Решение по делу № 2-1266/2023 (2-5334/2022;) от 25.11.2022

Дело №2-1266/2023 02 марта 2023 года

29RS0014-01-2022-007526-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Ждановой А.А.

при секретаре судебного заседания Максимовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Красавина В. А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии,

установил:

Красавин В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (после переименования - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу) о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» с 01 августа 2022 года, взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 31 500 руб.

Требование мотивирует тем, что является получателем страховой пенсии по старости. Решением пенсионного органа от 20 мая 2022 года истцу было отказано в перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» на основании справок о заработной плате за период с 1984 года по 1998 год, выданных АО «Авиакомпания Смартавиа» ввиду отсутствия правопреемства между Архангельским объединенным авиаотрядом Архангельского управления ГА и АО «Авиакомпания Смартавиа». Полагая, данный отказ незаконным и считая, что заработок за период с 1984 года по 1998 год повлияет на размер доплаты к пенсии в сторону ее увеличения, истец обратился в суд с заявленным иском.

В судебное заседание истец не явился, извещен надлежащим образом, его представитель поддержал заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы настоящего гражданского дела, материалы выплатного (пенсионного) дела Красавина В.А. <№>, суд приходит к следующему.

Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий с 01 января 2015 года установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

В статье 3 Закона № 400-ФЗ определено, что страховой стаж – это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из содержания статьи 14 Закона № 400-ФЗ следует, что при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий предусмотрен Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015 (далее – Правила № 1015).

Как указано в пункте 10 Правил № 1015, периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11-17 настоящих Правил.

Пунктом 11 Правил № 1015 определено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Согласно статье 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы).

В силу статьи 2 указанного закона размер доплаты к пенсии определяется по формуле: РД = СЗП x (ЗР / ЗП) x К x (СВ / СВД), где РД - размер доплаты к пенсии; СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденная Правительством Российской Федерации, последовательно увеличенная на все годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, определенные Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - на годовые индексы роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации, утверждаемые Правительством Российской Федерации в целях реализации настоящего Федерального закона; ЗР - среднемесячный заработок члена летного экипажа за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, исчисленный по его выбору за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы. Среднемесячный заработок подтверждается в отношении работы, осуществлявшейся до 1 января 2023 года, на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета и (или) документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими государственными и муниципальными органами, а также плательщиками взносов, а в отношении работы, осуществлявшейся после 1 января 2023 года, - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета; ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период; К - коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, полагающуюся в зависимости от продолжительности выслуги, из которой исчисляется доплата к пенсии. Коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа составляет 0,55. За каждый полный год, проработанный сверх указанной выслуги лет, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при наличии выслуги увеличивается на 0,01, но не должен превышать 0,75. При выслуге от 20 до 25 лет у мужчин и от 15 до 20 лет у женщин в должности члена летного экипажа при условии, что лица, замещающие указанные должности, имеют право на установление пенсии в связи с оставлением летной работы по состоянию здоровья, коэффициент, учитывающий долю среднемесячного заработка члена летного экипажа, при выслуге, недостающей до 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин, уменьшается на 0,02 за каждый год, в том числе неполный; СВ - среднемесячная сумма взносов, пеней и штрафов, фактически поступивших в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в предшествующем квартале от плательщиков взносов; СВД - сумма средств, необходимых для финансового обеспечения расходов на выплату доплаты к пенсии на начало выплатного периода. Назначение и выплата (возобновление выплаты) доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 мая, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 января по 31 марта; с 1 августа, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 апреля по 30 июня; с 1 ноября, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 июля по 30 сентября; с 1 февраля, если обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, а также изменение суммы взносов, влекущее перерасчет, произошли в период с 1 октября по 31 декабря предшествующего года. При определении размера доплаты к пенсии отношение среднемесячного заработка члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации за время летной работы в должности, дающей право на назначение доплаты к пенсии, за 24 последних месяца указанной работы или за любые 60 месяцев подряд такой работы, к среднемесячной заработной плате в стране за тот же период учитывается в размере не свыше 5.

Из материалов дела следует, что истцу с 24 декабря 1997 года назначена пенсия по старости. Красавин В.А. также является получателем ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации».

16 мая 2022 года истец обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете указанной доплаты, представив справки АО «Авиакомпании Смартавиа» от 12 мая 2022 года №<№> о заработной плате за период с января 1984 года по сентябрь 1998 года.

Между тем, решением ответчика от 20 мая 2022 года <№> истцу отказано в перерасчете пенсии и принятии к производству справок, содержащих сведения о периоде работы и начислении заработной платы, поскольку они выданы АО «Авиакомпании Смартавиа», не являющимся правопреемником Архангельского объединенного авиаотряда Архангельского управления ГА, где работал истец, не имеющим законных оснований для предоставления в ПФ России сведений о бывших работниках Архангельского объединенного авиаотряда для целей пенсионного обеспечения.

Согласно п. 54 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04 августа 2021 года № 538н, Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения.

Из материалов выплатного (пенсионного) дела истца следует, что он работал в Архангельском объединенном авиаотряде Архангельского управления ГА, впоследствии реорганизованном в авиакомпанию «Архангельские воздушные линии».

В материалы дела представлены копии расчетных ведомостей за спорные периоды, подтверждающие сведения, содержащиеся в справках от 12 мая 2022 года.

Проанализировав представленные истцом документы, суд полагает, что доводы ответчика о причинах отказа в принятии их к рассмотрению являются несостоятельными, поскольку сам по себе факт неоформления и непередачи работодателем необходимых документов в архив не может нарушать права истца на получение пенсии исходя из размера заработной платы, начисленной у данного работодателя. Обстоятельств, свидетельствующих о поправках, подчистках в расчетных ведомостях, судом не выявлено.

При этом в соответствии со ст.17 Закона от 22 октября 2004 года № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», который регулирует отношения в сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов независимо от их форм собственности, а также отношения в сфере управления архивным делом в Российской Федерации в интересах граждан, общества и государства, организации обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов, предусмотренными частью 3 статьи 6 и частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона (ч. 1). Уничтожение документов Архивного фонда Российской Федерации запрещается (ч. 2).

В соответствии со справками АО «Авиакомпании Смартавиа» часть документов Архангельского объединенного авиаотряда и ФГУП «Авиакомпания «Архангельские воздушные линии» находится в помещениях авиакомпании на физическом хранении, АО «Авиакомпании Смартавиа» выдает работникам данных предприятий заверенные копии документов, содержащих сведения о стаже их работы и заработной плате. Доказательств обратного ответчиком суду не представлено.

На основании изложенного, суд полагает, что указанные в справках от 12 мая 2022 года сведения о заработной плате истца за спорный период являются достоверными, поскольку указанные в них данные полностью соответствуют данным расчетных ведомостей по начислению заработной платы.

Как установлено судом, истец в мае 2022 года обратился в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, в связи с чем его требования о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации» с 01 августа 2022 года с учетом сведений о заработной плате, указанных в справках от 12 мая 2022 года, подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

На основании ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся помимо прочего: расходы на оплату услуг представителей; другие признанные судом необходимыми расходы.

В соответствии с п.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из содержания указанных норм следует, что возмещение расходов на оплату услуг представителя осуществляется той стороне, в пользу которой вынесено решение суда.

Разумность предела судебных издержек на возмещение расходов по оплате услуг представителя является оценочной категорией, поэтому в каждом конкретном случае суд должен исследовать обстоятельства, связанные с участием представителя в споре.

При этом гражданское процессуальное законодательство исходит из того, что основополагающим критерием присуждения расходов на оплату услуг представителя при вынесении решения является вывод суда о правомерности или неправомерности заявленного истцом требования.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20 октября 2005 года №355-0, взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является обязанностью суда. Вместе с тем, суд не вправе уменьшать размер сумм, взыскиваемых расходов произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

В подтверждение несения судебных издержек на оплату услуг представителя предоставлены договор оказания юридических услуг от 01 ноября 2022 года, заключенный между ООО «Юридическая компания «Вайс и партнеры» (исполнитель) и Красавиным В.А. (заказчик), по условиям которого исполнитель обязался, в том числе подготовить исковое заявление и представлять интересы заказчика в суде, стоимость услуг определена сторонами в размере 31 500 руб.

Согласно квитанции от 01 ноября 2022 года истцом на оплату услуг представителя были понесены расходы в размере 31 500 руб.

Согласно разъяснениям, данным в п.п.11 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года <№> «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», разрешая вопрос о размере сумм, взыскиваемых в возмещение судебных издержек, суд не вправе уменьшать его произвольно, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов (часть 3 статьи 111 АПК РФ, часть 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 4 статьи 2 КАС РФ). Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.

Принимая во внимание объем и качество проделанной представителем истца работы, характер спора, количество и длительность судебных заседаний, суд, руководствуясь принципами справедливости и разумности, полагает, что расходы истца на оплату услуг представителя подлежат возмещению в размере 16 000 руб. Требования о взыскании судебных расходов в остальной части не подлежат удовлетворению ввиду их неразумности.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Красавина В. А. (СНИЛС №<№>) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН <№> о перерасчете ежемесячной доплаты к пенсии удовлетворить.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу произвести Красавину В. А. перерасчет ежемесячной доплаты к пенсии, выплачиваемой членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации на основании Федерального закона от 27 ноября 2001 года №155-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации», с учетом сведений о заработной плате за период с января 1984 года по сентябрь 1998 года, указанных в справках акционерного общества «Авиакомпания Смартавиа» от 12 мая 2022 года №<№>, с 01 августа 2022 года.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в пользу Красавина В. А. судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 16 000 (Шестнадцать тысяч) руб.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    

Председательствующий А.А. Жданова

2-1266/2023 (2-5334/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Красавин Виктор Александрович
Ответчики
ГУ-ОПФ РФ по АО и НАО
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Жданова Анастасия Андреевна
Дело на странице суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
25.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2022Передача материалов судье
25.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.11.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.01.2023Предварительное судебное заседание
02.03.2023Судебное заседание
09.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.03.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее