущества многоквартирного дома включены ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции).
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства РФ (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.
В соответствии с п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя в числе прочего текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 названных Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
Пунктом 11(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме определено, что минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень услуг и работ).
Согласно п. 3, 9 Минимального перечня услуг и работ к работам, выполняемым в целях надлежащего содержания фасадов многоквартирных домов относится выявление нарушений отделки фасадов и их отдельных элементов, ослабления связи отделочных слоев со стенами; при выявлении повреждений и нарушений – разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ; к работам, выполняемым для надлежащего содержания стен многоквартирных домов относятся, выполнение повреждений в кладке, наличия и характера трещин, выветривания и т.д.
В соответствии с п. 7 Минимального перечня услуг и работ работы, выполняемые в целях надлежащего содержания крыш многоквартирных домов включают в себя, в том числе проверку кровли на отсутствие протечек; при выявлении нарушений, приводящих к протечкам, - незамедлительное их устранение.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, исходя из положений, закрепленных в примечании к статье 2.4 КоАП РФ, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, на основании поступившего в Министерство государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области обращения жителя многоквартирного дома №*** адрес*** по вопросу нарушения ООО "Северная Сова" лицензионных требований при управлении указанным многоквартирным домом, в части ненадлежащего содержания общего имущества дома, решением должностного лица Министерства №*** от *** инициировано проведение внеплановой выездной проверки в отношении лицензиата ООО "Северная Сова", срок проведения проверки установлен с *** по ***.
Проведение внеплановой выездной проверки согласовано решением заместителя прокурора адрес*** от ***.
Выявленные в ходе проверки нарушения лицензионных требований при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом отражены в акте проверки №*** от ***, из которого следует, что на момент проверки установлено: кв. №*** указанного многоквартирного дома расположена на 5 этаже, окна выходят на дворовой фасад, на стенах помещения комнаты в районе оконных блоков наблюдаются сухие желтые следы залития на обоях, белые разводы на остеклении; чердачное помещение – наблюдаются сквозные отверстия в стальных листах, расфальцовка, коррозия, пробоины, свищи повреждения обрешетки, сухие следы, коррозированы и повреждены свесы; фасад – со стороны дворового фасада в районе карнизных свесов и оконных блоков пятого этажа квартир подъезда №***, в том числе кв. №***, наблюдается разрушение штукатурного слоя с выкрашиванием, выпадением кирпичной кладки, потеря связи с фасадом отдельных элементов штукатурного слоя и кирпичной кладки. Кроме того, на территории в непосредственной близости от мест прохождения граждан под вышеуказанными повреждениями выявлены куски штукатурного слоя и кирпичной кладки (предположительно после падения). На момент проведения проверки меры по обеспечению безопасности граждан управляющей организацией не приняты – опасные зоны не огорожены, меры по предотвращению падения потерявших связь с фасадом отдельных элементов штукатурного слоя и кирпичной кладки не предприняты. Установлен факт, влекущий непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью.
Управление многоквартирным домом по адресу: ***, с *** осуществляет управляющая организация – ООО "Северная Сова", на основании договора управления многоквартирным домом. Лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами №*** от ***.
Руководство деятельностью ООО "Северная Сова" на момент проведения проверки осуществлял Казунин С.Н., в обязанности которого входит организация исполнения Обществом как управляющей организацией лицензионных требований.
Указанные обстоятельства, свидетельствующие о нарушении вышеуказанных требований действующего законодательства в рамках предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, послужили основанием для составления должностным лицом Министерства государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО "Северная Сова" Казунина С.Н. и привлечения его постановлением №*** от *** к административной ответственности, установленной санкцией данной статьи.
Факт осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований подтвержден собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств административным органом установлены все юридически значимые обстоятельства совершения должностным лицом административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Таким образом, генеральный директор ООО "Северная Сова" Казунин С.Н. привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, обоснованно, его деяние квалифицировано административным органом в соответствии с установленными обстоятельствами и нормами, закрепленными в КоАП РФ и законодательстве о лицензировании.
Порядок привлечения к административной ответственности соблюден, нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права должностным лицом административного органа применены правильно.
Довод стороны защиты со ссылкой на акт технического обследования фасадов и кровли вышеуказанного многоквартирного дома о том, что выявленные административным органом недостатки относятся к работам капитального характера и их выполнение не относится к компетенции управляющей организации, является несостоятельным и не может служить основанием для освобождения от административной ответственности. Вопреки доводам жалобы данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии возможности соблюдения установленных требований по техническому обслуживанию дома и не освобождает управляющую организацию от обязанности по содержанию общего имущества многоквартирного дома в надлежащем состоянии, в том числе не препятствует осуществлению разного вида работ в рамках текущего ремонта для уменьшения их вредных последствий с целью обеспечения жильцов нормальными условиями проживания, соответствующими установленным требованиям (в том числе путем принятия должных мер по устранению таких неисправностей, при необходимости обращаясь к третьим лицам, обязанным их устранить). Вместе с тем, на момент проверки ремонтные работы по устранению недостатков, которые, исходя из их характера, не относятся к работам капитального характера, выполнены не были.
Кроме того, вопреки позиции стороны защиты, Казунин С.Н. является субъектом инкриминируемого административного правонарушения, поскольку он, являясь генеральным директором и осуществляя руководство текущей деятельностью ООО "Северная Сова", обязан организовывать исполнение Обществом обязательств по соблюдению действующих норм и требований законодательства при осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, а также осуществлять контроль за исполнением таких требований со стороны подчиненных сотрудников.
Обращение в Арбитражный суд адрес*** с заявлением о включении обслуживаемого многоквартирного дома в краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме также не опровергает выводы, содержащиеся в оспариваемом постановлении, о наличии в действиях Казунина С.Н. инкриминируемого правонарушения.
В ходе производства по делу об административном правонарушении стороной защиты не представлено доказательств принятия генеральным директором Общества Казуниным С.Н. всех возможных мер по соблюдению соответствующих норм и правил при осуществлении деятельности по управлению данным многоквартирным домом. Обстоятельств объективной невозможности выполнения требований законодательства не установлено.
Оснований для освобождения Казунина С.Н. от ответственности за ненадлежащее исполнение требований закона управляющей организацией, не имеется.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение постановления не приведено.
Постановление о назначении административного наказания за совершение указанного административного правонарушения вынесено должностным лицом в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание обоснованно назначено должностному лицу Казунину С.Н. с применением положений ч. 2.2 и 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, с учетом имущественного положения привлекаемого лица, обстоятельств совершения правонарушения.
Обстоятельств, которые в силу ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление и.о. министра государственного жилищного и строительного надзора Мурманской области – главного государственного жилищного инспектора Мурманской области №*** от *** по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица генерального директора ООО «Северная Сова» Казунина С.Н. – оставить без изменения, жалобу Казунина С.Н. – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья *** М.В. Дерюгина