ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
дело № 33а-14315/2021 (2а-892/2020)
г. Уфа 11 августа 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Портновой Л.В.
судей Багаутдиновой А.Р.
Искандарова А.Ф.
при секретаре судебного заседания Галиеве Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Исхакова Рустяма Ришатовича к Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан о признании незаконным бездействия, обязании рассмотреть его заявления по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан на решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2021 года.
Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия
установила:
Исхаков Р.Р. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, мотивируя тем, что занимается деятельностью в области сельского хозяйства на территории муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан, обращался в адрес административного ответчика с заявлениями о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами №..., однако извещения о предоставлении земельных участков административный ответчик не опубликовал и не принял решения об отказе в предоставлении земельных участков административному истцу в нарушение требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации. Судьба спорных земельных участков ему не известна, информация о рассмотрении поданных им заявок отсутствует.
В административном иске Исхаков Р.Р. просил признать незаконным бездействие Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по оставлению без рассмотрения его заявлений о предоставлении земельных участков; обязать рассмотреть его заявления о предоставлении земельных участков.
Решением Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2021 года административные исковые требования Исхакова Р.Р. удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с указанным решением суда, Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан обратилась с апелляционной жалобой, ссылаясь на то обстоятельство, что ими заключено соглашение с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, в рамках которого последнему были направлены для разрешения все заявления Исхакова Р.Р. В связи с этим бездействие со стороны Администрации муниципального района отсутствует. Суд при вынесении решения не учел пропуск Исхаковым Р.Р. срока обращения в суд с заявленными требованиями. О непредставлении ответа административный истец должен был узнать по истечении 30 дней с момента обращения с заявлениями, однако с административным иском административный истец обратился только 08 апреля 2021 года.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного ответчика Глушкову Г.Ф., поддержавшую жалобу, объяснения представителя административного истца Насртдиновой Р.Р. о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным истцом 22 мая, 27 августа 2020 года и 26 января 2021 года в Администрацию муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан подано пять заявлений о намерении участвовать в аукционах на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами №....
Ссылаясь на не рассмотрение указанных заявлений и непринятие по ним мер, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, Исхаков Р.Р. обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор и принимая решение об удовлетворении заявленных им требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того обстоятельства, что до настоящего времени в нарушение требований статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации каких-либо решений по заявлениям административного истца административным ответчиком не принято.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на установленных по делу фактических обстоятельствах и не противоречат действующему законодательству.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе (пункт 4 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу приведенных положений закона административный ответчик, получив заявления административного истца о намерении участвовать в аукционах, обязан был принять соответствующее решение и уведомить о нем административного истца, однако доказательств принятия решений о проведении аукционов на право заключения договоров аренды в отношении вышеуказанных земельных участков административным ответчиком не представлено.
Доводы административного ответчика об отсутствии с его стороны бездействия со ссылкой на заключенное с Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан соглашение от 18 декабря 2019 года, в рамках которого последнему были направлены для разрешения все заявления Исхакова Р.Р., судебной коллегией отклоняются, поскольку именно Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан является органом, уполномоченным на принятие решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Соглашением же от 18 декабря 2019 года на Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан возложена обязанность подготовки проектов решений по вопросам управления и распоряжения земельными участками, проектов документов по организации торгов на право заключения договоров аренды. При этом пунктом 2.1.7 указанного соглашения установлено, что администрация обязана осуществлять контроль за исполнением комитетом полномочий по управлению имуществом.
Также нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о пропуске Исхаковым Р.Р. срока обращения в суд с заявленными требованиями, поскольку в силу части 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Принимая во внимание то обстоятельство, что обязанность по проведению аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков административным ответчиком до настоящего времени не исполнена, доказательств обратного суду не представлено, доводы административного ответчика о пропуске Исхаковым Р.Р. срока для обращения в суд с заявленными требованиями нельзя признать состоятельными.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права также не установлено.
Оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, изученным материалам административного дела, судебной коллегией не выявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Иглинского межрайонного суда Республики Башкортостан от 25 мая 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Л.В. Портнова
Судьи А.Р. Багаутдинова
А.Ф. Искандаров
Справка: судья Тарасова Н.Г.