Решение по делу № 2а-106/2021 от 14.01.2021

Дело № 2а-106/2021

УИД: 05RS0020-01-2021-000070-45

    Резолютивная часть решения объявлена – 09 февраля 2021 года.

    Мотивированное решение изготовлено – 10 февраля 2021 года.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 февраля 2021 года                                                                         Республика Дагестан,

                                                                                     с. Юбилейное, Кизлярского района

Кизлярский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Л.Н.Бычихиной, при секретаре А.А.Маньшиной, с участием представителя административного истца – помощника прокурора г.Кизляра Е.Н.Кучинской,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора города Кизляра в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и обязании устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г.Кизляра С.В.Григорьянц обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и обязании устранить выявленные нарушения.

Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой города Кизляра проведена проверка исполнения органами местного самоуправления сельских поселений муниципального района «Кизлярский район» требований законодательства, регулирующего защиту прав предпринимателей при предоставлении муниципальных услуг в сфере земельных отношений.

Проверкой установлено, что на официальном сайте администрации МО СП «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан в сети «Интернет» отсутствует информация, обязательная к размещению.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Часть 3 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ предусматривает, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 ч.1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

В силу части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрация сельского поселения является исполнительно - распорядительным органом муниципального образования, наделенным полномочиями по решению соответствующих вопросов местного значения.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: законность, публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

В силу статьи 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе: совершенствование порядка использования государственного и муниципального имущества, государственных и муниципальных ресурсов, а также порядка передачи прав на использование такого имущества и его отчуждения; оптимизация и конкретизация полномочий государственных органов и их работников, которые должны быть отражены в административных регламентах.

В соответствии с подпунктом 2 части 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения.

Частью 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами.

В силу пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, является муниципальной услугой.

В соответствии со статьями 6, 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами. Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий муниципальную услугу.

В силу статьи 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг должны быть размещены указанными органами в сети "Интернет».

В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение требований вышеназванного законодательства административный регламент оказания муниципальной услуги в рамках реализации полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности сельского поселения и земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах поселения, административным ответчиком не разработан и не утвержден.

Указанное обстоятельство подтверждается также информаций врио главы муниципального района «Кизлярский район» Микирова А.В. об отсутствии на официальных сайтах муниципальных образований сельских поселений, Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Отсутствие на сайте муниципального образования сельского поселения административного регламента оказания муниципальной услуги по предоставлению земельных участков создает непреодолимые препятствия для выполнения предусмотренных главой V ЗК РФ процедур по приобретению прав на земельные участки, поскольку в виду отсутствия соответствующих регламентов, не установлены исчерпывающие требования к составу и последовательности процедур по приобретению прав на земельные участки.

В результате длительного бездействия (с периода действия указанных законов) Администрации сельского поселения, выразившегося в непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, нарушаются права неопределенного круга лиц, что является недопустимым, затрагивает принцип законности деятельности органов местного самоуправления, установленный частью 2 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 27З-ФЗ «О противодействии коррупции».

В целях устранения выявленных нарушений федерального законодательства, допущенных в силу бездействия Административного ответчика, выразившегося в непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, прокурор г.Кизляра просит суд: - признать незаконным бездействия администрации МО СП «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и обязать устранить нарушения в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в силу путем разработки и размещения в сети Интернет на официальном сайте муниципального нормативного правового акта – Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора г.Кизляра Е.Н.Кучинская поддержала требования в полном объеме и просила их удовлетворить по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – глава администрации МО СП «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан В.Г.Клименко административные исковые требования признал в полном объеме и не возражал против их удовлетворения, просил рассмотреть дело без его участия, положения ч.2 ст. 157 КАС РФ представителю административного ответчика понятны. Заявление о признании иска приобщено к материалам дела /л.д. 19/.

Согласно части 6 статьи 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.

В соответствии с положениями данной статьи суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Часть 2 ст. 156 КАС РФ предусматривает оглашение председательствующим в судебном заседании письменных объяснений лица, участвующего в деле, в случае рассмотрения административного дела в его отсутствие.

Выслушав объяснения представителя административного истца, учитывая признание иска в полном объеме представителем административного ответчика, представившего письменное заявление и изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч. 4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных КАС РФ, прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично (часть 3).

В силу части 1 статьи 157 КАС РФ заявление административного истца, его представителя об отказе от административного иска, о признании административного иска административным ответчиком, его представителем и условия соглашения о примирении сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются административным истцом, административным ответчиком или обеими сторонами, их представителями. Изложенные в письменной форме заявление об отказе от административного иска или о признании административного иска и условия соглашения о примирении сторон приобщаются к административному делу, о чем указывается в протоколе судебного заседания.

Оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 157 КАС РФ для непринятия признания административного иска административным ответчиком, не имеется.

Последствия признания административного иска представителю административного ответчика разъяснены.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в решении по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия, либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав свобод и законных интересов административного истца, и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, которое являлось административным истцом в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

При наличии объективных причин, невозможности исполнения решения суда в установленный срок, ответчик при наличии к тому оснований вправе поставить вопрос в суде об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда в порядке ст.358 КАС РФ.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции.

Освобождаются от уплаты государственной пошлины - государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Таким образом, поскольку по заявленному административному иску от уплаты госпошлины в силу закона освобожден и истец и ответчик (как орган местного самоуправления), оснований для взыскания с административного ответчика госпошлины в доход федерального бюджета не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39, 46, 157, 226-227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора города Кизляра в порядке ст. 39 КАС РФ в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившееся в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО СП «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан, выразившееся в неисполнении требований законодательства о непринятии мер к определению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена - незаконным.

Обязать администрацию МО СП «Сельсовет Крайновский» Кизлярского района Республики Дагестан в срок не позднее одного месяца со дня вступления решения суда в силу устранить указанные нарушения, путем разработки и размещения в сети Интернет на официальном сайте муниципального нормативного правового акта – Административного регламента по предоставлению земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан через Кизлярский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

СУДЬЯ:                                                                             Л.Н. Бычихина

    Копия верна:

    СУДЬЯ:                                                                            Л.Н. Бычихина

2а-106/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор г.Кизляра в защиту прав , свобод и интересов неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация СП "с/с Крайновский"
Суд
Кизлярский районный суд Республики Дагестан
Судья
Бычихина Лилиана Николаевна
Дело на странице суда
kizljar-rs.dag.sudrf.ru
14.01.2021Регистрация административного искового заявления
14.01.2021Передача материалов судье
18.01.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.01.2021Подготовка дела (собеседование)
28.01.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
09.02.2021Предварительное судебное заседание
09.02.2021Судебное заседание
10.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
09.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее