Дело №2а-1373/2020.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 июня 2020 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Далбановой Е.В., секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н.,
при участии: представителя прокурора Бадмажаповой Д.Е., представителя заинтересованного лица Федеральной службы о надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по доверенности Алексеев Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению прокурора Советского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия о признании информации запрещенной к распространению,
установил:
обращаясь в суд, прокурор просит признать информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://ulan-ude.diplomy-v-ruki.com/, ulan-ude.diploma-v-ruku.com, информацией, размещение которой в Российской Федерации запрещено. При этом прокурор указал, что на указанном сайте размещена информация о дистанционной продаже дипломов среднеспециального и высшего образования, аттестатов школ и иных документов.
В ходе судебного разбирательства представитель административного истца по доверенности Бадмажапова Д.Е. требования уточнила, пояснил, что необходимо признать информацию запрещенной, размещенной на сайтах: https://ulan-ude.diplomy-v-ruki.com/, https://ulan-ude.diploma-v-ruku.com.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по доверенности Алексеев Д.В. не возражал против удовлетворения иска.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно ст. 2 ФЗ от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» информационно-телекоммуникационная связь - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ч.1 ст.10 названного Федерального закона в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч.3 ст.15 ФЗ № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Советского района г.Улан-Удэ в ходе рассмотрения обращения Рябова В.В. было установлено, что на интернет-сайте https://ulan-ude.diplomy-v-ruki.com, при открытии которого браузер автоматически перенаправляет пользователя на другой сетевой адрес - https://ulan-ude.diploma-v-ruku.com в свободном доступе размещено предложение о дистанционной продаже дипломов, аттестатов, свидетельств, справок и других документов (диплом о высшем и среднем образовании, аттестаты школ, дипломы о послевузовском образовании и т.д.) с указанием их стоимости.
Таким образом, с указанных сайтов осуществляется продажа документов об образовании без прохождения обучения неограниченному кругу лиц.
Положениями ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрена выдача документа о соответствующем образовании и (или) квалификации по результатам обучения в образовательном учреждении и прохождения итоговой аттестации.
В соответствии с ч.ч. 8, 10 и 11 ст. 60 Федерального закона N 273-ФЗ уровень профессионального образования и квалификация, указываемые в документах об образовании и о квалификации, выдаваемых лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, дают их обладателям право заниматься определенной профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке определены обязательные требования к уровню профессионального образования и (или) квалификации. Документ о квалификации подтверждает повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (подтверждается удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке), а также присвоение разряда или класса, категории по результатам профессионального обучения (подтверждается свидетельством о профессии рабочего, должности служащего).
При этом в п. 16 указанной статьи указано, что за выдачу документов об образовании и (или) о квалификации, документов об обучении и дубликатов указанных документов плата не взимается.
В соответствии с законодательством Российской Федерации документ об образовании и (или) квалификации является необходимым условием для продолжения обучения в образовательных учреждениях либо научной организации по программам последующего уровня образования, а также - необходимым условием для осуществления отдельных видов деятельности.
При этом незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, (ст. 324 УК РФ), а также подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, (ст. 327 УК РФ) являются уголовно-наказуемыми преступлениями. Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретения и оборота документов.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт.
Из материалов дела следует, что выше указанные Интернет-ресурсы находятся в свободном доступе в сети «Интернет».
При таких обстоятельствах требование прокурора о признании запрещенной к распространению в Российской Федерации информации, распространяемой посредством сети «Интернет» и размещенной на Интернет-ресурсах по сетевым адресам: https://ulan-ude.diplomy-v-ruki.com/, https://ulan-ude.diploma-v-ruku.com, подлежит удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст.15.1 ФЗ № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Из частей 3, 10 ст.15.1 названного закона следует, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В течение суток с момента включения в реестр сетевого адреса, позволяющего идентифицировать сайт в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, оператор связи, оказывающий услуги по предоставлению доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», обязан ограничить доступ к такому сайту в сети «Интернет».
Как предусмотрено п.2 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101 (далее - Правила), создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Подпунктом «б» п.5 Правил, предусмотрено, что основанием для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
В силу п.9 Правил Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией, либо в течение суток с момента поступления в электронном виде (в рамках системы взаимодействия) информации о решении, принятом уполномоченным органом, о признании информации запрещенной информацией вносят в единый реестр реестровую запись.
С учетом изложенного, поскольку информация, содержащаяся на выше указанных сайтах подлежит признанию запрещенной к распространению в Российской Федерации, на основании изложенных норм закона решение суда подлежит направлению в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для внесения сведений в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В силу прямого указания закона – ч.4 ст.265.5 КАС РФ, решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ Республики Бурятия удовлетворить.
Признать запрещенной к распространению в Российской Федерации информацию, размещенную в информационно-коммуникационной сети «Интернет» на сайтах: https://ulan-ude.diplomy-v-ruki.com/, https://ulan-ude.diploma-v-ruku.com.
Решение направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет» https://ulan-ude.diplomy-v-ruki.com/, https://ulan-ude.diploma-v-ruku.com в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: А.А. Тумурова