УИД 04RS0021-01-2021-007855-39
В окончательной форме решение принято 01.04.2022 г.
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
28 марта 2022 года г. Улан-Удэ
Советский районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Богомазовой Е.А., при секретаре Зеркалий М.А., с участием прокурора Бутуханова А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-430/2022 по иску Марухина Сергея Александровича к МВД по РБ, МВД России, Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Марухин С.А. обратился в суд с иском к МВД по РБ о возмещении компенсации морального вреда в результате ненадлежащих условий содержания под стражей в сумме 1 200 000 руб. В обоснование иска указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он находился в ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ. В указанный период обращался в администрацию учреждения по поводу предоставления ему медицинской помощи, материально-бытовой утвари. На все просьбы получал отказы. Между тем, находясь в ИВС, он простыл, в связи с чем, поднялась температура, кожные воспаления. При этапировании ему не предоставлялось питание. При осуществлении помывки, его с температурой вывели в прохладный душ, что способствовало продолжительному заболеванию. В камере, в которой он находился, не работала система вентиляции. В связи с указанным, ему были причинены нравственные страдания.
Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков были привлечены МВД России, Министерство финансов Российской Федерации, в качестве третьих лиц - УМВД России по г.Улан-Удэ, ФКУ СИЗО-1, ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России.
В судебном заседании Марухин С.А., принимавший участие посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснил, что в указанный период времени он содержался в ИВС в ненадлежащих условиях, ему не оказывалась медицинская помощь. Просил суд исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ по доверенности Иринчеева Н.Ю. требования истца не признала, полагала иск не подлежащим удовлетворению.
МВД России, МВД по РБ своих представителей в настоящее судебное заседание не направили, о месте и времени слушания по делу извещены надлежаще, в ходе рассмотрения дела представитель ответчиков на основании доверенностей Хартиков С.С. исковые требования истца не признал, просил в удовлетворении исковых требований Марухину С.А. отказать.
Представитель Управления МВД России по г.Улан-Удэ на основании доверенности Волков А.А. исковые требования истца не признал в полном объеме по доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-1 Дахалаева М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании также полагала необходимым в удовлетворении исковых требований истцу отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление.
Представитель ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России на основании доверенности Лизунова К.Е. в судебном заседании суду пояснила, что в связи с отсутствием каких-либо противоправных действий должностных лиц ФСИН России, оснований для взыскания компенсации морального вреда Марухину С.А. не имеется.
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец Марухин С.А. находился в ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ по постановлению Заиграевского районного суда РБ от 18.08.2020 года по ст.158 ч.2 УК РФ.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, Марухин С.А. ссылается на то, что в указанный период времени содержался в ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ в ненадлежащих условиях. В нарушение действующих правил ему не предоставлялись тазы для стирки, емкости для помывки полов, мусора, ершик для санузла, тряпки, дезинфицирующие средства, книги, шахматы. Ему не предоставлялась медицинская помощь, возможность помывки в душе, в камере не работала система вентиляции. Указанное повлекло причинение ему нравственных, физических и моральных страданий.
В силу части 6 статьи 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в административном исковом заявлении содержится требование о возмещении вреда, причиненного нарушением условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении имуществу и (или) здоровью административного истца, суд принимает решение о переходе к рассмотрению этого требования по правилам гражданского судопроизводства в соответствии со статьей 16.1 настоящего Кодекса.
Поскольку исковое заявление Марухина С.А. содержит сведения о причинении нарушением условий содержания в ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ вреда его здоровью и требования о взыскании компенсации морального вреда, то дело рассмотрено по правилам гражданского судопроизводства.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В силу положений ст. 150 ГК РФ к нематериальным благам относятся жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
В соответствии со ст. 21 Конституции Российской Федерации - достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
Исходя из правовой позиции, изложенной в многочисленных судебных актах Европейского суда по правам человека, ненадлежащие условия содержания лиц в отведенных для этого местах указывают на несовместимость этих мер с уважением человеческого достоинства. Применение мер уголовного принуждения не должно причинять гражданину лишения или страдания в большей степени, чем уровень страданий, неизбежный при лишении свободы. При этом обеспечение уважения достоинства лиц, содержащихся под стражей в связи с подозрением в совершении преступления, не ставится в зависимость от финансовых или материально-технических трудностей.
Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.
В силу ст. 4 указанного Федерального закона, содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как установлено ст. 7 Федерального закона № 103-ФЗ от 15.07.1995 г., местом содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
В силу ст. 9 указанного Закона изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел предназначены для содержания под стражей, задержанных по подозрению в совершении преступлений. Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Права подозреваемых и обвиняемых закреплены в статье 17 названного Закона.
Подозреваемые и обвиняемые имеют право: 9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях; 13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми (п. 9,13 ст. 17).
Аналогичные нормы содержатся в Правилах внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных приказом МВД России от 22 ноября 2005 года № 950.
Таким образом, обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания подозреваемых и обвиняемых, а также соблюдению требований безопасности в случае содержания задержанных по подозрению в совершении преступлений в ИВС возлагается законодателем на органы полиции.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В таком же порядке возмещается и моральный вред - физические либо нравственные страдания.
Применение нормы статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает наличие как общих условий деликтной ответственности, таких как наличие вреда, противоправность действий причинителя вреда, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя, так и специальных условий такой ответственности, связанных с особенностями субъекта ответственности и характера его действий.
Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
В силу статьи 56 части 1, статьи 12 части 1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на истца возлагается обязанность представить доказательства причинения ему вреда.
По запросу суда из Прокуратуры Железнодорожного района г.Улан-Удэ было истребовано надзорное производство по обращениям Марухина С.А.
Из материалов надзорного производства следует, что прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ проведена проверка соблюдения закона при содержании лиц в ИВС УМВД России по г. Улан-Удэ, в ходе которой были выявлены нарушения прав задержанных, арестованных граждан.
Проверкой 3 октября 2020 года установлено, что при наличии в штате ИВС медицинского работника, осмотры граждан непосредственно при поступлении в ИВС проводятся сотрудниками полиции, фельдшером ИВС Шагжиевой Е.Г. медицинские осмотры подозреваемых и обвиняемых проводятся лишь при ежедневном обходе камер ИВС, при этом результаты осмотров в медицинском журнале не фиксируются. В нерабочие дни, а также во время отпуска фельдшера медицинские осмотры задержанных и арестованных не осуществляются. Материально-бытовые условия подозреваемых и обвиняемых в ИВС не соответствуют требованиям закона. В ИВС ежедневно содержится в среднем 60-65 административно-арестованных, 20 подозреваемых обвиняемых. При этом на момент проверки 3 октября 2020 года в ИВС имелся запас из 5 кусков мыла, 5 тюбиков зубной пасты, 27 рулонов туалетной бумаги. Запасы других средств гигиены отсутствовали. Требование закона о еженедельной помывке в душе граждан, содержащихся в ИВС, не соблюдается. Содержащиеся в камерах лица не обеспечены изданиями периодической печати, настольными играми, швейными иглами и нитками для починки одежды. Отсутствуют бачки с питьевой водой, тазы для гигиенических целей и стирки одежды, радиодинамики.
По результатам проверки заместителем прокурора Железнодорожного района г. Улан-Удэ Никонова А.И. внесено представление на имя начальника Управления МВД России по г. Улан-Удэ.
Согласно п.44 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утвержденных Приказом МВД России от 22.11.2005 года №950 (далее Правила), для общего пользования в камеры в соответствии с установленными нормами и в расчете на количество содержащихся в них лиц выдаются: мыло хозяйственное; бумага для гигиенических целей; настольные игры (шашки, шахматы, домино, нарды); издания периодической печати, приобретаемые администрацией ИВС в пределах имеющихся средств; предметы для уборки камеры; уборочный инвентарь для поддержания чистоты в камере; швейные иглы, ножницы, ножи для резки продуктов питания (могут быть выданы подозреваемым и обвиняемым в кратковременное пользование с учетом их личности и под контролем сотрудников ИВС).
В п.45 данных Правил указано, что камеры ИВС оборудуются: индивидуальными нарами или кроватями; столом и скамейками по лимиту мест в камере; шкафом для хранения индивидуальных принадлежностей и продуктов; санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности; краном с водопроводной водой; вешалкой для верхней одежды; полкой для туалетных принадлежностей; бачком для питьевой воды; радиодинамиком для вещания общегосударственной программы; кнопкой для вызова дежурного; урной для мусора; светильниками дневного и ночного освещения закрытого типа; приточной и/или вытяжной вентиляцией; детскими кроватями в камерах, где содержатся женщины с детьми; тазами для гигиенических целей и стирки одежды.
На основании п.47 Правил не реже одного раза в неделю подозреваемые и обвиняемые проходят санитарную обработку, им предоставляется возможность помывки в душе продолжительностью не менее 15 минут. Смена постельного белья осуществляется еженедельно после помывки в душе.
Из ответа Врио начальника УМВД России по г. Улан-Удэ Галданова Б.Д. от 24.10.2020 г., имеющегося в материалах надзорного производства, следует, что штатным фельдшером ИВС проводятся медицинские осмотры с отражением данных осмотров в медицинских журналах, в ИВС Управления имеется книжная библиотека, издания периодической печати, настольные игры. Швейные иглы, ножницы, ножи имеются, в соответствии с п. 44 Приказа МВД России от 22.11.2005 г. №950 выдаются под контролем сотрудников ИВС. В каждой камере имеется санузел, раковина, питьевая вода, в течение дня предоставляется кипяченная вода, дополнительно приобретены тазы для гигиенических целей и стирки одежды. Для помывки подозреваемых и обвиняемых в ИВС Управления имеется отдельное помещение с горячей водой, данные процедуры производятся по предварительной записи и по желанию содержащихся в ИВС с соответствующей отметкой в журнале. В ИВС установлены радиодинамики для вещания общегосударственной программы, организован и обеспечен контроль за своевременным пополнением запасов личной гигиены для лиц, содержащихся в ИВС.
Из справки начальника ИВС Управления МВД России по г. Улан-Удэ Ташланова Д.В. следует, что за весь период времени с 18.08.2020 г. по 03.09.2020 г. нахождения Марухина С.А. в Изоляторе временного содержания подозреваемых и обвиняемых Управления МВД России по г. Улан-Удэ от последнего не поступали письменные обращения и заявления.
Таким образом, учитывая, что проверочные мероприятия в ИВС проводились 03.10.2020 года, а Марухин С.А. содержался в ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ в период с 18.08.2020 года по 03.09.2020 года, то доказательств, что Марухину С.А. в период его содержания в ИВС УМВД по г.Улан-Удэ не предоставлялись тазы для стирки, емкости для помывки полов, для мусора, ершик для санузла, тряпки, дезинфицирующие средства, книги, шахматы, и что он обращался за предоставлением ему указанных предметов, не имеется.
Следовательно, факт незаконности действий (бездействия) должностных лиц ИВС Управления МВД России по г. Улан-Удэ по указанным основаниям не может быть установлен. Выявленные прокуратурой Железнодорожного района г. Улан-Удэ нарушения прав задержанных, арестованных граждан не находятся в прямой причинно-следственной связи с причинением истцу Марухину С.А. какого-либо вреда.
Между тем, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы истца о том, что ему не предоставлялась надлежащим образом медицинская помощь.
Согласно п.122 Правил лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в ИВС проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан и нормативными правовыми актами МВД России. Администрация ИВС обязана выполнить санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Пунктом 123 Правил предусмотрено, что подозреваемые и обвиняемые могут обращаться за помощью к медицинскому работнику, дежурному и начальнику ИВС во время ежедневного обхода камер и опроса содержащихся лиц, а в случае ухудшения состояния здоровья - к любому сотруднику ИВС, который обязан об этом незамедлительно доложить дежурному либо начальнику ИВС. Результаты обхода и оказания медицинской помощи отражаются в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнале санитарного состояния ИВС.
В соответствии с п.124 Правил с целью определения состояния здоровья и наличия телесных повреждений у подозреваемых и обвиняемых при поступлении в ИВС, лиц, освобождаемых из ИВС или передаваемых конвою для этапирования, обязательно проводятся медицинские осмотры, с отражением данных осмотров в медицинских журналах. При отсутствии медицинского работника медицинский осмотр проводит специально подготовленный сотрудник полиции, с последующим осмотром медицинским работником. Подозреваемые и обвиняемые знакомятся с записями в документах и журналах, фиксирующих результаты медицинского освидетельствования, под их личную роспись.
В силу п.125 Правил при ухудшении состояния здоровья либо в случае получения подозреваемыми или обвиняемыми телесных повреждений его медицинское освидетельствование производится безотлагательно медицинским работником ИВС, а в случае отсутствия такового - в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения. Результаты медицинского освидетельствования фиксируются в установленном порядке и сообщаются подозреваемому или обвиняемому. По просьбе подозреваемых или обвиняемых либо их защитников им выдается копия заключения о медицинском освидетельствовании. По решению начальника ИВС либо лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, или по ходатайству подозреваемого или обвиняемого либо его защитника медицинское освидетельствование производится работниками других медицинских учреждений. Отказ в проведении такого освидетельствования может быть обжалован прокурору либо в суд.
Приказом МВД РФ № 1115, Минздрава РФ № 475 от 31.12.1999 года утверждена Инструкция о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел.
Согласно п.21 указанной Инструкции, лица, поступившие в ИВС из учреждений УИС, а также осужденные к лишению свободы обеспечиваются медицинской помощью (кроме скорой) в медицинских учреждениях УИС. О результатах медицинского обследования и характере оказанной медицинской помощи нуждавшимся из этой категории лиц производятся необходимые записи в медицинской документации, находящейся в их личном деле.
Пунктом 23 Инструкции установлено, что лица заболевшие, но не имеющие показаний для госпитализации, обеспечиваются необходимой амбулаторной медицинской помощью в период пребывания в ИВС силами медицинских работников ИВС.
В соответствии с п.25 Инструкции медикаменты, назначаемые медицинскими работниками подозреваемым и обвиняемым, хранятся у дежурного по ИВС (дежурного, помощника дежурного по органу внутренних дел) и принимаются больными только в его присутствии.
Согласно п.26 данного нормативного акта в целях выявления заболевших из числа лиц, содержащихся в ИВС, проверки санитарного содержания помещений ИВС медицинским работником ИВС, в соответствии с графиком работы, производится покамерный обход, результаты которого заносятся в журнал медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, и в журнал санитарного содержания ИВС.
В исковом заявлении Марухин С.А. указывал, что находясь в ИВС, он простыл, в связи с чем, поднялась температура, кожные воспаления.
По данным журнала №4946 медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, Марухин С.А. при поступлении в изолятор временного содержания 18.08.2020 г. (в 20-40) жалоб не предъявлял, о чем собственноручно расписался в указанном журнале.
Как следует из Журнала регистрации подозреваемых и обвиняемых из камер ИВС УМВД по г.Улан-Удэ №4646, Марухин С.А. был этапирован в ФКУ СИЗО-1 20.08.2020 года, 27.08.2021 года, 01.09.2020 года, 03.09.2020 года.
В соответствии с письменным отзывом на исковое заявление представителя ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России, Марухин С.А. не был принят в СИЗО-1 20.08.2020 года, 27.08.2020 года, 01.09.2020 года, что подтверждается соответствующими актами.
Так, актами ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РБ от 20.08.2020 г., от 27.08.2020 г., от 01.09.2020 г. подтверждается отсутствие возможности приема Марухина С.А. в следственный изолятор по медицинским показаниям, поскольку у последнего выявлены признаки ОРЗ, ОРВИ, температура, кашель с отхождением зеленой мокроты, отсутствие обоняния и общая слабость, недомогание.
Согласно акта об отсутствии возможности приема в следственный изолятор по медицинским показаниям от 20.08.2020 года Марухину С.А. были рекомендованы: консультация инфекциониста, анализ на Ковид-19.
Из акта от 27.08.2020 года следует, что Марухину С.А. были рекомендованы: консультация инфекциониста, анализ на COVID-19, консультация хирурга.
Аналогичные рекомендации были даны 01.09.2020 года.
Судом установлено, что из всех перечисленных рекомендаций, Марухину С.А. вызывалась только бригада ГАУЗ «Городская поликлиника №6» для проведения ПЦР-исследований на наличие COVID-19.
По запросу суда, ГАУЗ «Городская поликлиника №6» представили сведения об осуществлении забора биологического материала для лабораторных исследований у Марухина С.А. 21.08.2020 года, 29.08.2020 года, 02.09.2020 года. При этом медицинской бригадой Марухину С.А. каждый раз выставлялся диагноз: контакт с больным и возможность заражения др. инфекционными заболеваниями.
Однако, несмотря на данные обстоятельства, Марухин С.А. в нарушение п.125 Правил, п.23 Инструкции не был направлен к медицинскому работнику ИВС, не был им осмотрен, рекомендованные консультации у врачей ему не были организованы.
Указанное, помимо показаний истца, подтверждается письменными пояснениями начальника ИВС Управления МВД России по г. Улан-Удэ Ташланова Д.В., имеющимися в материалах надзорного производства, согласно которым записей в журнале у фельдшера ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ в период с 2019 по 2020 годы не было, а также показаниями допрошенного в судебном заседании заместителя начальника ИВС Дмитриева Б.В. о том, что осмотр Марухина С.А. в БСМП провести не удалось, ввиду ограничительных мероприятий, связанных с заболеванием COVID-19.
При этом указание данного свидетеля о том, что Марухину С.А. медицинская помощь не требовалась, Марухин С.А. был здоров, суд не принимает во внимание.
Действительно, в журнале №4946 медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС, зафиксировано отсутствие жалоб Марухина С.А. 27.08.2020 г. в 11-30 часов и в 19-40 часов, 01.09.2020 г. в 13-45 часов, о чем собственноручно расписался Марухин С.А. 03.09.2020 г. в 16-40 часов Марухин от подписи в журнале отказался.
Однако, учитывая, состояние здоровья Марухина С.А., имеющиеся рекомендации медицинских работников, суд полагает, что необходимые действия сотрудниками ИВС не были проведены, в установленном порядке медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений государственной или муниципальной системы здравоохранения Марухин С.А. осмотрен не был.
Довод стороны ответчика МВД по РБ, МВД России о возможной симуляции со стороны Марухина С.А. при доставлении в ФКУ СИЗО-1, суд отклоняет, так как сомневаться в компетенции медицинского работника ФКУЗ МСЧ-3 ФСИН России у суда не имеется.
Ссылка стороны ответчиков МВД по РБ, МВД России на то, что решением Советского районного суда г.Улан-Удэ от 15.07.2021 года не были установлены незаконные действия сотрудников ИВС УМВД России по г.Улан-Удэ судом обсуждена.
Как следует из решения Советского районного суда г.Улан-Удэ от 15.07.2021 года, Апелляционного определения ВС РБ от 29.11.2021 года, в указанных судебных актах рассматривались требования истца о причинении ему компенсации морального вреда ввиду заболевания Марухина С.А. туберкулезом из-за выявленных Прокуратурой Железнодорожного района г.Улан-Удэ нарушений содержания задержанных, арестованных граждан в ИВС. Судами факт незаконности действий (бездействия) должностных лиц ИВС Управления МВД России по г.Улан-Удэ не установлен, не была установлена и причинно-следственная связь между предполагаемыми незаконными действиями (бездействием) должностных лиц и вредом, на который ссылался истец.
Таким образом, в рассматриваемом деле истец обосновывал компенсацию морального вреда иными обстоятельствами.
Учитывая вышеизложенное, то, что ответчиками МВД России, МВД по РБ, третьим лицом УМВД России по г.Улан-Удэ, не представлено доказательств того, что истцу оказывалась надлежащая медицинская помощь при нахождении последнего в ИВС Управления МВД России по г.Улан-Удэ, суд приходит к выводу, что сотрудники полиции УМВД России по г. Улан-Удэ требования федерального законодательства, в части содержания истца под стражей, надлежаще не выполняли.
Поскольку факт содержания истца в ИВС в условиях, не соответствующих установленным нормам, влечет нарушение прав истца, гарантированных законом, и сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания и переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы, то в соответствии с упомянутыми выше правовыми нормами является основанием для признания требований истца о взыскании компенсации морального вреда правомерными.
При этом суд учитывает разъяснение, содержащееся в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 10.10.2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», в соответствии с которыми лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы.
Причиненный истцу в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС УМВД России по г. Улан-Удэ вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации.
На основании положений ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа, от имени казны Российской Федерации выступает главный распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.
Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 г. № 248 утверждено Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 63 пункта 12 данного Положения Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства внутренних дел России и реализацию возложенных на него задач, является получателем средств федерального бюджета, а также главным администратором (администратором) доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в качестве надлежащего ответчика по данному иску, предъявленному к МВД по РБ, должно выступать Министерство внутренних дел Российской Федерации, как главный распорядитель средств федерального бюджета по отношению к своим территориальным органам, а не МВД по РБ и не Министерство финансов РФ.
В связи с изложенным, обязанность по исполнению решения должна быть возложена на Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (ст. 1101 ГК РФ).
Определяя размер компенсации морального вреда, суд в соответствии со ст.1101 ГК РФ исходит из характера причиненных истцу нравственных страданий, требований разумности и справедливости, индивидуальных особенностей истца, обстоятельств дела. Так, суд принимает во внимание, общую продолжительность содержания истца в ИВС УМВД России по г. Улан-Удэ, частичное подтверждение доводов истца, то, что остальные доводы истца не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела, доказательств ухудшения состояния здоровья Марухина С.А., вызвавшего заболевание туберкулезом, ненадлежащими условиями содержания суду не представлено, вступившим в законную силу решением суда от 15.07.2021 года не установлено. При таких обстоятельствах, суд считает разумной и справедливой компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 5 000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░ ░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░