ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Дело № 33-7815/2023 судья-докладчик суда апелляционной инстанции Подлесная И.А.
№ 2-409/2023 председательствующий судья суда первой инстанции Кундикова Ю.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2023 года гор. Симферополь
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи: |
Подлесной И.А. |
судей: |
Бондарева Р.В., Любобратцевой Н.И. |
при секретаре: |
Андрейченко М.С. |
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по исковому заявлению Гайдай Лидии Павловны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о возложении обязанности восстановить право на льготную пенсию, произвести перерасчет песни с учетом инфляции, по апелляционной жалобе Гайдай Лидии Павловны на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2023 года
УСТАНОВИЛА:
В июле 2022года Гайдай Л.П. предъявила к ОСФР по РК иск о возложении обязанности установить страховую пенсию по старости досрочно с ДД.ММ.ГГГГ по основаниям п. 1 ч. 1 ст. 13, ст. 34 Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1244-1 и произвести выплату пенсии с указанной даты с учетом индексации. Требования мотивированы тем, что в период оформления документов для назначения пенсии по старости по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не была дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она проживала и работала на территории <адрес> <адрес>, отнесенного к территориям с льготным социально – эконмическим статусом в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 года « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», что давало право на назначение пенсии с ДД.ММ.ГГГГ.
В октябре 2022 года Гайдай Л.П. уточнила основания иска, указав, что ответчик не выполнил свою обязанность по разъяснению лицу, претендующему на установление пенсии, всех обстоятельствах и положений нормативно – правовых актов, влияющих на реализацию права на своевременное пенсионное обеспечение. Вследствие ненадлежащего выполнения пенсионным органом своих функций ею не было своевременно реализовано право на установление страховой пенсии досрочно (л.д. 41).
Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2023 года в удовлетворении исковых требований Гайдай Лидии Павловны о возложении обязанности на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым восстановить её право на льготную пенсию от ДД.ММ.ГГГГ, произвести расчет песни с учетом инфляции за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, отказано.
В апелляционной жалобе Гайдай Л.П. просит решение суда первой инстанции отменить и удовлетворить в полном объеме заявленные требования о выплате пенсии с учетом индексации за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Указала, что при ее обращении с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик не разъяснил положения Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», дающие ей право на досрочное назначение пенсии, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Исследовав материалы дела, выплатное дело Гайдай Л.П., выслушав пояснения истца, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, а иск - частичному удовлетворению.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Гайдай Л.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, приобрела гражданство РФ на основании ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов; зарегистрирована в системе ОПС с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15 выплатного дела).
Согласно части 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 2, Федерального закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По заявлению от 16.07.2015 года решением пенсионного органа Гайдай Л.П. была назначена страховая пенсия по старости на основании ст. 8 ФЗ №400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в трудовой книжке, предоставленной пенсионному органу одновременно с заявлением об установлении пенсии, отражены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> подтверждается, что Гайдай Л.П. была зарегистрирована и постоянно проживала в с <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (Письмо Госкомчернобыля РФ от 27.04.1993 N ВД-10-2079 "О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом") (л.д. 44).
В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся:
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились (находятся) в состоянии внутриутробного развития;
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (пункт 8); Согласно ст. 34 «Пенсионное обеспечение граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом» вышеназванного Закона N 1244-1: гражданам, указанным в пункте 8 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При решении вопроса о назначении пенсии по старости с уменьшением возраста выхода на пенсию гражданам, проживающим (работающим) или проживавшим (работавшим) на такой территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате чернобыльской катастрофы, которая первоначально была отнесена к зоне проживания с правом на отселение, а затем по решению Правительства Российской Федерации - к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, факт проживания (работы) на этой территории не может игнорироваться: эти граждане имеют право на назначение пенсии с уменьшением возраста на 2 года, если они проживали (работали) на такой территории в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на той же территории до пересмотра Правительством Российской Федерации ее статуса, но не более чем на 5 лет в общей сложности (Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 403-О "По жалобам граждан О.С. Барышниковой, В.Н. Бокаревой и других на нарушение их конституционных прав положениями части первой статьи 13, статей 33 и 34 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
Ссылаясь на изложенные фактические обстоятельства и положения нормативно-правовых актов, Гайдай Л.П. полагает, что у ответчика возникла обязанность по назначению ей пенсии с ДД.ММ.ГГГГ (55 лет – 1год). В заседании апелляционного суда Гайдай Л.П. пояснила, что в 2014 году не обращалась к ответчику ни с заявлением о назначении пенсии, ни за получением консультации относительно объема своих пенсионных прав. В январе 2015 года в клиентской службе по месту жительства ей разъяснили, что для оформления пенсии нужно обратиться в пенсионный орган по достижении 55 лет. ДД.ММ.ГГГГ подала заявление об установлении пенсии и ей была назначена пенсия с ДД.ММ.ГГГГ, однако позже ей стало известно, что она имела право на установлении пенсии досрочно, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Данное право не было реализовано в 2014 году из-за незнания пенсионного законодательства; в 2015 году ответчик не разъяснил ей право на подтверждение обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о назначении пенсии ранее установленных сроков; не выяснил данные обстоятельства самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия с иными органами. Какие – либо доказательства обращения в пенсионный орган за назначением пенсии либо за получением консультации в январе 2015 года у нее отсутствуют.
ОСФР по РК в возражениях на иск отрицал факт обращения Гайдай Л.П. с заявлением о назначении пенсии, ранее чем ДД.ММ.ГГГГ. Справки от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были направлены в Клиентскую службу только ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 141). Кроме того, пенсионное законодательство Российской Федерации применяется на территории Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что учитывая установленный ст. 21 ФЗ №400-Фз заявительный характер назначения пенсии, Гайдай Л.П. не может быть назначена пенсия с 7.08.2014 года; по этим же мотивам, то есть в связи с отсутствием факта обращения истца в 2014 году в пенсионный орган за реализацией своих пенсионных прав, нельзя считать нарушенным право истца на установление пенсии с указанной даты вследствие невыполнения пенсионным органом своей обязанности по разъяснению положений нормативно-правовых актов и круга необходимых документов.
Судебная коллегия принимает во внимание, что понятие "предпенсионный возраст", учитывая который пенсионный орган заблаговременно информирует граждан о необходимости обеспечения полноты и достоверности сведений о пенсионных правах и о моменте возникновения права на пенсию, введено Законом N 350-ФЗ и действует с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец не предоставила доказательств обращения в январе 2015 года в пенсионный орган с устным заявлением об установлении ей пенсии. Ответчик данный факт отрицает. В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Из заявления об установлении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ и уведомления о принятии данного заявления усматривается, что одновременно с заявлением Гайдай Л.П. предоставила пенсионному органу трудовую книжку, в которой имелись записи о периодах работы на территориях с льготным социально- экономическим статусом. Подтверждения того, что получив данную информацию, ответчик выполнил установленную ст. 21, 22 ФЗ № 400-ФЗ обязанность по разъяснению Гайдай Л.П. положений ФЗ № 1244-1 и права на предоставление иных необходимых документов для назначения пенсии досрочно, в материалах гражданского и выплатного дел отсутствует. При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что нарушено права истца на досрочное назначение пенсии с даты подачи заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования в части возложения на ответчика обязанности установить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
На основании п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Руководствуясь статьей 328, статьями 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 05 марта 2023 года отменить, и постановить новое решение.
Иск Гайдай Лидии Павловны удовлетворить частично.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обязанность установить и выплачивать Гайдай Лидии Павловне страховую пенсию по старости досрочно, с ДД.ММ.ГГГГ
В остальной части в иске Гайдай Лидии Павловне – отказать.
Председательствующий:
Судьи: